ГоловнаСвіт

Польская оппозиция опубликовала свою версию крушения самолета Качиньского

Польский президентский борт Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку.

Польская оппозиция опубликовала свою версию крушения самолета Качиньского
Фото: rusplt.ru

Парламентская группа по расследованию причин катастрофы польского президентского лайнера Ту-154 под Смоленском, состоящая из членов оппозиционной в Польше партии "Закон и справедливость", обнародовала собственную версию событий двухлетней давности, согласно которой крушение произошло в результате взрывов.

Доклад под названием "28 месяцев после Смоленска" был опубликован в понедельник на сайте парламентской группы. В 169-страничном документе группа, возглавляемая депутатом Антони Мацеревичем, опровергает выводы официального следствия.

По мнению авторов доклада, причиной катастрофы стали не плохие погодные условия и ошибка пилотов, а взрывы на борту. Об этом якобы свидетельствуют результаты экспериментов, проведенных экспертами, задействованными авторами доклада.

"Как следует из этой реконструкции, наиболее вероятной причиной трагедии были взрывы, которые уничтожили самолет в воздухе, а значит, непосредственная ответственность за трагедию несут не пилоты или атмосферные условия, а до сих пор неустановленные лица", - говорится в докладе.

Как отмечается в докладе, авиакатастрофа произошла на фоне противостояния премьер-министра Дональда Туска и президента Леха Качиньского. Авторы доклада обвинили также правительство Польши в "передаче" расследования российской стороне. Один из разделов доклада посвящен критике расследования, проведенного Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) и польской комиссией по расследованию обстоятельств авиакатастрофы.

Главными экспертами доклада оппозиционеров стали два американских ученых польского происхождения - Веслав Биненда и Казимеж Новачик.

По их данным, столкновение самолета с деревом не могло привести к разрушению крыла, а параметрический регистратор полета якобы зафиксировал два "сильных сотрясения" на борту.

"Взрыв внутри самолета, который находится в воздухе, является единственным логическим объяснением последствий, которые частично видны на фотографиях", - приводят авторы доклада заключение третьего эксперта Гжегоша Шуладзиньского.

По его мнению, в пользу этой версии свидетельствует разброс обломков, характер повреждений пассажиров и частей самолета и показания свидетелей.

Как заявил представитель прокуратуры Збигнев Жепа, официальное следствие, которое ведет Главная военная прокуратура Польши, не признает озвученную в докладе версию оппозиционеров о взрывах на борту самолета.

"Версия о взрывах не подтверждается собранным доказательным материалом. Расследование, однако, продолжается. Если в деле появятся новые обстоятельства, они будут изучены", - сказал представитель ведущей расследование военной прокуратуры.

Ранее, в июле 2012 года, польская гражданская прокуратура закрыла дело о нарушениях при организации визита президента в Смоленск со стороны чиновников канцелярии премьер-министра и президента, МИД и Минобороны. Степень ответственности лиц, состоящих на действительной воинской службе, расследует военная прокуратура (упавший самолет эксплуатировало Минобороны). Дело в отношении гражданских лиц было выделено в отдельное производство и передано окружной гражданской прокуратуре в Варшаве в 2011 году.

Прокуроры выявили ряд нарушений, допущенных некоторыми чиновниками, однако ни одно из этих действий не подпадает под статью о халатности. Следователи проверяли обстоятельства подготовки двух визитов в Смоленск - премьер-министра Дональда Туска 7 апреля 2010 и президента Леха Качиньского 10 апреля того же года.

Политолог, преподаватель Ягеллонского университета в Кракове Ярослав Флис считает, что доклад ориентирован, в первую очередь, на оппозиционного избирателя.

"Публикация этого доклада является следствием глубокого раскола, образовавшегося в польском обществе в вопросах интерпретации катастрофы 2010 года. Партия "Закон и справедливость", являясь крайней оппозицией, не доверяет официальному следствию, считая его подконтрольным правительству", - считает эксперт.

Флис полагает, что мнения сторонников и противников "теории заговора уже давно сформировались, и публикация доклада не в состоянии на него повлиять, если в деле не появятся новые, переломные обстоятельства.

"Для значительной части избирателей "Закона и справедливости" этот вопрос является частью их самоощущения, и партия обслуживает это самоощущение", - заключил эксперт.

Польский президентский борт Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек - восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга и часть руководства Польши.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram