ГоловнаСвіт

Москва - столиця ще більш північної Кореї

Чем ниже цена нефти – тем больше надежд, что путинский режим не продержится долго. Эта приятная мысль – мол, Россия неизбежно изменится, как СССР в конце 1980-х, когда нефть драматически подешевела – теперь встречается во многих источниках: и у западных публицистов, и у украинских политиков, и у российских оппозиционеров с экономистами.

Аргументы при этом солидные – если нефть будет стоить так дёшево ещё несколько лет, то главным словом в России вновь станет бедность, и общество поймёт, даже несмотря на телевизионное оболванивание, что это не Путин сделал 2000-е годы, как их называли, тучными – это нефть постаралась, когда стоила в разы больше, чем сейчас. Ну а Путин всего лишь талантливо провёл операцию прикрытия для крупнейшей в российской истории кражи – всего того богатства, которое принесла в Россию высокая цена нефти.

Фото: EPA/UPG

Но следует ли из этого, что режим в России может измениться в лучшую сторону, как при Горбачёве? Потенциал для чего вообще есть сегодня в России – для того, чтобы режим вновь обрёл человеческое лицо, или для дальнейшего озлобления?

Чучхейский шик

Как ни странно, если прислушаться к эху недавнего взрыва в Северной Корее, то можно разобрать ответ на эти вопросы о будущем путинской России. Дело в том, что пхеньянские товарищи решили отпраздновать наступление нового года с особенным шиком – и взорвали водородную бомбу. Ну, по крайней мере, именно о водородной бомбе они сообщили миру, зафиксировавшему ненормальную сейсмическую активность на территории КНДР. По словам экспертов и представителей ведущих держав, которые наблюдают за развитием событий на Корейском полуострове, мощность бомбы всё-таки была слишком маленькой для водородной – больше похоже на тривиальный ядерный заряд, примерно такой же, какой сбросили на Хиросиму.

На экране - сюжет северокорейского телеканала о взрыве водородной бомбы
Фото: EPA/UPG
На экране - сюжет северокорейского телеканала о взрыве водородной бомбы

Впрочем, от этого уточнения легче никому не стало – проблема же не в бомбе, а в тех, кто производит такие взрывы. Страны-соседи КНДР вместе с Соединёнными Штатами опять задумались, что же делать с этим злополучным государством, которое создаёт столько проблем. И что в итоге придумали? Вы будете смеяться – они могут усилить санкции против КНДР и созвали экстренное заседание Совета безопасности ООН. Интересно, в Пхеньяне хоть заметили это? Можно представить, например, Барака Обаму, который выходит к журналистам в Белом Доме и говорит: Ким Чен Ын, ты вонючка! Пожалуй, эффект был бы больше.

Вдумайтесь – КНДР окружены супервлиятельными странами, но и они не способны обуздать режим Кимов. Япония, Южная Корея, Китай… Причём одна из целей китайской внешней политики – это безъядерный статус Корейского полуострова и спокойные отношения между двумя корейскими государствами. Пекинские товарищи очень просили пхеньянских больше ничего не взрывать. А тут такой плевок в лицо! Вполне зримо в регионе присутствуют и американские силы, которых всегда слишком мало для японцев и южных корейцев, но всегда слишком много для тех же китайцев. Кстати, госсекретарь США Джон Керри провёл длительные телефонные переговоры с китайским министром иностранных дел о северокорейской проблеме и всех этих взрывах, которые так любят в Пхеньяне. Что решили? Да ничего…

Хорошо, правда, что в Москве равнодушны к Дальнему Востоку и в дела вокруг Кореи особенно не вмешиваются, не усугубляя кризис хотя бы в этой части света.

Всё-таки Кремль – это почти в Сирии, а то, что от Владивостока рукой подать до полигона, где северокорейцы устроили новогодний фейерверк, – не мешает жить Башару Асаду и какому-нибудь Геннадию Тимченко, так что нечего и беспокоиться.

Фото: EPA/UPG

При этом северокорейская ядерная программа не просто источник извращённых развлечений для династии Кимов – КНДР уже помогла Пакистану с ядерным оружием. Даже у Каддафи в своё время оказалось кое-что по этой теме от пхеньянских товарищей! А сегодня в мире есть и другие силы, заинтересованные в том, чтобы обладать собственной Бомбой. Что если какое-нибудь очередное воплощение Халифата сэкономит на смертниках и заплатит Киму за ядерные материалы? Эта угроза может показаться надуманной, но она, тем не менее, существует, и её вероятность вряд ли сильно ниже, чем была у недавних крупных терактов в Париже.

На дне

КНДР, сохраняясь и в 2016-м году, показывает, что тирания может очень долго искать дно и так и не найти его. Представьте себе – под властью уже третьего Кима живут двадцать четыре миллиона человек. Ещё раз: это как половина Украины или две Чехии. Всё время на грани массового голода – и в 1990-е в КНДР таки был массовый голод. По соседству с очень развитыми странами, о качестве жизни в которых северокорейцы кое-что узнали за последние десятилетия. С фальшивой политической системой. В стране процветает коррупция. Единственный вариант работающей экономики – теневая. Ещё раз: КНДР создаёт проблемы, без преувеличения, всему миру из-за своей ядерной программы. Какие санкции против Пхеньяна ещё не применяли? Ну разве что военную интервенцию. Пока что нет желающих воевать за свободу этих двадцати четырёх миллионов человек – и Ким позволяет себе делать что угодно.

Возможен ли подобный вариант для путинской России? Вполне. Стоит помнить, что вовсе не снижение цены нефти в 1980-х стало решающим фактором для падения советской системы, а неготовность пролить в решающий момент столько крови, сколько было нужно, чтобы спасти советскую власть. Это блестяще описал Егор Гайдар в своей книге «Гибель империи». И далеко не нефть вообще заставила СССР меняться в те годы – советское руководство само оказалось недовольно советской системой и начало реформы сверху. Простой вопрос: хватит ли у Путина ненависти, чтобы утопить в крови возможные политические перемены и сохранить свою власть при любом развитии событий? Вероятно. Способен ли Путин испытать недовольство своей же системой и начать реформы сверху? Вряд ли, он слишком заврался, чтобы теперь ослабить хватку. А что если Путин добровольно уйдёт из власти, и перемены выпадут на долю преемника? Нет, этот может только умереть на посту.

Фото: EPA/UPG

***

Представьте себе КНДР, только в разы больше. Северокорейцев, только с европейскими чертами лица и не таких изголодавшихся. Телевидение, которое по форме как западное, но по сути – как стенгазета в ГУЛАГе. Вождя, который считает, что надо быть не пухленьким, чтобы нравиться народу, а моложавым и подтянутым. Режим, который не бомбы взрывает, чтобы показать своё могущество и отпраздновать очередной год своего существования, а целые страны доводит до состояния войны. И западных политиков, только ещё более растерянных.

Представили? Так вот, нам, как и остальным соседям этой Ещё-Более-Северной Кореи со столицей в Москве, чтобы гарантировать себе защиту, придётся стать Ещё-Более-Южной Кореей. То, что цена нефти снижается, – это приятная мелочь для нас, которая просто скрашивает драму такого соседства. А вот то, что мы не растём, – это преступление по отношению к нашему собственному будущему. Кто знает, с каким кремлёвским безумием придётся столкнуться ещё через несколько лет?

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram