Многим хочется отказаться в это верить, но нет: Влад Троицкий в интервью порталу «Свідомо» заявил, что у него «нет более сил делать фестиваль на свои деньги, государству он не нужен. Два года я делал его на свои средства, другие два – с помощью Уткина (глава корпорации «Квазар-Микро» - прим. автора). Больше я делать Гогольфест не буду, это нереально».
С 2007 по 2009 год Гогольфест проводился в комплексе «АртАрсенал», очень старом и очень красивом помещении, где раньше находится оружейный склад, в 2010 – с приходом на пост директора культурного комплекса Натальи Заболотной, фестиваль выгнали и он проводился на территории киностудии им. Довженко. В этом году проводить его негде: в Арсенал не пускают, а на аренду других помещений нет денег.
Кажется весьма странным, что госпожа Заболотная, уютно устроившаяся в кресле директора «АртАрсенала», не пустила проводить в нем фестиваль, сославшись на капитальный ремонт. Капитальный ремонт, тем не менее, не мешает проведению выставке пыльных «старожитностей», скульптурного салона, KyivArtContemporary, выставки «Космическая Одиссея» и книжной ярмарки, которая планируется на конец мая этого года.
Забавно также и то, что до 2007 года Старый Арсенал вообще никому не был нужен, за единым исключением, когда фонд Пинчука провел там выставку в начале 2000-х. В мае 2007 года фонд «Эйдос» провел в Арсенале выставку современного искусства, сопровождавшуюся перфомансами театра «Дах». Осенью того же года возник «Гогольфест» - недельный фестиваль современного искусства. Второй и третий фестивали, прошедшие с невероятным успехом, показали нашей недалекой публике, что место-то хлебное, на нем можно и нужно рубить бабло, а искусство подождет где-то в сторонке, пока ребята нагребут себе деньжат на Lamborghini.
К слову, о Lamborghini и прочих предметах культа власть имущих. По словам Троицкого, на фестиваль ежегодно требуется около 500 тыс. долларов в год (около 3,97 млн грн). Это не так уж и много, в контексте размаха широкой ноги, на которую привыкли жить наши «можновладці». На ремонт помещений двух этажей в одном крыле здания правительства выделено 21,75 млн грн.
А теперь простая арифметика: сколько можно провести Гогольфестов на один такой ремонт? Почти шесть. Шесть лет современного искусства, театра, музыки, сотрудничества с европейскими и заокеанскими посольствами, а понтов-то сколько можно раскидать по всей Европе! Уму не постижимо.
Сколько стоят автомобили, на которых ездят депутаты, часы, которые они носят, туфли и костюмы от Бриони? Сложить бы пару депутатских вечерних туалетов, можно было бы такой Гогольфест отгрохать, Европа бы вздрогнула, а Россия бы перекрестилась. Мы ведь так блюдем имидж страны, стремящейся в Европу и не отстающей от России (где наш Гогольфест приняли, как свой).
Понятное дело, что ни с той, ни с той ментальностью мы себя не хотим сравнивать, мы хотим быть уникальными, хотим сочетать несочетаемое. Вешаем советские флаги рядом с национальными, готовим Чемпионат Европы по футболу так, как никто его еще не готовил (через год начало чемпионата, а у нас еще стадионы не достроены – чудеса, и только), сидим одной попой на двух внешнеполитических стульях и так далее.
Почему бы ради имиджа страны не постараться и не сделать хорошее, качественное событие, за которое не только будет не стыдно, но за которое можно будет на слезу пробить любого, кто в этой стране живет: круто, скажет, живем-то, пацаны. Тут ведь спонсору и делать ничего не надо, уже все готово – организаторы, работники, база, программы событий, связи с иностранными театрами и музыкантами.
Формально, конечно, власть не промолчала – после первой новости об угрозе срыва Гогольфеста Минкульт солидным голосом заявил, что поможет фестивалю состояться. Дальше этого заявления дело, впрочем, не продвинулось.
Ведь все заметили, что по Евроньюс в разделе «rendez-vous» не показывают, в какой обуви пришел на заседание Верховной рады депутат Н., и какой сумочкой хвастается депутатка М? Там какие-то выставки показывают вечно, фестивали разноцветные. Солидные господа, планирующие делать инвестиции в экзотические секторы, не смотрят, на какую вертолетную площадку приземляется украинский президент, и какие лавочки стоят в Харькове. А солидным господам, которые уже приехали в Украину, интересно почитать и о культуре, а не только о том, на каком теплом месте уселся какой-нибудь министр.
Уважаемые, если вам неинтересно смотреть кино или ходить в театр, это ведь не означает, что вам не нужны «Молодость», «Гогольфест» или «Джаз-Коктебель». Они вам нужны так же, как нужны братья Кличко или Андрей Шевченко: чтобы при удобном случае выпендриться перед западными коллегами – а у нас в квартире джаз, а у вас? Чтобы заиметь этот самый пресловутый европейский имидж, к которому вы все так стремитесь.
Ведь есть дешевые понты, а есть понты имиджевые, полезные, то есть. Дешевые понты – это костюм Адидас с золотым полосками.
Красиво и на районе заценят, а вот в Верховную Раду в таком не придешь – не так поймут. Дешевые понты – это вкладывать деньги в Камалию и Мику Ньютон, которых в Европе никто слушать не будет, а если и будет, то лучше, чтобы никто не догадался, что девушки из Украины. А имиджевые понты – они с правильным позиционированием сопряжены, они для того нужны, чтобы в приличном месте вас на смех не подняли, а улыбнулись приветливо и денег бы впридачу дали немного.
Но пока что, судя по всему, имидж Украины остается вопросом третьим, поскольку ничего из имиджевых проектов не развивается должным образом – ни в сфере спорта, ни в сфере культуры. На повестке дня – дешевые понты.
В общем, еще раз, для тех, кто в танке, поясню, если хотите нажить себе благоприятный имидж, вкладывайте деньги в культуру. Если думаете, что без этого можно обойтись, то идите лучше капусту сажать. Вам Николай Янович покажет, как.