ГоловнаСуспільствоЖиття

Формула веры

Удивительные были времена… Философ, он же император Рима, Марк Аврелий написал книгу размышлений. Очень искренних размышлений, в результате чего мысли об ответственности человека перед нравственным долгом перестали быть государственным преступлением.

Фото: Макс Левин

К сожалению, это не коснулось всех времен и народов, совсем недавно мы жили именно в такой «доаврелиевой» Украине. История не сохранила сведений, какое количество сестерциев получил император Марк Аврелий от собственного государства в качестве гонорара. Известно иное: император написал книгу собственноручно, профессии спичрайтера в Риме не было. Сегодня политики и высшие управленцы редко пишут свои книги самостоятельно.

Нормальному человеку свойственна потребность говорить правду. И правду слышать. Вот вам и весь феномен диссидентства в тоталитарном СССР. Нормальный человек знает вкус страха. Он имеет право на слабость. И страх, и слабость – не грех.

— Семен Глузман

«Великие» доктрины XX века плохо относились к свободе размышлений. Культуру сомнений они считали опасной. В этом все они, враждующие между собой, были едины. Коммунизм, национал-социализм, радикальный национализм именно поэтому заливали человеческой кровью планету. Сегодня мы вправе утверждать: «великие» доктрины прошлого века сохранились в истории как законченные системы, которые могут иметь поклонников, но не потомков. Но человечество не избавилось от болезни «доктринерства» и поиска прямых и простых решений. Похоже, у нас впереди очередное величие единственно правильной идеи с неизбежным кровопролитием планетарного масштаба. В 1992 году об этом эмоционально и совсем «неполиткорректно» предупреждал Францию Жан-Франсуа Ревель книгой «Первая молодость демократии». Франция звон тревоги не услышала. Кик и мы все, воспитанные в канонах европейской культуры. В связи с этим не стоит переоценивать наши, украинские политические интриги и самих наших интриганов. Поскольку все они, в сущности, мелкие и невразумительные человечки, даже самые высокорослые и говорливые из них. Это, пожалуй, самое яркое послевкусие осмотра бесконечных телевизионных шоу с их участием. Кто-то из украинских журналистов назвал их шутами. Но это не так, настоящий шут должен находиться вне высшего общества, смотреть на него со стороны, чтобы обнаруживать неочевидность его очевидности и неокончательность его окончательности (замечание польского мудреца Лешека Колаковского). Шут, настоящий шут, не делает карьеру, не накапливает имущество. Его отличает мудрость.

В 1973 году в лагере ВС 389/ 35 на Урале я разговорился с малознакомым мне соузником. Меня поразило тогда такое его высказывание: «В Киеве у меня есть знакомый, врач-гематолог, сумевший по анализу крови определять этническое происхождение человека. Так, он нашел формулу, которая со стопроцентной точностью показывает, что данная кровь принадлежит этническому украинцу». Сожалею, что не спросил тогда о подробностях этого «открытия» , не знаю имени этого первооткрывателя. А вдруг этот маститый ученый членствует сегодня в нашей национальной Академии медицинских наук

Мир изменился. Сегодня нашу «правильность» все чаще и чаще определяет не формула крови (кстати, она у всех одинакова) , а формула веры. Какой-то странной, средневеково-фанатичной веры. Недавние события в Бостоне – тому иллюстрация. Алогичное, абсурдное поведение двух молодых людей, жестоко отплативших новой своей родине за комфортабельную жизнь и уверенное будущее. А суть та же: я прав, а все остальные – не правы.

Мир не изменился в одном: мы все по-прежнему ищем простые ответы. И этим пользуются те, кто хочет нами управлять. Мы забываем опять и опять, что всевластие бунта равно всевластию деспота. Мы не хотим помнить, что отсталая экономика неизбежно порождает деспотические режимы. А еще мы не понимаем, что всякое настоящее зло начинается с пустяка. Наш болезнетворный пустяк – неумение и нежелание быть активными гражданами.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram