- Стоит вопрос о реформировании спортивной сферы, а не о том, чтобы какими-то поправками, как костылями, подпереть действующий закон. Есть какая-то диалектика жизни: мы понимаем, из какого общества мы выросли и к какому двигаемся. Важно осознать — где мы находимся сейчас. Мы вышли из общества, где система управления и распределения средств была социалистической. Сейчас наполнение этой системы денежным ресурсом, по сути, отсутствует. Но мы продолжаем делать вид, что это отличная система и надо просто что-то в ней подправить. А надо построить нечто совсем новое, сохранив при этом плюсы прежней системы.
Нынешняя «социалистическая» система в спорте — нежизнеспособна. Самый начальный уровень — это система детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Они в своём нынешнем виде — это тупиковая ветвь эволюции. Система не даёт стимулов и механизмов донести деньги до ДЮСШ, зато есть одно желание — бюджет должен выделить больше. А должно быть целевое финансирование конкретного ребенка. Сейчас же деньги выделяются в целом на школу.
По большому счету, государство даёт спортивному миру два заказа: на здоровье — через двигательную активность (и не только детей), и на престиж — через достижения на международной арене. И когда нам сейчас говорят: «Мы — гордость страны, а вы своей реформой уничтожаете систему ДЮСШ» - это винегрет, в котором ничего нельзя найти. Наша реформа предусматривает прозрачность процесса: что заказываем, кому и за сколько.
Если реформа произойдет, то ДЮСШ получает стимул привлекать детей. Если взять баскетбол, то сегодня в группе у тренера от 16 учеников. Таких групп может быть 3-4. А зарабатывает тренер порядка полутора тысяч гривен. По проекту, на ребенка будет выделяться, например, целевые 150 грн в месяц. Простая математика: 16*150=2400. Столько одна группа приносит спортивной школе. Если таких групп у тренера четыре — это 9600 гривен в месяц.
Я не специалист в нормативах высчитывания зарплаты, но, если на первом этапе у тренера удвоится зарплата, я не думаю, что он будет «летать», но интерес у него появится. Да, возникнет проблема с людьми, которые что-то получали, но ничего не делали. Но они отсеются. Мы же не должны продолжать из гуманитарных соображений спонсировать деятельность, которой нет.
Понятно, что из этих денег школа что-то должна потратить на инвентарь, на содержание вспомогательных служб. Но мы должны понимать: Реформа предусматривает, что основной базой для ДЮСШ станут школьные залы. Это будет взаимовыгодное сотрудничество. Зайдите сейчас в среднестатистический зал и посмотрите, что у них с инвентарём. Но почему сейчас директоры школ сдерживают приход ДЮСШ: главный аргумент — потом не за что будет ремонтировать зал.
Но что делаем мы: запускаем механизм заинтересованности тренеров — чтобы они боролись за детей и чтобы на этих детей заходили деньги. И с этих денег что-то можно будет направлять и на ремонт.
Извиняюсь, а если тренеры для количества кого попало набирать будут?
Пускай! Набирать надо всех, потому что занятия детей спортом — это здоровье нации. Если вы думаете, что в советское время набирали только таких, как Волков, то вы сильно ошибаетесь. Есть понятный механизм прихода денег в спортивную школу. Более того, он — не лимитированный. Но если тренер занимается приписками, а ребёнок ходит совершенно в другую ДЮСШ, то на этот случай существует специальный реестр учеников, который всё покажет. За приписки денег не будет.
Ну, а если это будут условные «мертвые души» - реально существующие дети, например, друзей тренера, которые будут только значиться в школе, а реально не появляться в ней.
На этот случай есть уголовный кодекс. Но реформа задумывается так, чтобы минимизировать коррупционную составляющую. Мы стимулируем тренеров набирать группы, а директоров школ — брать таких тренеров, к которым потянутся дети. Потому что тренер будет «кормить» не только себя, но и школу.
По подсчетам, сейчас в спортивной сфере крутится порядка 5,5 млрд грн. государственных средств.
Еще вчера — неплохие деньги.
Я вас уверяю, что это и сегодня неплохие деньги, если их использовать... Знаете, какое количество посредников стоит между деньгами, спортсменами и федерациями? Потребности Федедерации баскетбола государство, в лучшем случае, финансировало на 30%. Если учесть реальные потребности национальной сборной, сумма опускается до 15%. И для нас каждая ушедшая на сторону гривна — это боль.
Очень большие потери идут на закупке авиабилетов. Мы же не покупаем билеты для сборных самостоятельно. Более того, мы не держим в руках ни одной бюджетной копейки. Система устроена так: Министерство спорта в лице своей структуры «Укрспортобеспечение» через компании, выигравшие тендеры на осуществление услуг, закупает что-то. Дальше вы просто перебрасываете мостик в любую сферу экономики, вспоминаете, что такое тендеры, и вам всё становится понятным. Был случай, когда Федерация баскетбола погасила существующий кассовый разрыв и мы самостоятельно заказали билеты. Я лично этим занимался. Экономия была огромной.
И я уже не говорю о таких зарегулированных вещах, как нормативы на обеспечение медикаментами членов сборной. Не мы решаем, как нам нужно потратить деньги в рамках утвержденного медицинского бюджета. Нам спускают норматив — 33 грн на человека. Отдельный вопрос: что способна нам предоставить «Спортивная аптека», у которой мы обязаны это закупать. Третий вопрос: по какой цене она нам это предоставляет.
Понятно, что ни один бинтик, который мы покупаем уже за внебюджетные средства, мы не приобретаем у этой организации. Мягко говоря, мы гораздо эффективнее используем единицу денежного измерения, если сами выбираем, где и что покупать.
Ваша реформа предусматривает ломку системы в этих аспектах?
В чём будет «ломка». Действующая система противоречит нормам, которые диктует Международный олимпийский комитет и международные федерации. Потому что они четко заявляют, что между международными и национальными федерациями нет посредника в лице государства. А в нашей стране — есть! Это мы наивно полагаем, что баскетбольные правила утверждает ФИБА, футбольные — ФИФА, а на самом деле это делают украинские Минмолодьспорт и Минюст. И подобных моментов очень много. В том числе, лицензирование федераций, утверждение правил соревнований, которые осуществляет Министерство спорта.
А государство должно лишь отслеживать правильность распределения федерацией выделенных средств. К слову, для того, чтобы она, ни дай бог, «ничего такого» не сделала, у нас федерации денег вообще не получают напрямую. А как устроено в Европе: государство поддерживает виды спорта, а сами виды развиваются федерациями; при этом государство оказывает федерациям поддержку прямым дотированием, грантами и т. д..
Еще один аспект: нам говорят — ребята, ничего нельзя трогать, ведь мы — 10-е в мире. Имеется ввиду медальный зачет на последней летней Олимпиаде (на самом деле, 14-е. - LB.ua). Это отлично и с этим не поспоришь. Но давайте вспомним Зимнюю Олимпиаду в Ванкувере, откуда Украина приехала вообще без медалей. А из Сочи привезли «золото» и «бронзу» в биатлоне. Но разве эти две медали отражают что-то? Разве возникала инфраструктура, разве появилась массовость? Хорошо, не отменяйте все эти медальные зачеты, но зачем же заниматься подменой понятий.
Вы часто употребляете конструкцию «нам говорят». А кто говорит-то?
Часть — чиновники, которые увидели в нашей реформе угрозу своему комфортному или же привычному существованию. Есть люди, которые сочувствуют им, часто из дружеских побуждений. И это вызвало невиданную волну сопротивления. Меня поражает способность встать и, не моргнув и глазом, назвать черное белым и наоборот. При этом люди ставят себе в заслугу определенные вещи, не понимая, что именно они ответственны за то положение, в котором наш спорт оказался сегодня.
А культивирование идеи «медального зачета» объясняется тем, что денег всем не хватает, вот и появляются те, кто «ровнее». Но это абсолютно аморальный подход, который не учитывает специфику видов спорта. И это противопоставляет командные виды спорта индивидуальным видам. Я Булатову, когда он только пришел в министерство, в присутствии той же Уманец, говорил: «Вы должны понимать, к чему вас склоняют, подсовывая эти медальные зачеты. И тогда вы должны честно выйти к людям и сказать, что мы закрываем государственную поддержку игровых видов спорта». Чтобы все понимали: успех в игровом виде спорта — это однозначно результат работающей Системы. Здесь не может быть результата вопреки ей. В индивидуальных видах такое возможно: абсолютно фанатичный тренер, которому побоку все «негаразды», встречается с совершенно уникальным спортсменом, и мы получаем золотой тандем.
Система выстроена так, что государственные деньги идут за медалями. И среднестатический гражданин, после промывки мозгов «медальными зачётами» бросает камень в огород федераций, которые, по его мнению, в ответе за всё. А функции федерации: создание системы соревнований, соблюдение правил и подготовка сборных. Но люди требуют еще и повышения зарплат детских тренеров, средств на массовые соревнования, командировочные для команд и т.п., хотя у федераций нет денег для обеспечения этого. А ДЮСШ сейчас обеспечиваются государством через Министерство образования и отчисления в фонд социального страхования. И мы возвращаемся в пункт №1 — надо это всё консервировать, или всё же реформировать? Послушайте, ну не надо быть большим стратегом, чтобы понять, как упали отчисления в фонд соцстраха за последние 20 лет.
Я недавно получил на имейл непонятное письмо от Федерации тяжелой атлетики, в котором высказывался полный одобрямс персоне замминистра спорта Нины Уманец. Она сильно упирается реформам?
Я бы сказал, что некоторые базовые вещи мы понимаем по-разному... Могу вспомнить, с чем я столкнулся в бытность замминистра. Существует так называемая «потреба». Это когда вид спорта подаёт своё видение идеального финансирования на следующий год. И были такие виды, которые получали денег больше, чем они подавали «потребу», учитывая принцип «медального распределения».
Не назовете эти федерации?
Не думаю, что стоит сейчас об этом говорить.
А вы неконфликтный человек.
Я? Я очень конфликтный человек. Особенно после нашей последней встречи в Минспорта, касающейся обсуждения реформы. И я там, скажу прямо, сорвался. Поверьте, я знаю, в каком месте нужно поднять бумажку, чтобы из-под неё посыпались «нужные» цифры. Но я пытаюсь до последнего убедить людей словом.
Президент Федерации биатлона Владимир Брынзак после каждой Зимней Олимпиады предлагает отказаться от финансирования «потемкинских» сборных — по лыжному двоеборью, по прыжкам с трамплина.
Мы предлагаем не оперировать такими понятиями как приоритетные виды и неприоритетные. Кто знает, может, через несколько лет в неприоритетном виде родится звезда, которая затмит всё вокруг.
Мне ближе рейтингование федераций. Это задача больше для математиков. Это должен быть некий коэффициент, в котором будут учтены достижения за определенный период, массовость и еще ряд вещей. Не хотел бы, чтобы это выглядело как претензия к биатлону, но сколько людей им занимаются по стране?
Так, а как им заниматься, если инфраструктуры нет?
У всех развалена. Я вам могу сказать, сколько — 350 человек.
А вам хватит денег, если это будет 10 000 человек — а это 150 грн на ребенка в месяц. Или я чего-то недопонимаю?
Вы и я не понимаем, куда уходят те почти 6 млрд, которые выделяются сегодня. На родине президента федерации баскетбола, олимпийского чемпиона Александра Волкова в Черниговской области два года назад числилось 7 баскетбольных ДЮСШ. Столько не было даже в советское время, когда денег хватало. Но на соревнованиях в таких количествах их никогда не было. Вопрос — а где они тогда?
В лучшем случае, имеем дело с благородным подлогом, когда за счет ставок несуществующих людей идёт доплата действующим тренерам.
Проблема в том, что все непрозрачно, неконтролируемо и требует выезда на место по каждому случаю. А система — это саморегулируемая структура.
Мне вот интересно стало: а отстраивать инфраструктуру под создание ДЮСШ нового типа вы как будете — для прыжков с трамплина нужны ведь не только лыжи.
Часть реформы — это и вопрос инфраструктуры, которая в массе своей неэффективно используется и плохо содержится. А когда деньги идут за ребёнком, то они приходят на конкретный объект. И вы начинаете бороться за количество людей. Дети, если ими будут заниматься, пойдут. И обычная школа, у которой есть хороший зал, на основе секции может даже создать свой клуб. А потом пойдут соревнования, появится дополнительный азарт. Главное, чтобы директор был открыт и не зашорен.
К слову, мы не ставим вопрос так, что классические ДЮСШ должны исчезнуть. Но внесение нескольких правок в устав таких школ позволит снять их зарегулированность. Не хотите называться клубом — называйтесь и дальше «ДЮСШ». Но вы снимите ограничения, которые сковывают вас по ряду вопросов: на какие соревнования ехать, сколько тратить, с кем работать. При этом сохранится механизм контроля за расходованием средств. И клубы, и школы должны стать в единый реестр Минспорта, а лицензирование проходить в профильной федерации.
Снова лицензирование...
Это вовсе не значит, что вы должны ехать в Киев с пакетом документов, выстаивать очереди и нести унижения. Можно это сделать уведомительным порядком и по электронной почте. Но механизм контроля, повторюсь, будет.
Что касается объектов инфраструктуры. Есть очень дорогие объекты, которые без помощи государства не построить. И делать вид, что после внедрения реформы все виды спорта начнут купаться в деньгах, это самообман. Но в основу должны быть заложены правильные принципы, и эти объекты будут строиться или в порядке очереди, или отталкиваясь от достижений спортсменов.
Нам сегодня говорят: вы хотите снести идеальную систему. Да, она прекрасна. Но только если её наполнить деньгами! Но они не понимают, что денег больше не будет — их неоткуда взять. А вторая проблема: эта система не доводит деньги до конкретного ребенка. Зато она питает определенных людей — в первую очередь, чиновников с надуманными функциями. И эти люди поднялись на её защиту.
Гостренер — это такой чиновник?
В том числе и гостренеры. Среди них есть очень квалифицированные люди и есть абсолютно бесполезные. Гостренер — это связующее звено между Министерством и федерацией; сегодня — это ходунок, который перемещается между кабинетами с той или иной степенью эффективности.
Вы помните скандал в легкоатлетической сборной во время Олимпиады-2012, когда всплыли неприятные детали особенностей финансирования команды?
Система устроена так, что заставляет выкручиваться из ситуации нелегальными путями даже тех людей, которые просто хотят нормально покормить спортсменов. Ну, если медицинский норматив на время сборов национальной сборной — 33 грн, то о чем можно дальше говорить?
Я скажу на примере ФБУ: мы всегда с той или иной степенью успешности решали проблемные вопросы, но никогда — на все 100%. И невозможно потратить всю свою жизнь на это. Мы вместо стратегического развития размениваем своё время на латание дыр.
Ваша инициатива не заглохнет с возможным уходом Дмитрия Булатова с поста министра спорта?
Мы-то будем, надо просто понимать...
А если новый министр окажется реакционером и будет вставлять палки в колеса?
Тогда будет очень тяжело. Я был замминистра, и когда тебя не слышат... Когда в 2010-м стали объединять совершенно разнонаправленные спортивные объекты в одну структуру, соединяя базу в Конча-Заспе с базами в Карпатах, я выступил категорически против. Это та же самая соцсистема, когда в Москве решали, сколько на Таймыре надо гвоздей для ремонта крыши. Не послушали, сделали по своему. В итоге база в Конча-Заспе стала приходить в упадок...
Смотрите, сегодня Булатову сознательно инкриминируют, что не будут финансироваться ДЮСШ. А они сейчас финансируются из фонда соцстраха. А он ведь не наполняется. То есть, старая система по факту — «легла», источник денег — иссяк. Эта система, изжив себя, гробит ДЮСШ. Мы предлагаем механизм, как получать эти деньги. А чиновники, вместо обсуждения вопроса, бросаются обвинениями, как камнями.
На последнем обсуждении в Минспорта на трибуну в поддержку реформы вышел президент федерации каратэ. Его стали подкалывать: «А вы какое каратэ?». Делалось это и с намёком, что «какому-то карате» среди столь уважаемых видов спорта делать нечего. И тогда я обернулся и сказал: «Он что — третий сорт? Он что — не имеет права высказаться. А если у него завтра будет заниматься полмиллиона человек?». Реформы задумываются и для того, чтобы подобные вещи сошли на нет...