ГоловнаСуспільствоЖиття

Музей на праху

Советская власть очень не любила слово «еврей». Даже тогда, когда речь шла о безвинных жертвах параноика Гитлера. В юности я никак не мог понять, почему в конце сентября Комитет Государственной Безопасности напряженно фиксировал сотню – другую киевлян, приходивших в Бабий Яр молча почтить память упокоенных в нем жертв нацизма.

Фото: EPA/UPG

Тогда, в конце 60-х – начале 70-х, евреев в Киеве было много. Сейчас, в вольные времена украинской независимости, многие из нас переместились в Израиль, США, Германию, Австралию, открыв дорожку эмиграции миллионам этнических украинцев, навсегда покидающим свою неуютную Родину. А Бабий Яр уже обихожен несколькими памятниками. И стадион там никто строить не собирается (была такая мысль у Никиты Хрущева).

Сегодня, состарившись и набравшись специфических тюремных знаний и умений, я опять многое не могу понять. Не могу понять и принять, почему независимое государство Украина, потеряв в результате внешней агрессии часть своей территории, равнодушно, безучастно наблюдает, как российские олигархи из близкого окружения Путина настойчиво готовятся к построению в Киеве музея Холокоста. Глубоко верующие российские олигархи, регулярно посещающие московские синагоги, категорически игнорируют иудейский религиозный запрет – не тревожить прах мертвих. Не строить на кладбище… Да, там, совсем рядом с Бабьим Яром было еврейское кладбище.

И еще, досужие мелочи: будет ли в их, фактически российском музее Холокоста, место памяти многочисленным нееврейским жертвам нацизма: циганам, этническим украинцам, армянам, грекам, этническим россиянам? И, наконец, убитым по приказу параноика Гитлера пациентам соседствующей с Бабьим Яром психиатрической больницы?

Встревожились украинские историки, опубликовали горькое протестно-вопрошающее письмо. Но наши государственные мужи совсем не встревожились. Как и прежде, несколько лет назад, когда Мирослав Попович, Иван Дзюба и многие другие украинские интеллектуалы резко остановили абсурдный план построить на прахе жертв нацизма общественный еврейский Центр с кафетерием, канализацией и разнообразными офисами и студиями. Как участник тех протестных акций могу засвидетельствовать: украинские власти и тогда молчали. Тогда, в безучастную к своей собственной истории Украину пришли со своей «гениальной» идеей профессиональные евреи из США, сейчас – подобные им из Росии. Тогда у здания «Джойнта» в Нью-Йорке проводились протестные акции американскими евреями. Сейчас нет протестных акций ни в Москве, где живут и собирают свои миллиарды долларов российские «благодетели», ни в Киеве, где живем мы. Увы, вместе с нашими миллионерами и миллиардерами.

Ну, написали письмо украинские историки. Пишите, граждане, здесь за это не преследуют. Да и кто они, эти историки… бедные, социально незащищенные люди. Книгочеи, не умеющие украсть и построить свой собственный супермаркет. Кто ж их слабый голос услышит…

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram