Группа поддержки
Ещё до начала суда по Савченко было понятно: нас ждёт занимательное шоу. Вход в Шевченковский райсуд оцепили крепкие нацгвардейцы. В самом суде также усилили меры безопасности. Чтобы обеспечить присутствие на суде для всех желающих, в отдельном зале установили дополнительные лавки и включили трансляцию. Места здесь заняли в основном экзальтированные бабушки с перечеркнутыми портретами Юлии Тимошенко и явно маргинального вида мужчины средних лет .
Показательно, что тема Тимошенко поднималась «группой поддержки» не раз. Активные бабушки с запалом и блеском в глазах рассказывали на камеры о разочаровании в «сердечном братстве» и о том, что теперь у них «есть Надежда». В ходе судебного заседания сторонники Савченко громко поддерживали каждое ее заявление, в перерывах же громко поливали проклятиями «Порошенко-Гройсманов-Луценко и всех Вальцманов» .
Яркое начало
Савченко появилась «за стеклом» – в специальном боксе для подсудимых – в эйфорическом настроении, одетая в чёрный свитер с тризубом (в таком же она появлялась на судах в РФ).
«Как я провела ночь в СИЗО? Здесь хуже, чем у врага!.. Меня допрашивали. За мной следят 24 часа в сутки... Пока у нас при власти такие люди, патриоты будут сидеть в тюрьме!», – бравировала она.
Судья Евгений Сидоров открыл заседание, адвокаты же подали ходатайство о том, чтобы их подопечную выпустили «из-за стекла». Надя и тут не смогла упустить возможности ещё раз поиграть на публику.
«Не вижу в этом смысла, если меня вновь посадят за решетку. Но не выступаю против», – заявила она.
После этого судья Сидоров удалился в согласительную комнату для рассмотрения ходатайства защиты. А Савченко, все ещё находясь «за стеклом», продолжала свою пламенную речь.
«Я жду решения не от суда, а от вас. Реальный срок получат все, если эта власть останется. Реальный срок – это тарифы, которые вы не можете платить... Вы все получите реальный срок, если не будете достойными людьми, будете жить в России и СССР», – угрожала она.
Тут же Надя назвала себя «народом Украины», «настоящим Героем», попутно обложив прокуроров матерным словом. Кульминацией этого потока ожидаемо стало очередное заявление о голодовке.
Правда, сама Надя его сделала невнятно и смазано. Так, что сострадающие Савченко и «вечные революционеры» в зале упустили этот момент, не сопроводив одобрительными аплодисментами.
Обвинение и защита
Прокурор Александр Климович, представляя обвинение о подготовке насильственного свержения власти, повторил ранее озвученные факты генпрокурором Луценко. Он подчеркнул, что Савченко, «будучи радикально настроенной личностью, установила личный контакт с террористами Захарченко и Плотницким ещё в 2014 году. Вступив в преступный сговор, она планировала широкомасштабные террористические акты с подрывом из минометов и с использованием гранат зданий Верховной Рады и госучреждений в правительственном квартале. А также намеревалась совершить массовые убийства должностных лиц, народных депутатов... Захват жилых домов с последующим убийством президента Пётра Порошенко, министра внутренних дел Арсена Авакова и других высших должностных лиц в государстве», – выступал он.
В ответ на это Надежда заявила: «Из всего, что только что сказали, правда в одном: я не уважаю ни президента, ни Верховную Раду... Это поддерживает 98% украинцев, которые также считают меня Героем Украины».
«А ДНР и ЛНР не являются террористическими организациями. Поэтому вы спекулируете. Нет террористических организаций ДНР и ЛНР. Это временно оккупированная территория, где проживают люди», – продолжала она.
При этом она вновь подтвердила, что пересекала «линию войны, а не разграничения», а главное – вела переговоры о закупке оружия. Мол, все это «игра в сюрреализм», который она поняла изначально и хотела тем самым «довести ситуацию до абсурда».
«Оружие покупалось, чтобы его изучить. Это нужно было делать... Но все обвинения, что я покупала оружие за деньги, брехня. Потому что у меня нет денег», – убеждала она.
После адвокаты пытались смягчить чистосердечные признания Нади. Так, адвокат Виктор Чевгуз подчеркнул, что его клиентка была задержана незаконно. А адвокат Дмитрий Бугай настаивал на том, что все собранные видео и аудио доказательства не могут использоваться в суде, ведь на время их фиксации Савченко была народным депутатом.
После непродолжительных дебатов суд удалился для вынесения решения. Через 2,5 часа в зале появилась Савченко и обратилась к Путину, попросив освободить украинских политзаключённых.
Ближе к 18.00 судья Сидоров начал зачитывать решение и спустя час с небольшим объявил: суд удовлетворил ходатайство стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей на 59 дней или 2 месяца. Сама Савченко заслушала вердикт суда с ухмылкой на лице, обвинив суд в продажности.
«Встретимся на воле! Слава Украине!», – крикнула она.
Соратники скандировали «Ганьба!».
To be continued
Защита Савченко пообещала обжаловать решение. Сестра Вера вновь заявила о «зраде» и борьбе до конца. Искренне жаль было только 80-летнюю мать Савченко, которая все это время тихо сидела в суде и предпочла не делать заявлений после.
Что дальше? Досудебное следствие может растянуться на многие месяцы. В деле Савченко-Рубана – огромное количество свидетелей, «минометов и гранат», – это непочатый край работы для следствия. Далее – рассмотрение дела по сути и вынесение приговора. Что вполне может растянуться на годы. Впрочем, вряд ли это помешает Савченко активно участвовать в политической жизни и быть фактором на президентских выборах. В какой роли и в чьих интересах? Увидим.