Фотограф Сергей Мельниченко - самородок из Николаева (у Сергея нет специального образования, да и есть ли оно для фотографов вообще в Украине?) взял в руки камеру уже в 16 лет. Его первая выставка «Гвозди» состоялась в 2012 году в Кривом Роге, где была представлена серия черно-белых портретов, созданных за три года. В общем-то, с этого момента началась профессиональная деятельность Сергея. Сейчас ему двадцать два.
Его постановки впечатляют своей непосредственностью и глубиной художественных образов. Серия «Шварценеггер мой кумир», сделанная в 2012 году, продемонстрировала серьезный потенциал молодого фотографа. На этих фотографиях обнаженные мужчины позируют на фоне обшарпанного спортзала, какие можно увидеть в любой провинциальной школе. Натурализм и естественность сквозной нитью проходят через все творчество Сергея. Но, несмотря на внешнюю простоту, в этих постановках запечатлена неповторимая эстетика жизненных ситуаций и бытовых сцен. В этом и есть, пожалуй, его главная особенность.
Сейчас Мельниченко готовит серию ROADBLOCK, в которой обращается к сегодняшней ситуации в Украине. Он фотографирует блок-посты в Николаеве, которые за последние пол года появились практически в каждом городе, став неким символом сложной военной ситуации в стране.
Помимо присущего лаконизма и выразительности работ Мельниченко, его фотографии не лишены некой эксцентричности. Совместная с Kinder Album выставка «Воображаемая любовь», состоявшаяся в одесской галерее "Артерия", о женском одиночестве на фоне графических изображений гомосексуальных интимных сцен, мягко говоря, выглядит скандально.
Днепропетровский художник Никита Шаленныйтакже пришел в мир творчества не через мастерские академии искусств. Будучи по специальности архитектором, по призванию Никита оказался художником. Свой творческий путь он начал с серии живописных работ «Одиночество», которая в 2011 году была удостоена «Приза общественности» на Премии PinchukArtCentre.
Шаленный не ограничивает себя в средствах самовыражения: он работает с живописью, скульптурой, инсталляцией и фотографией. Удивительно то, что в последних своих работах Никита каким-то мистическим образом предугадывал революционные события на Майдане. Подобие катапульты, созданной художником для выставки Индустриальный Эдем, которая проходила осенью пришлого года, через несколько месяцев строили митингующие на Грушевского. В то же время была задумана серия фотографий «Где брат твой?» с участием сотрудников Беркута, которая была реализована в декабре, когда уже происходило массовое сопротивление против этой силовой структуры.
В творчестве Никиты Шаленного есть много интимного: от клоуна Роналда МакДоналда из серии «Одиночество», с которым он отождествлял собственный путь художника в современном обществе, до работ о сотрудниках спецназа, где он создает картину личностных переживаний и убеждений.
Виктор Кравец из тех свободных художников, кто смело проявляет себя в различных сферах деятельности. Помимо живописи он также пишет музыку, которую можно было послушать на Гогольfest, принимает участие в перформансах и других акциях. Кстати, интересно следить за его страницей в фейсбуке, где он остроумно высказывается на различные темы: некоторые посты больше напоминают увлекательные эссе.
Но все же основной его деятельностью является живопись. Имея академическое образование, Кравец создает работы, которые отличаются высоким уровнем техники исполнения. На своих полотнах он создает необычные мистические образы, часто напоминающие сказочных чудищ из народных легенд. В его работах образуется некий потусторонний мир со своими ирреальными персонажами, в каждом из которых заложен определенный характер или символ. Работы Кравца всецело погружают зрителя в его загадочный мир фантазий. Одна из его репродукций украсила обложку украинской версии книги Октавио Паса «Лабіринт самотності», презентация которой состоялась в июне этого года.
Талантливый киевский художник Юрий Пикуль работает исключительно с живописью. После обучения в мастерской художника-живописца Ю. Сороколетова, Юра поступил в НАОМА, но задержался там ненадолго. Писать академические постановки ему было не интересно, и он смело ушел в свободное плавание.
Для Пикуля не имеют значения стиль и жанр. Он отвергает любые условности, делая главный акцент на художественных смыслах. Его образы наполнены трогательной мечтательностью, а персонажи близки и понятны каждому. Он, конечно же, не изображает дам в кринолиновых юбках, но, подобно художнику Борисову-Мусатову, Юрий впечатывает в характеры изображаемых героев фрагменты своей внутренней печали. Это образ одинокого человека, который, несмотря на сумасшествие окружающего мира, не оставляет надежды найти свое счастье.
Ко всему прочему, его работы не лишены чувства юмора. В проекте «Разорванное ожерелье» была представлена серия работ, отображающих год из жизни художника. Изображая себя в смешных образах и неловких ситуациях, Пикуль фиксировал отрывки собственных воспоминаний. Но, несмотря на всю забавность этих работ, в них чувствуется тот самый груз одиночества.
Теми же настроениями пропитаны работы из серии «Для печальных жителей Земли», созданные совместно с Никитой Наслимовым, которые экспонировались в Малом Арсенале в 2013 году. В этих работах художники проводили «антропологическое исследование», запечатлевая мечтательные образы водителей маршруток и работниц метрополитена.
В полотнах Пикуля нет сложных концептуальных подтекстов. Каждый раз он сохраняет ту теплоту и человечность, которая делает его работы понятными для обычных зрителей.
Художник-монументалист Сергей Радкевич, несмотря на молодой возраст, в своём творчестве обращается к сакральной теме. Художник создает религиозные изображения за пределами церковных сооружений, размещая священные образы в нестандартной обстановке. Это может быть заброшенное здание или любая другая городская постройка. Представьте, каково это – увидеть на стенах заброшенного советского завода не обычные граффити и зарисовки, а композицию "Христос во гробе"? Именно это изображение создал Сергей на подобном заводе в Виноградово.
В 2011 году Сергей стал одним из номинантов Премии PinchukArtCentre, изобразив для этого конкурса композицию "Евхаристия" на люнетах Бессарабского рынка.
Радкевич уверенно несет свои идеи в массы: он стал одним из основателей стрит-арт фестиваля Black Circlе Festival, а также организовал первую волынскую резиденцию "Granny Hall".
Это, конечно же, не все «молодые и перспективные», кто уже на ранних этапах творчества сумел себя проявить. Их гораздо больше. Но, не имея пророческих способностей, составлять подобный список можно лишь руководствуясь интуицией, подкрепляя свои догадки мнениями других искусствоведов.
Посмотреть работы молодых украинских художников можно либо на их персональных выставках, либо в рамках выставки международных конкурсов Future Generation Art Prize и Премии PinchukArtCentre, которые ежегодно проводятся в ПинчукАртЦентре, и на конкурсе МУХі, который организовывает галерея Bottega.
Несмотря на общепринятое мнение о том, что современное искусство «страшно непонятное», новая генерация художников регулярно обращается к традиционным средствам изобразительного искусства, затрагивая в своих работах понятные всем темы: любовь, одиночество, счастье и проч. Они все так же пытаются найти ответы на вопросы, волнующие каждого человека. Но главным их преимуществом остается незаангажированное восприятие мира и смелые поиски собственного пути.