Хоть я и приезжий, мне не стать градоначальником столицы. Я считаю, что руководить городом должен тот, кто в нем родился и вырос. Иначе здесь будет что-то иное. Возможно даже, что самый лучший город на земле. Но это будет не Киев.
Уверен, что только тот, кто провел детство в этом городе, сможет искренне любить его. Только тот, кто получал первые ссадины, играя в каких-то «Козаков-Разбойников» в киевских дворах, будет заботиться о песочницах и детских качелях. Только тот, кто прогуливал школу, пробуя первые сигареты в киевских подъездах, будет прислушиваться к жителям многоэтажек. Только тот, кто, волнуясь до дрожи в коленях, с первой своей любовью гулял в киевском парке, будет следить за чистотой газонов и клумб.
Тот, кто не оставил в уголках Киева часть своего сердца, будет смотреть на этот город с точки зрения сухой логики и холодного расчета. Согласно им, к примеру, бульвар Тараса Шевченко нужно расширить за счет аллеи, что посреди. То есть, тополя срубить, газоны сравнять, а памятник Щорсу – снести. Тогда появятся еще три-четыре автомобильные полосы, что увеличит пропускную способность бульвара. Так же стоит поступить с бульваром Леси Украинки, да и с прочими бульварами тоже.
Скверы и парки нерентабельны. Вместо них лучше возвести офисные и торговые центры. А на улицах зря расходуются квадратные метры, поэтому лучше заставить все киосками. Пусть копейки, но, по идее, в городской бюджет. Негде гулять с маленькими детьми? Иди в «Дримтаун». Негде бегать по утрам? Покупай абонемент в «Спортлайф».
Для бывших мэров, например, Комсомольска или Каменца-Подольского старые дома и деревья представляют только эстетическую ценность. Для родившихся в Киеве – чуть больше. И защищать их они тоже будут с чуть большим рвением.
Его понадобится все больше. Если сначала под бульдозер пойдут незастроенные сотки, то позже – все остальное, что делало Киев Киевом. Всегда найдется железная аргументация, почему выгодно залить Андреевский спуск бетоном, перестроить половину Крещатика и на Трухановом острове построить элитный коттеджный городок. А что уже говорить о старых улицах и кварталах? Пока идет борьба то за Пейзажную аллею, то за Гостинный двор, где-то неравнодушные побеждают, где-то нет. Но квадратные метры дорожают, и аргументации застраивать центр прибыльными зданиями становится все железнее.
В итоге Киев лишается своей истории, теряет свое лицо. Он превращается в более комфортное для работы и бизнеса место, но перестает быть Киевом. Сюда все также будут приезжать провинциалы, но при этом выгода приезжих также сомнительна. Вместе с удобной инфраструктурой они получат бездушный город, в котором потеряется и их собственная душа.
А вот в городские менеджеры надо брать профессионалов, невзирая на их происхождение. Если тот или иной человек – лучший специалист по городскому транспорту, то пусть он будет хоть из Рио-де-Жанейро или Джакарты. Тут вполне можно вести речь о рентабельности.
Это дальняя перспектива. Вначале жителям Киева придется решить много других более важных вопросов. Все равно пока что столицу видят если не ресурсом для дерибана, то плацдармом в политической борьбе. Возмущает, что и в том, и в другом случаях используют лозунги вроде «Киев – для киевлян».