ГоловнаСвіт

​Между Израилем и Палестиной - стена

Израиль, после недельного обмена ударами с палестинскими боевиками, согласился на перемирие. Предположений о мотивах новой конфронтации, равно как и предлагаемых решений хватает, но ясно лишь одно - это далеко не конец.

Газа в руинах
Фото: EPA/UPG
Газа в руинах

Военная операция Израиля в секторе Газа, получившая название "Облачный столп", началась 14 ноября. В течение следующих семи дней Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) наносила удары по стратегическим военным объектам правящего в секторе "Исламского движения сопротивления" (ХАМАС). Боевики движения, а также такие радикальные группировки, как "Исламский джихад" и "Ат-Таухид валь-Джихад", в свою очередь, отвечали ракетными обстрелами территории еврейского государства. В результате эскалации погибли 163 палестинца и пятеро израильтян.

21 ноября стороны заключили перемирие. Его условия со стороны Израиля состоят в том, что обстрел территории еврейского государства полностью прекратится. ХАМАС же требует снять блокаду, введенную в 2007 году, после прихода исламистов к власти в секторе, открыть границы и прекратить точечные ликвидации полевых командиров движения, как это случилось с лидером боевого крыла ХАМАСа – бригады "Бригады мучеников Изеддина аль-Кассама" – Ахмадом Аль-Джабари. Стоит отметить, что Джабари, который в Газе считался вторым человеком после премьер-министра Исмаила Хании, был убит всего через несколько дней после достижения неофициального перемирия при посредничестве Египта. Более того, именно он представлял ХАМАС на переговорах.

Нынешнее перемирие между противоборствующими сторонами, скорее всего, также продлится недолго. Виной тому тот факт, что их политические воззрения, несмотря ни на что, остаются непримиримыми. ХАМАС отказывается признавать право Израиля на существование, а тот, со своей стороны, не соглашается предоставлять палестинцам автономию.

В то же время ведущие политические партии Палестинской национальной администрации - ХАМАС и "Движение за национальное освобождение Палестины" (ФАТХ), контролирующее Западный берег реки Иордан, несмотря на свои разногласия, объединили свои усилия на фоне недавнего конфликта. Как заявил представитель ФАТХ: "Мы ставим точку в нашем разделении".

Палестинская правда
Фото: EPA/UPG
Палестинская правда

Между тем, что же побудило стороны к боевым действиям? Обстрелы израильской территории из сектора Газа, с изменяющейся интенсивностью, происходят в течение многих лет. Но в этот раз, впервые со времен военной операции "Литой свинец" 2009 года, Израиль решил активизировать боевые действия. Многие аналитики объясняют это тем, что в преддверии парламентских выборов глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху решил повысить свой рейтинг. Однако у него и его коалиционной партии "Ликуб-Бейтену" и без того не было реальных конкурентов. Кроме того, после того, как стороны договорились о перемирии, рейтинг премьера снизился, поскольку многие израильтяне были против такого шага.

Другие эксперты утверждают, что Израиль не мог больше терпеть растущее число обстрелов со стороны палестинских боевиков, особенно в связи с тем, что Иран начал поставлять палестинцам ракеты "Фаджр-5", которые способны поражать цели на расстоянии до 75 км. Таким образом, по словам экспертов, ХАМАС мог бы проводить массированный обстрел не только юга, но и центра Израиля, в том числе пригородов Тель-Авива и Иерусалима. Однако израильские военные утверждают, что система ПРО "Железный купол" работает с эффективностью 90% и, следовательно, обстрелы не представляют серьезной угрозы для еврейского государства. Впрочем, с этим вряд ли согласятся жители населенных пунктов, подвергающихся ударам.

Существует также мнение, что операция Израиля в Газе являлась попыткой нарушить отношения между ХАМАСом и правительством египетского президента Мохаммеда Мурси. Эту версию объясняют тем фактом, что пришедшие к власти в Египте "Братья-мусульмане" и палестинское движение состоят в политическом и идеологическом союзе. Между тем, Египет не предоставляет ХАМАСу военной поддержки, а также выступил посредником на переговорах о прекращении огня.

Международные эксперты также озвучили множество мнений по поводу того, каким образом положить конец конфликту между Израилем и Палестиной. Некоторые из них говорят о том, что конец противостоянию положит лишь признание суверенного государства Палестина со столицей в Иерусалиме и возврат палестинцам всех оккупированных Израилем территорий. При этом они ссылаются на решение Лиги Наций по территории бывшей Оттоманской Палестины, принятое 24-го апреля 1920-го года на конференции в Сан-Ремо, которое полностью сохраняет свою силу и в наши дни. Помимо этого, 133 государства-члены Генассамблеи ООН уже признают Палестину как государство со столицей в Восточном Иерусалиме, а Палестина имеет в этих странах свои посольства.

Премьер-министр ХАМАС Исмаил Хания на празднике  в честь перемирия
Фото: EPA/UPG
Премьер-министр ХАМАС Исмаил Хания на празднике  в честь перемирия

Также общепризнанные нормы международного права, гласящие, что граждан одного государства запрещено селить на территориях, завоеванных в ходе войны, подтверждает резолюция Совета Безопасности ООН №242. Израиль, тем не менее, продолжает создавать поселения на Западном берегу, захваченном им в ходе войны 1967 года, где живут около 600 тысяч израильских поселенцев, которых защищает ЦАХАЛ, и более 2,5 миллионов палестинцев. В Газе же ситуация несколько иная. Так, более половины населения Газы, а это около 1,6 миллиона человек, живут на положении беженцев на территории, более чем в четыре раза уступающей Киеву по площади. Однако, в отличие от Западного берега и Восточного Иерусалима, у Израиля нет долгосрочных территориальных притязаний в Газе.

29 ноября лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас намерен попытаться добиться для Палестины статуса наблюдателя в ООН. Хотя статус вряд ли поможет в признании суверенитета Палестины, он, тем не менее, позволит палестинцам расширить поле для маневров на международной арене.

Израиль же тем временем продолжает развиваться. Его экономический рост, военный потенциал и технологическое развитие дают ему существенное преимущество над противниками из арабского мира. Кроме того, Израиль - единственная страна на Ближнем Востоке, обладающая современным ядерным потенциалом. Поэтому уместно говорить о том, что прекращение конфликта между Израилем и палестинцами зависит не столько от обретения последними независимости, сколько от желания первого установить мир.

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram