Формальным поводом для отставки советника Дональда Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна стал скандал в СМИ, в результате которого выяснилось, что Флинн ввел в заблуждение вице-президента США Майка Пенса относительно содержания своих разговоров с российским послом Сергеем Кисляком еще до вступления Трампа в должность.
Однако многие американские политики, эксперты и журналисты настаивают: бывший советник президента является далеко не единственным и даже не главным связующим звеном новой администрации и Кремля. И сейчас в американском истеблишменте, похоже, началась довольно жесткая борьба, целью которой является выявление всех компрометирующих Белый дом отношений с Москвой.
Напомним, что скандал начался с того, что «The Washington Post» со ссылкой на «чиновников, имеющих доступ к разведывательным и правоохранительным органам США», опубликовал информацию о том, что Майкл Флинн приватно обсудил с Кисляком санкции США против России, несмотря на то, что бывший советник президента неоднократно утверждал, что в своих переговорах с российским посольством не затрагивал эту тему.
«Девять действующих и бывших чиновников, находившихся на руководящих должностях в нескольких агентствах во время телефонных переговоров между Флинном и Кисляком, на условиях анонимности сообщили, что отсылки Флинна в разговоре к связанным с выборами санкциям были очевидны. Двое из этих чиновников пошли еще дальше, заявив, что Флинн призвал Россию не слишком остро реагировать на наказание, введенное президентом Бараком Обамой, дав понять, что обе стороны смогут рассмотреть этот вопрос после того, как Трамп был приведен к присяге в качестве президента», – отмечает издание.
«Лукавство» в этом вопросе стоило Флинну карьеры и должности, на которой, к слову, он не продержался и месяца.
Однако маховик начатого в Вашингтоне расследования, похоже, только набирает обороты. Так, сенатор-республиканец Рой Блант во вторник заявил о необходимости проведения исчерпывающего расследования связей администрации Трампа с Россией. Такого же мнения придерживаются и сенаторы-демократы, которые прямым текстом заявляют: одним лишь Флинном контакты администрации Трампа и России не заканчиваются.
«Американская национальная безопасность требует, чтобы мы не позволили одному лишь Майклу Флинну стать козлом отпущения в тревожных связях администрации с Россией», – написала в своем твиттер-аккаунте сенатор от штата Массачусетс Элизабет Уоррен.
«Путин будет разочарован отставкой Флинна. Я считаю, что он был, вероятно, не шпионом, а лишь тем, кого СВР именует «доверенным лицом» в Белом доме», – вторит ей бывший начальник операций ЦРУ по России Стивен Холл.
Вслед за политиками и экспертами, американская пресса также не планирует «спускать на тормозах» происходящее в Белом доме – в том числе из-за нетактичного поведения Трампа к СМИ.
Так, «New York Times» опубликовал статью о том, что, согласно записям телефонных переговоров, участники президентской кампании и другие помощники Трампа «находились в постоянном контакте с высокопоставленными чиновниками российской разведки в год перед выборами». Издание ссылается на комментарии четырех нынешних и бывших американских чиновников, и отмечает, что переговоры были перехвачены в то же самое время, когда американская разведка и ФБР обнаружили доказательства вмешательства России в президентские выборы и взлом серверов Демократической партии. Также информация появилась и на CNN. При этом медиа «припомнили» Трампу и пылкое преклонение перед Путиным, и призыв к российским спецслужбам «найти» недостающие письма Хиллари Клинтон, и бизнес-связи его помощников с Москвой.
Помимо этого, «New York Times» сообщил, что президент Трамп более чем две недели назад был проинформирован о том, что его советник по национальной безопасности Майкл Флинн не рассказал всей правды о своих взаимоотношениях с послом России. В связи с этим член Комитета по вооруженным силам Конгресса США Адам Смит поднял «серьезные вопросы о том, кто именно в Белом доме знал об уязвимости Флинна для шантажа и использования со стороны российского правительства, и когда они узнали об этом».
Вполне логично, что на фоне подобных разбирательств Дональд Трамп и члены его команды пытаются максимально дистанцироваться от Москвы. Как справедливо заметил Виталий Портников, «Путин – это теперь ходячая политическая смерть Трампа», и общение с ним будет лишь увеличивать поток подозрений.
Примером такого «дистанцирования» может служить и заявление Белого дома о том, что России следует вернуть Крым Украине. Однако в случае, если скрытые договоренности или «неуставные» контакты, о которых намекают сенаторы и пресса, действительно имели место, Украине не стоит слишком доверять таким заявлениям, поскольку их исполнение может напрямую зависеть от готовности или неготовности Конгресса и правоохранительных органов доводить расследование до конца.
Тем более, что глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности России Виктор Озеров прямым текстом заявил, что подобные высказывания «могут быть связаны с желанием администрации «приглушить» недовольство американского истеблишмента» пророссийской позицией президента. То есть он дал понять, что Трамп и его приближенные сказали лишь то, что от них ждали услышать, и не более того.
При этом на данный момент не было обнародовано никакой информации о том, на каких условиях Майкл Флинн мог обсуждать с российским послом снятие санкций, и заключались ли вообще какие-то сделки и обещания насчет грядущих геополитических решений.
В то же время после победы Трампа на президентских выборах в США Москва стала чувствовать себя увереннее как на внешней арене, так и внутри страны.
Например, внутри России повторно пытались отравить оппозиционера Владимира Кара-Мурзу и снова вынесли обвинительный приговор Алексею Навальному.
Во внешней политике наблюдается не менее напряженная ситуация. В Украине усилилоось вооруженное противостояние между российскими боевиками и силами ВСУ, особенно в районе Авдеевки. Таким образом, на данный момент ничего не говорит о скором окончании войны.
Россия также пытается, как опасаются европейские дипломаты, развязать гражданскую войну в Ливии - чтобы спровоцировать в Европе новый кризис беженцев, наподобие сирийского. Очередное обострение началось и на Балканах, и тоже не без участия Москвы. При этом интересно, что пророссийские сербские радикалы, по словам политолога Венцислава Буйича, абсолютно уверены в своей безнаказанности, и прямо заявляют, что новая администрация США ни при каких условиях не будет чинить им препятствий.
О «ползучей оккупации» своих стран со стороны России говорят эксперты из Беларуси, Армении и Грузии. Некоторые аналитики предсказывают неизбежную дестабилизацию в Центральной Азии, также выгодную Москве с целью уменьшить китайское влияние в регионе.
И теперь будет весьма интересно проследить, повлияет ли формальное усиление антироссийской риторики Белого дома на фактические действия Кремля. А также сможет ли Вашингтон оказать стабилизирующее влияние в странах, оказавшихся в роли возможных мишеней для новой агрессии России.