ГоловнаСуспільствоЖиття

Под защитой церковных стен

Я не особенно воцерковленный человек – как и большинство моих современников. Но когда Михайловский Златоверхий монастырь среди ночи распахнул свои ворота перед беглецами кровавого Майдана, для меня все встало на свои места. Создалась вполне привычная для истории страны ситуация: люди заперлись в монастыре, чтобы отдохнуть и защищаться, причем, не только молитвами. А потом и контратаковать.

Церковь-твердыня

Все вспоминают, как в 1240 г. Десятинная церковь рассыпалась под ударами монгольских таранов и погребла под обломками своих защитников, вместе с мирными киевлянами, нашедшими убежище в храме. Да, была такая неприятность.

Но давайте лучше вспомним, как после того украинцы веками (в некоторых регионах до середины XVIII в.!) вполне успешно отбивали вражеские нападения из оград монастырей и даже из небольших, но мощно укрепленных церквей.

В наших беспокойных краях на протяжении столетий храм был не столько прибежищем приговоренных, пытавшихся отсрочить встречу с плахой, сколько вполне материальной защитой для законопослушных горожан и крестьян. Чаще от татарских набегов, но и от прочих врагов - тоже. Например, от войска князя Радзивилла, взявшего Киев в XVII в. в ходе Хмельнитчины. И каждый горожанин в случае чего бежал в ближайшую церковь с мушкетом и запасом пороха – обязанность иметь оружие была прописана в городских законах XVI – XVII вв. А крестьяне, мелкие шляхтичи и просто путники, которых вражеская армия заставала посреди дороги, находили убежище в монастырях-крепостях, расположенных вне городских стен. Беглецы тут же вставали к бойницам для защиты обители, своей жизни и свободы. И так же, как в наши дни, монахи организовывали быт, кормили, устраивали на ночлег, врачевали раны и молились за победу.

Организовывать сопротивление в стенах монастыря и превращать его в повстанческую базу для украинцев вполне привычно. Лихие парни, основавшие в 1919 г. Холодноярскую республику, устроили свой штаб и центр принятия решений в Мотронинском монастыре посреди Холодного Яра, благополучно отстреливаясь от чекистов и красноармейцев.

Несмотря на все превратности исторической судьбы и дикую борьбу советской власти не только с Церковью, но и с церковной архитектурой, храмов и монастырей-крепостей по всей стране сохранилось немало. От Новгород-Северского Спасского монастыря на севере до Скита Манявского на юго-западе, от основанных князьями Острожскими твердынь в лесах Волыни, до укрепленных храмов Подолья. Среди них немало настоящих архитектурных шедевров. Вот подпишет какой-нибудь вменяемый представитель Украины договор об ассоциированном членстве в ЕС, мы наши храмы-твердыни разрекламируем и всему миру будем демонстрировать – они того стоят.

Не только православные

Уж такова история Украины, что сакральное здание любой конфессии веками было не только убежищем, но и крепостью прихожан, которые успешно отстреливались из него от врагов. И что бы там не рассказывали персонажи, интерпретирующие историю в своих целях либо просто ее толком не знающие, люди различного вероисповедания чаще всего вместе защищались от внешнего врага. Никакие упоминаемые в поздних легендах артиллерийские дуэли между, скажем, православным и католическим монастырем не были возможны в принципе.

Костелы и армяно-григорианские церкви, синагоги и католические монастыри в случае вражеского нападения моментально ощетинивались мушкетами и пушками. Причем, если дело было в небольшом городе, где каждый храм имел свой сектор обороны, то от стойкости любого вооруженного человека – православного, еврея, армянина, католика – зависела судьба всего городка и жизнь его жителей.

Оборонные костелы, армянские церкви и синагоги, сохранившиеся до наших дней, невероятно хороши. И тоже стоят того, чтобы демонстрировать их как своим, так и иностранным гражданам: «Вот, смотрите, как мы все вместе защищались!»

Спасибо, Иван Степанович!

Есть немало любителей выискивать мистические значения мест и событий, раздувать их символику, притягивать за уши исторические аналогии. Эту случается настолько часто, что как-то неловко упоминать некие высокие символы всуе. Но порой ненавязчивая символичность происходящего так бросается в глаза, что не заметить ее просто невозможно.

Судите сами, в субботу беглецы укрылись за стенами, изначально возведенными вокруг древнерусской святыни по приказу великого гетмана Ивана Мазепы, в княжьем храме на Старокиевской горе – в самом сердце города. Так что, в который раз есть за что благодарить Мазепу. Со стен видна Софийская площадь, та самая, на которой в ноябре 1917 г. был провозглашен Третий Универсал Центральной Рады, объявивший Украину независимым государством.

Фото: EPA/UPG

И, наверное, самый значимый символ: Михайловский Златоверхий – монастырь-патрон Киева. Он, а не восхитительная Св. София и величественная лавра многие века был символом города. Мне не раз приходило в голову, что решение разрушить его в 1930-е приняли именно по этой причине – город оставили безоружным и без водительства. Николай Макаренко поплатился жизнью за попытку спасти древнерусский шедевр, а Ипполит Моргилевский пригнал толпу своих студентов, чтобы до мельчайших деталей обмерить весь ансамбль, спасти все, что только возможно из мозаик и фресок. Через десятки лет Михайловский Златоверхий монастырь благодаря этим обмерам был восстановлен и снова окружен крепостными стенами, в точности повторяющими те, что были возведены во времена гетмана Мазепы. И стены древней-новой обители пригодились – под их защитой к испуганным, униженным и деморализованным людям вернулась вера в успех. И не только к тем, кто спрятался, но и, без преувеличения, ко всей стране.

Святой покровитель Киева, архистратиг Михаил, считается предводителем небесного воинства. Так что той жуткой субботней ночью избитые люди оказались под символической защитой его огненного меча. И столица двинулась за пылающим мечом (это, между прочим, не красивые слова – иконографический канон), а за ней и вся страна подтянулась. В общем, небесный полководец свою благосклонность продемонстрировал, дальше нужно не оплошать нам самим.

Кто-то в Фейсбуке шутил по поводу бутербродов с колбасой и салом, которые раздавали в Михайловском монастыре протестующим, несмотря на пост. Но монахи-то знают, что церковь прощает людям в пути и на войне употребление скоромной пищи. Воинов революции надо кормить.

Фото: EPA/UPG

Катерина ЛипаКатерина Липа, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram