В результате реформы 1999-го года, возникла система индивидуальных пенсионных счетов, на которые каждый поляк отчисляет 19,5% зарплаты. Эта сумма делится на две части: 12% идет в государственную Систему социального страхования, а 7,5% в обязательном порядке на счет Открытых пенсионных фондов, которыми управляют частные компании.
Сейчас правительство предлагает ввести ограничения возможного дополнительного заработка для пенсионеров (до 70% от средней зарплаты в стране), снизить ставки комиссионных ОПФ за управление пенсионными средствами (с 3,5% до 2%), и главное - прекратить на время перечисление средств в ОПФ, пополнив таким образом бюджетные запасы наличности, и сократить бюджетный дефицит. (Стоит отметить, что он в значительной мере создан за счет "переходного положения" пенсионной системы. Пенсии получают люди, которые в новой системе поучаствовать не успели, а взносы в государственную часть пенсионного фонда сократились из-за ухода части взносов в частные пенсионные фонды).
Последнюю инициативу в ходе обсуждения признали непреемлемой: полная остановка отчислений в ОПФ похоронит нынешнюю пенсионную систему. Был предложен второй вариант. Если правительство решиться оставлять на свои нужды наличность, собранную в качестве пенсионных взносов, на личные счета поляков в ОПФ будут переводиться специальные правительственые облигации.
О состоянии пенсионной системы в Польше, а также о перспективах систем пенсионного обеспечения в Европе, LB рассказал один из разработчиков ныне действующей в Польше пенсионной системы последних поправок профессор экономики Марек Гура.
В Польше можно очень часто услышать об успехах пенсионной реформы, реализованной в 1999 году. Правительство посчитало результаты недостаточными, или просто хочет сэкономить?
Фундаментальная реформа пенсионной системы, которая была реализована в 1999 году доказала свою успешность, и никто ее отменять не собирается. Просто за время работы нынешней пенсионной системы появились идеи о том, как можно было бы ее улучшить. При случае, вероятно, получится и сэкономить. Но это было не главной идеей нынешнего правительственного законопроекта. Основная цель — улучшить качество и безопасность работы ОПФ, а также обеспечить дополнительные стимулы для экономики — благодаря эффективным инвестициям из ОПФ.
В чем состояла суть реформы 1999 года, и что обеспечило ее успех?
Главный принцип пенсионной реформы состоял в том, чтобы отказаться от выплаты не заработанных пенсий, однозначно привязать размер пенсионных выплат к размерам пенсионных взносов в течение жизни. Основной момент состоит в том пенсионная система опирается на систему индивидуальных счетов. Это фундамент пенсионной системы. Взносы, которые вносятся на эти индивидуальные счета, потом разделяются на две части. Одна часть направляется в реальную экономику, а другая — попадает на финансовые рынки. Технически это выглядит так, что каждый работающий платит взносы на два счета — один из них администрирует Система социального страхования, а другой - один из открытых пенсионных фондов.
Есть ли среди стран Европы на сегодня государства, где действовала бы пенсионная система, сходная с польской?
Во всей Европе государств с пенсионной системой нашего типа всего два: Польша и Швеция. Наши системы идентичны с точки зрения основного принципа, хотя и разнятся с точки зрения технической — реализации.
Какой на сегодня размер пенсионных взносов?
Общий размер пенсионных отчислений 19,5% от зарплаты.
Как сейчас выглядят пенсионные выплаты в стране? Какую часть пенсии люди получают за счет системы социального страхования, а какую из ОПФ?
На сегодня большая часть пенсии — до 75% от общей суммы выплачивается за счет Системы социального страхования, поскольку нынешнее пенсионеры попросту не успели накопить денег на счетах в ОПФ. Ведь у них было на это всего 10 лет. А к счету в системе социального страхования «дописываются» средства, которые такой человек заплатил во время своей работы при предыдущей пенсионной системе — до 1999 года. В будущем пропорция будет меняться. Авторы пенсионной системы рассчитывали, что состав пенсии будет обеспечен с двух счетов в пропорции 50% на 50%.
Когда будет достигнута эта цель?
Когда выйдет на пенсию поколение, которое вышло на рынок труда в момент внедрения новой системы — в 1999 году. Другими словами примерно через 30 лет.
Существуют ли особые ограничения для ОПФ?
Существуют ограничения размеров инвестиций в бумаги одного эмитента. Ограничиваются также инвестиции в разные типы ценных бумаг. В каждой стране законодательство может устанавливать специальные требования, чтобы ограничить риск инвестиций пенсионных средств. Нужно только учитывать, что чем меньше риск, тем меньше проценты.Кроме того, на сегодня существуют ограничения по инвестициям за границу. ОПФ могут инвестировать за пределами Польши до 5% средств.
Чем была обусловлены такие суровые ограничения?
Политики боятся инвестиций за границу. С моей точки зрения, эти опасения беспочвенны. Собственно нынешний пенсионный законопроект предусматривает ослабление этих ограничений. Хотя законопроект и не предполагает особого поощрения иностранных инвестиций. С другой стороны, в ситуации, если польская экономика будет развиваться лучше, чем у соседей, инвестировать внутри страны все-равно будет более выгодно.Ну и конечно же стоит помнить, что для работы инвестиционных пенсионных фондов в стране должны работать финансовые инструменты. Их развитие должно сопровождать пенсионную реформу.
Во многих странах Европы, главным средством пополнения пенсионных фондов считают повышение пенсионного возраста. К примеру, одним из главных аргументов для повышения пенсионного возраста во Франции были заявления о том, что таким образом удастся сохранить солидарную пенсионную систему в стране. Как Вы оцениваете такие меры?
Что касается самого термина «солидарная система», мне кажется, его часто неправильно трактуют. Любая пенсионная система является солидарной. Пенсии выплачиваются либо из налогов, собранных государством, либо за счет прибылей от инвестирования. Так или иначе, молодое работающее поколение делится с пенсионерами. Разница состоит в том, по каким каналам проходят эти деньги.Дело в том, что пенсионная система, которая базируется на использовании финансовых механизмов, долгосрочном инвестировании лучше защищает пенсионные взносы граждан. Они меньше зависят от текущего состояния экономики.При этом, с моей точки зрения, пенсионный возраст в таких странах как Франция или Украина нужно повышать. Однако нужно помнить, что эта мера не является главным лекарством для болезней пенсионной системы. Более того, пенсионный возраст может даже не быть главным предметом дискуссий.Во время проведения пенсионной реформы в Польше в 1999 году, пенсионный возраст был повышен на 5 лет — до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин — однако этого никто особо и не заметил. Правительство смогло «продать» повышение пенсионного возраста, поскольку главным предметом реформ были механизмы работы пенсионной системы.
В Германии собираются повысить пенсионный возраст до 67 лет.
Это повышение растянется на долгое время. Посмотрим, как оно будет происходить. И это не отменяет того факта, что большинство пенсионных изменений в странах Европы сегодня не очень эффективны. Но, несмотря на повышение пенсионного возраста, пенсионная система сегодня очень дорого обходится Германии. И расходы могут возрастать, поскольку пенсионная система расходует больше, чем собирает.В Польше же расходы на пенсионную систему будут сокращаться благодаря внедрению принципа по которому, размер пенсии определяется исключительно размерами пенсионных взносов. Будущим пенсионерам в Польше просто говорят правду. Каждый может проверить, сколько денег уже накоплено на его счету, и какой пенсии на сегодняшний день эти накопления соответствуют. В большинстве стран люди надеются получить большие выплаты, чем может позволить себе пенсионная система государства, в Польше люди знают точно, на что надеятся.
Как сообщает польская пресса, средняя пенсия в стране на сегодня составляет 1300 злотых, при средней зарплате в 3000 злотых. Разница очень большая. Можно ли рассчитывать на то, что размер пенсий в стране будет расти?
Размер пенсий всегда зависит от состояния экономики. Но в нашем случае, каждый человек может сделать и свой личный вклад, работая как можно дольше. Никто не обязан выходить на пенсию сразу же по достижению минимального пенсионного возраста.
А каковы прогнозы о состоянии пенсионных выплат, с учетом старения населения и роста доли пенсионеров в стране?
Пенсионная система — это не волшебная машина для умножения средств. Пенсионные выплаты всегда обеспечиваются работающим молодым поколением, и пенсионная система всего лишь обеспечивает обмен средствами между поколениями.
Другими словами, человек, который вышел на польский рынок труда, скажем, пять лет назад, должен рассчитывать на то, что к моменту его выхода на пенсию соотношение работающих и пенсионеров значительно изменится в пользу пенсионеров и позаботиться о сбережениях в придачу к обязательным пенсионным? Известно, что кроме обязательных пенсионных взносов, польское законодательство предусматривает также возможность дополнительных частных пенсионных счетов. На них нужно откладывать дополнительно. Получается, что для обеспеченной старости нужно откладывать очень большую часть заработка всю жизнь?
Вероятно да. Хотя, такой человек может выбрать и другой вариант — как можно дольше не выходить на пенсию. Продление времени трудовой активности на сегодня — это лучший способ увеличения пенсии.
Но ведь период активности не может длиться бесконечно.
На сегодня большинство людей вполне способны работать до 70 лет. И преимущество польской пенсионной системы состоит в том, что она поощряет как можно более поздний выход на пенсию, поскольку каждый дополнительный год активной работы и уплаты пенсионных взносов, повышает размер пенсии. В большинстве стран Европы система действует наоборот — выгодно выходить на пенсию как можно раньше.
Возможно в Польше люди имеют другие представления, но в Украине значительное количество людей, достигая 50-55 лет чувствуют себя старыми. Трудно быть активным на рынке труда с такими представлениями.
Проблема здесь не в возрасте и самоощущении как таковых, а в том, что часто люди старшего возраста имеют устаревшие квалификации. Все, что они могли бы делать не востребовано больше рынком труда. В этом состоит проблема.И в связи с этим возникает необходимость обеспечить возможность для таких людей изменить профессию, получить новую квалификацию. Такую функцию должно взять на себя государство. К сожалению, в Польше система обучения в течение всей жизни пока работает плохо и это на сегодня главный вызов для государства.