Эту «дружбу народов», неистовую и горькую, унаследовала и Украина. Единственное отличие от советской эпохи – и дружбу, и мало отличающуюся от нее межэтническую вражду умело и безнаказанно эксплуатируют политики. И благостные миллионеры-европоцентристы, и жесткие национал-радикалы, и беспринципные перевертыши-хамелеоны.
— Семен Глузман
Стараюсь не иллюзорно воспринимать своё государство. Именно поэтому слабо, неуверенно надеюсь на то, что подобный законотворческий бред этнической чистоты придуман не моими генералами и полковниками. Очень хочется на такое надеяться.
Феномен «Свободы» достаточно прозрачен. Социальная усталость, разочарование в руководстве страны, грубом и неэффективном менеджменте, поиск простых ответов на сложные вопросы, молодёжный задор, желание «насолить» власть имущим… Антисемитизм как определяющий фактор? Глупости. Есть там, разумеется, и такое. Но – не только там, а в других партиях и движениях его нет? Начнём с иного: на чьи деньги вступила в политическую жизнь «Свобода»? Да, именно так, помог олигарх-еврей. Помог сознательно, зная о радикализме опекаемых. А кто разнёс этот бред депутатского запроса об этнической чистоте (или, нечистоте) по всей нашей немалой стране? Правильно, известный журналист, по происхождению – еврей, да ещё и не украинский.
Смею утверждать: запах фашизма у «Свободы» отсутствует. Там многоцветье иных запахов, в том числе и резко отталкивающих. Но… столь же интенсивно отталкивающе пахнут и другие наши парламентские партии. Это – острый запах украинской власти. Многонациональной, полирелигиозной (в первую очередь – атеистической).
Сомневаюсь, что господин Тягнибок происходит по прямой линии от протоукраинцев, называемых ныне шумерами. Сомневаюсь также, что господа Коломойский и Шустер происходят напрямую от библейских праотцов. Я вообще привык сомневаться. За что и пострадал в молодости. Нельзя было сомневаться в чистоте и мудрости коммунистической партии СССР. А сегодня сомневаться можно. Вообще культура сомнения – вещь приятная и очень полезная. Вот и я, к примеру, сомневаюсь, что некие малоизвестные мне господа еврейского происхождения имеют право называть себя руководителями еврейских общин и выступать от моего имени в высоких украинских и зарубежных инстанциях по различным вопросам. Утверждаю: я им такого права не давал, документы не подписывал, в собраниях рукой не голосовал. И я не давал, и многие мои соплеменники-евреи, весьма далёкие по своим интересам от всех этих небедных господ.
Сложная мы страна. И в этой сложности наше счастье, наше будущее. А вот вопросы и себе, и своему государству задавать необходимо. Чем больше вопросов, тем больше гарантий демократии.
Семён Глузман, непрофессиональный еврей.