Отечественные СМИ объявили подобную ротацию концом информационной войны «Интера» и его совладельца Валерия Хорошковского против Юлии Тимошенко и ее команды. Косвенным подтверждением таких выводов стало недавнее предложение одного из главных юристов БЮТ Андрея Портнова о необходимости роспуска временной следственной комиссии парламента по расследованию факта передачи акций «Интера» от бывшего его владельца ныне покойного Игоря Плужникова к нынешнему – Валерию Хорошковскому. Как пояснил Портнов, чтобы в условиях президентской компании «не давить на свободу слова». Постороннему наблюдателю все это очень напомнило татарское «баш на баш», где «баш» в переводе означает – «голова».
Вспоминаю «цензурную» осень 2004-го. Ежедневные темники на электронную почту главных редакторов телеканалов, «нужные» цитаты Кучмы и Януковича почти в каждом сюжете, полный запрет на появление в кадре на родном для меня «1+1» кандидата от оппозиции Виктора Ющенко. В условиях тотального давления со стороны Администрации президента тогдашний генеральный продюсер «плюсов» Владимир Оселедчик делал все возможное и невозможное, чтобы сохранить профессиональный коллектив тогдашнего ТСН и хоть как-то – доверие телезрителей, а значит – рейтинги. Потом было «прямоэфирное» официальное «извинение» перед зрителями за неправду и «темники», а позже – ротация руководства телеканала. Даже несмотря на весьма положительные финансовые показатели канала. Должность генерального продюсера заняла Ольга Герасимюк, которая на момент назначения вела свое почти бессмертное ток-шоу «Без табу». Тогда нам, журналистам, это казалось полной и абсолютной победой демократии. Сегодня же допускаю, что главным критерием собственников «1+1» могли быть не столько профессиональные данные Ольги Владимировны (которые я ни коим образом не хочу приуменьшить), а ее близость к семейному кругу нового президента и желание «искупить» свою вину за информационный «беспредел» во время избирательной кампании.
Действительно, новый менеджер стал идеальным «коммуникатором» в отношениях тогдашних владельцев «плюсов» с новой властью. О личных контактах Герасимюк с Катериной Чумаченко тогда часто писали
СМИ. Позже Герасимюк дважды становилась членом первой пятерки президентско-парламентских проектов – сначала «Нашей Украины», а потом и НУ-НС. В итоге успешную журналистскую карьеру безусловно
талантливая телеведущая променяла на вечнозаблокированный зал Верховной Рады. Допускаю, что во многом – не совсем по своей личной воле. Просто «партия» сказала «надо!»
К глубокому сожалению, судьба абсолютного большинства отечественных СМИ (а особенно – электронных) всецело зависит от контактов их непосредственных собственников с первыми людьми страны. От их личных
симпатий и антипатий. От этих сугубо субъективных вещей полностью зависит и доля украинских медиа-менеджеров. Какие бы «рейтинговые», значит и финансовые результаты своим владельцам они не приносили.
Словно в старой украинской поговорке – «пани чубляться, а в холопів чуби тріщать».
Лично я уже давно не включаю «Свободу» и «Подробности» на «Интере» из-за их политической заангажированности. Даже не смотря на то, что общий рейтинг телеканала благодаря весьма удачному руководству Безлюдной ныне на порядок превышает аналогичные показатели своего давнишнего конкурента за лидерство в отечественном телеэфире – «1+1». При этом отдаю себе полный отчет, что информационное «мочилово» премьера и его команды – совсем не личная инициатива главного менеджера канала. Словно в известном фильме – «ничего личного, просто бизнес».
Но политические звезды, которые еще вчера так ярко освещали безоблачное менеджерское будущее Безлюдной, сегодня сложились не в ее пользу даже не смотря на все положительные финансовые показатели и политическую «преданность» владельцам канала. Так же, как и не засветили они Владимиру Оселедчику при новой власти 5 лет назад. Время идет, а политическое влияние на СМИ лишь усиливается.
Вот только можно ли говорить в такой ситуации о «незаангажированности» отечественной журналистики? Чем украинские СМИ принципиально отличаются от выстроенных в шеренгу и глубоко отцензурированных Кремлем российских аналогов? Лишь тем, что на кремлевском Олимпе уже никто не «чублиться». Там царь – единоличен даже если формально разделен на двоих. А выражение «без царя в голове» считается синонимом сумасшествия.
Кажется, пока мы отличаемся от северо-восточных соседей лишь наличием нескольких вечно дерущихся царьков и панов. Вот только сути их отношения к своим «холопам», то есть к нам, это ни коим образом не меняет.