Массовая культура предлагает несколько вариантов сценария вероятного армагеддона. Практически все они, так или иначе, отражены в фильмах Роланда Эммериха - умного, но, вероятно, очень ленивого немца, решившего, что пословица “два раза в одну и ту же реку не войдешь” - это не про него.
Впрочем, есть один сценарий, не тронутый режиссером Эммерихом, вовремя переключившимся на Шекспира. Почему-то фантазировать на эту тему любят больше на Западе, в Украине же она не так популярна.
Про зомби уже снято миллион фильмов и столько же сериалов, “Ходячие мертвецы” Фрэнка Дарабонта считаются одним из лучших сериалов на современном телевидении, по мотивам зомби-сюжетов организовываются фестивали и флэшмобы - в общем, Запад вовсю отрабатывает тему оживших мертвецов с разной степенью отвратительности.
Конец света - модная тема, при помощи которой люди пытаются скрасить свое унылое существование. Хоть что-то интересное с ними случится — конец света.
— Доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха
В Украине, где нечисть не просто намертво прописана в культурных кодах (ну кто с содроганием не читал в детстве “Русалии” Валерия Войтовича), но просто-таки ходит по улицам вместе с обычными людьми, зомби как-то не очень жалуют. Возможно, потому что в украинской мифологии аналогов зомби можно отыскать хоть пруд пруди, но, вероятно, этому есть другая причина, более оторванная от полузабытых сказок о русалках и чертях.
Порою, когда я оглядываюсь вокруг в госучреждениях, вспоминаю бесконечные портреты Тараса Шевченко на покрашенных в тошнотворный зеленый цвет школьных стенах, алтари с вышитыми портретами главных фигурантов курса по украинской литературе и прочие бесподобные артефакты школьного интерьера, застрявшего в межвременьи, мне кажется, что зомбиапокалипсис в Украине уже давно наступил.
Могущественные мертвецы опекают молодую Украину, наставляя на путь истинный, а попутно высасывая у ее жителей мозг. Совсем как зомби из капиталистических комиксов.
Ожившие мертвецы интересны тем, кто уже оставил пережитки прошлых эпох, переварил их и топает дальше, на пути исторического прогресса или же к концу света. Европейские столицы тоже усеяны памятниками, но все они смотрятся скорее предметом городского интерьера, нежели объектом для поклонения. Чего только стоит позолоченная Жанна Д"Арк в Париже - девушка сидит на коне, у нее развиваются волосы, а в руке - флаг. Как бы изобразили ее у нас? Страшно представить? То-то же.
У нас же едва ли не каждый памятник выполняет какую-то сакральную, иногда даже с откровенными чертами язычества, функцию - под памятником Тарасу Шевченко собираются украинские националисты, которые как будто вдохновляются его суровным взглядом исподлобья, к памятнику жертвам Голодомора ежегодно сходятся державные деятели разных уровней с тем, чтобы получить какую-то индульгенцию за свои грехи, зеленоватая женщина на Майдане призвана напомнить украинцам о независимости, но зачем напоминать о том, что и так уже есть?
Нездоровое отношение к отечественной истории - одна из причин культурного зомбиапокалипсиса в Украине. Вместо новых форм, построенных на базе богатого наследия, мы упиваемся стариной.
Меня всегда удивляло, почему никто еще не снял байопик о Тарасе Шевченко - удивительная была бы история. Выкуплен из рабства (привет, Квентин!), всегда хотевший заниматься живописью, но в итоге оцененный только за поэзию (которую вообще не считал своим призванием), - трагическая история. В роли Тарса Шевченко - Марк Стронг. Почему бы не взяться за экранизацию украинской классики (и здесь не о Гоголе идет речь, оставьте уже в покое Николая Васильевича, ему и так тяжко пришлось)? Экранизировать "Желтого князя" слабо? Зато тогда ни у кого никаких вопросов о статусе Голодомора не возникнет больше никогда.
Нет же, все сдают нормативы по количеству выученных стихотворений (мне в свое время пришлось осилить 19 за две недели), написанных сочинений про калиновую калину и так далее, надеясь, что они уйдут на откуп мертвецам, норовящим встать из своих могил.
Они уже встали, причем не по своей воле - потревоженные случайными всплесками болезненного патриотизма, перемешанного с чувством вины. Встали, и от нечего делать вгрызаются в тело и без того хрупкой украинской культуры. Конец света 21-го декабря? Это пустяки по сравнению с тем, что будет, когда зомби украинской истории доедят последнюю нашу извилину. Зберiгайте спокiй та гострiть вила.