Истерика в Москве по поводу отставки Майкла Флинна, советника по национальной безопасности президента США Дональда Трампа, очень ярко продемонстрировала, что значил этот политик, а главное, что значил его шеф, для Кремля. Сенатор Алексей Пушков назвал отставку Флинна паранойей и охотой на ведьм. «Флинна "ушли" не из-за его промаха, а из-за развернутой агрессивной кампании. "Русский, на выход!"- говорит Пушков (насчет того, что Флинн – русский - ценное признание).
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев поспешил обвинить Трампа в несамостоятельности: «Либо Трамп не обрёл искомой самостоятельности, и его последовательно (и небезуспешно) загоняют в угол, либо русофобия поразила теперь уже и новую администрацию сверху донизу».
Насчет того, что «Трамп не обрёл искомой самостоятельности», - это в точку. Откуда ей взяться-то? Впрочем, я, конечно, понимаю, что имел ввиду под «самостоятельностью Трампа» Косачев. «Самостоятельность» по-кремлевски - это когда купленный или зависимый по другим причинам от Москвы политик пляшет под ее дудку. А если не пляшет, то он ту же «несамостоятельный».
Вообще мне уже приходилось писать после победы Трампа и ликования по этому поводу в России, что пить шампанское и потирать потные ручонки рановато. Да, постарались, протащили Трампа в Белый дом массированными вбросами дезинформации, взломами ресурсов Демократической партии, покупкой известных в прошлом американских политиков и экспертов и так далее. Но Трамп-то все равно будет президентом США, а не России…
Российский журналист и писатель Аркадий Бабченко пишет о кремлевских: «А что, прям вот реально все думали, что вот придет Трамп - и снимет санкции, и признает Крым российским? Серьёзно?».
Самое забавное, что, да, серьезно. Именно так и думали. Мы, в связи с этим, конечно, можем в очередной раз порассуждать об адекватности нынешнего руководства России, но зачем? И так давно понятно — неадекватно. Живет в своем мире. Но дело не только в этом. Эта неадекватность так или иначе поощрялась мировым сообществом. С 2008 года Путин идет от успеха к успеху. И никто ему всерьез за исключением вооруженных сил Украины пока не мешал. Все пытаются уговаривать или «сотрудничать». В этом кстати, одна из причин его побед.
Люди мало мальски адекватные естественно понимают, что с точки зрения глобальной стратегии путинские успехи последних лет - мелкие, тактические и в конце концов приведут РФ к тотальной катастрофе. Но это в будущем. А пока, что видит обыватель, в том числе, обыватель кремлевский? Южную Осетию захватили, Грузию геройски разгромили, потом захватили у Украины Крым, потом оттяпали у нее часть Донбасса, потом разбомбили Алеппо, потом посадили на царствие в Америке Трампа. Что не так? От успеха к успеху...
И вот первый явный зримый облом. Отставка Флинна – это ведь на самом деле не просто отставка. Это маленькая катастрофа кремлевской политики на американском направлении. Вложили то ли десятки, то ли сотни миллионов долларов в победу Трампа и вот оказывается он не «наш». Причем, к этому поражению напрямую привела одна из перечисленных выше замечательных «побед». Очередное головокружение от очередной тактической победы закончилось. Задушевный собеседник российского посла в Вашингтоне Сергея Кисляка, советник по национальной безопасности президента США Майкл Флинн отправлен в отставку, не проработав и месяца в своей должности.
А тут еще пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер официально заявляет, что России должно "вернуть" оккупированный Крым и отказаться от насилия на востоке Украины.
Да что Спайсер! Сам Трамп подчеркнул в своем твиттере «TAKEN» («взять»), когда говорил о том, что сделала РФ в отношении Крыма. «Crimea was TAKEN by Russia during the Obama Administration. Was Obama too soft on Russia?» («Крым был ВЗЯТ Россией при администрации Обамы. Был ли Обама слишком мягким к России?»). Понятно, что вопрос Трампа - риторический.
И вот в Кремле наконец осознали неприятную новость: Трамп уже не друг. Константин Эггерт в своей колонке в Deutsche Welle сообщил, что государственный меди-холдинг ВГТРК, в который входит в том числе телеканал «Россия», получил указание, суть которого «сводится к короткой фразе: “Трампа больше нет”».
А на что в Кремле вообще рассчитывали, протаскивая миллиардера в Белый дом? Что они заплатили, что у них есть компромат на него и по этой причине он будет послушно плясать под их дудку? Так это же США — все еще крупнейшая экономика и военная сила в мире. Да и президент там не всевластен — сплошные ограничения — Конгресс, суд, общественность, СМИ. Чем они там, в Кремле, думали?
Собственно, общим местом стало рассуждение, что Путин хороший тактик, но никудышный стратег. В истории с Трампом – это проявилось в очередной раз. То, что общих точек соприкосновения у Америки с Россией крайне мало было известно давно. Но Путин и Трамп на что-то надеялись. На что? Трамп простодушно надеялся, что уговорит Путина дружить против Китая и Ирана. Но для Москвы это абсолютно неприемлемо. Пекин ей нужен как политический союзник и фактор стабильности на Дальнем Востоке. А с Тегераном у Москвы теснейшее экономическое и военное сотрудничество.
Путин не менее простодушно рассчитывал, что Трамп развалит НАТО, торпедирует Евросоюз и признает Крым российским. Трамп, конечно, не семи пядей во лбу, но не полный же идиот. И вот уже новый глава Пентагона Джеймс Мэттис расставляет все точки над «i», заявляя, что намерен выстраивать отношения с Россией с позиции силы. Министр обороны РФ Сергей Шойгу требует объяснений, а Мэттис отвечает, что не видит смысла объясняться. И так все четко и ясно объяснил. Не догоняете? Ваши проблемы! Наоборот, на саммите министров обороны Североатлантического альянса он говорит об «агрессивных» действиях Москвы и провозглашает: «Верность США обязательствам по статье 5 и взаимной обороне несокрушима».
Напомню, что статья 5 договора о создании НАТО гласит, что нападение на одну из стран Альянса, рассматривается, как нападение на весь Альянс в целом и обязывает всех его участников незамедлительно реагировать на это.
О чем могут договориться Трамп и Путин? В лучшем случае о пролонгировании договора СНВ-3, который Трамп в телефонном разговоре с Путиным, впрочем, уже успел назвать плохим». Может быть, о разграничении сфер влияния в Сирии. Но кому она уже интересна, Сирия? Обама, Меркель и другие лидеры Запада возмущались жестокостью действий Путина в Алеппо, но сейчас там гробовая тишина, а в других местах Сирии и Ирака война идет своим ходом и будет еще долго идти.
Во внутренней политике у Трампа все тоже совсем не хорошо. За месяц после инаугурации в его зачете одна неудача за другой.
Напомню, едва войдя в Белый дом, он тут же объявил, что намерен непременно реализовать свое предвыборное обещание - построить сплошную стену между США и Мексикой для защиты Америки от нелегальных иммигрантов с юга.
Результат этой его инициативы на сегодня лишь в заявленной сумме этого проекта в 21 млрд долларов, которая, вероятно вдохновляет только намеченных для этого дела генподрядчиков, да в напрочь испорченных отношениях с крупнейшим (по численности населения после США) соседом Америки — Мексикой. Плюс начались массовые забастовки мигрантов.
Второй решительный шаг Трампа - указ о запрете приема беженцев из ряда мусульманских стран. Новый глава Белого дома, зная, что это тоже не очень популярное в Америке деяние, намеревался обойти малопроходимую для него в данном случае процедуру голосования в Конгрессе с помощь такого инструмента, как президентский указ. Беда для него заключается в том, что Америка — не Россия, где президентские указы — это все. В США есть еще такая штука (неведомая в РФ), как судебная власть, которую никто, включая и главу государства, просто так перешагнуть или отодвинуть в сторону без самых тяжелых для себя последствий в виде импичмента, не может. Что и было продемонстрировано 3 февраля в Сиэтле федеральным судьей ДжеймсомРобартом, который ввел временный запрет на исполнение этого указа, удовлетворив иск властей штатов Вашингтон и Миннесота.
Трамп, получивший такую оплеуху на первом же месяце своего президентства, продолжает хорохорится, уверяя, что преодолеет блокировку суда с помощью нового указа. Но никто ведь не гарантирует, что и этот новый указ не будет заблокирован судебной властью. Если же он все же протащит его, американцы напомнят ему, как была встречена его победа и его инаугурация – беспрецедентными манифестациями протеста.
Характерно, что вице-президент США Майк Пенс еще до инаугурации Трампа заявил, что первым шагом избранного президента будет отмена программы "Obamacare" – реформа американской системы медицинского страхования. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках этой программы, но в данном случае я просто обращу внимание, что Трамп, придя в Белый дом, эту тему пока не педалирует. Не до того ему сейчас, чтобы выдвигать очередной спорный указ. И так проблем выше крыши. Мы ведь здесь даже не затронули тему расследования его связей с Россией, которую разрабатывают и Конгресс, и могущественные спецслужбы США. А это уже реально попахивает импичментом.
Отмечу, что известный российский журналист Владимир Познер написал на днях, что, по его мнению, Трамп может не досидеть в своем кресле до конца своего первого срока. С ним можно часто не соглашаться, но тут добавить нечего. За исключением того, что, возможно, если Трамп будет вести себя так и дальше, то он может не досидеть в президентском кресле не только до конца срока, но и до конца этого года.