Медведев также потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему".
Ранее стало известно, что 5 декабря три спутника ГЛОНАСС-М после неудачного старта затонули в несудоходном районе Тихого океана в районе Гавайских островов. Как сообщали источники в ракетно-космической отрасли, ракета-носитель "Протон-М", которая должна была вывести космические аппараты на орбиту, после запуска с Байконура отклонилась от курса на 8 градусов.
Однако официально причины неудачи пока не названы. В Роскосмосе агентству ИТАР-ТАСС заявили, что затонувшие спутники были выведены "на нерасчетную орбиту" из-за неустановленного сбоя. В пресс-службе ГКНПЦ имени Хруничева отметили лишь, что старт "Протона-М" прошел в штатном режиме, однако космические аппараты на заданную орбиту выведены не были.
Специалисты пытаются установить, что именно произошло во время запуска. В Роскосмосе создана комиссия по выявлению причин происшествия. О размере ущерба, причиненного утратой трех спутников, не сообщалось. Между тем, в августе 2010 года премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что в течение полутора лет в развитие ГЛОНАСС будет вложено еще около 48 миллиардов рублей.
Если бы спутники были выведены на орбиту, как планировалось, формирование российской спутниковой группировки ГЛОНАСС к концу 2010 года было бы завершено.
По состоянию на 5 декабря 2010 года в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС числятся 26 спутников. Из них 20 используются по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, а четыре временно выведены на техобслуживание. Для непрерывного приема сигнала на всей территории России необходимо не менее 18 исправных спутников, а для глобального охвата - 24 работающих аппарата.
Как известно, российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС - аналог американской GPS - была принята в эксплуатацию в 1993 году. ГЛОНАСС предназначена для определения с помощью портативных носимых или встраиваемых спутниковых приборов-навигаторов местоположения и скорости движения морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе и людей, с точностью до одного метра. Для навигации используются цифровые карты, данные которых вводятся в навигаторы.