ГоловнаСуспільствоЖиття

Многоклеточные организмы могут жить без кислорода

Многоклеточные животные могут жить в условиях полного отсутствия кислорода, где, как считалось до сих пор, могли существовать только одноклеточные бактерии и вирусы.

Это открытие свидетельствует о ранее неизвестной науке способности сложных форм жизни обитать в экстремальных условиях, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале BMC Biology.

Авторы исследования под руководством Роберто Дановаро из Политехнического университета Марке в итальянской Анконе совершили свое открытие, изучая состав осадочных пород, извлеченных со дна Средиземного моря, с глубины 3 тысячи метров.

Обнаруженные ими многоклеточные животные представляют собой создания размером меньше одного миллиметра. Они не имеют еще собственного названия и относятся к типу беспозвоночных животных лорицифер.

Несмотря на то, что многоклеточные животные и прежде встречались учеными в подобных бескислородных условиях, до сих пор исследователи не были уверены в том, что они способны на долговременное существование в такой среде.

Вновь обнаруженные виды, в отличие от предыдущих, имеют для этого специальную адаптацию. Вместо внутриклеточных органелл митохондрий, вырабатывающих энергию для всех тканей организма с помощью кислорода, эти животные имеют так называемые «гидрогеносомы». Эти органеллы до сих пор встречались только у одноклеточных бактерий, живущих в подобных экстремальных условиях. Именно они и позволяют подобным микроорганизмам производить энергетические биологические молекулы без помощи кислорода.

«Это первое свидетельство существования жизненного цикла многоклеточных животных, проходящее полностью в бескислородных донных отложениях. Наши данные позволяют заключить, что этот вид многоклеточных животных использует анаэробные принципы метаболизма, аналогичные тем, что были до сих пор продемонстрированы только для одноклеточных организмов», - говорят ученые.

Ученые Марек Ментель и Уильям Мартин заявляют, что открытие подчеркивает важность анаэробных (обходящихся без кислорода) живых существ для понимания процесса эволюции.