ГоловнаСвіт

Америка не повинна подарувати Україну Путіну, - екс-посол США у Росії

США не найдут безопасности в изоляционизме и поэтому рост демократии во всем мире служит американским интересам. Но США должны думать о продвижении демократических идей за рубежом прежде всего как об образовательном проекте, а не как о военной кампании. Университеты, книги и веб-сайты являются лучшими инструментами, чем 82-я воздушно-десантная дивизия. Кроме того, США должны сосредоточить свою экономическую и политическую помощь на новых демократиях - нет большего подарка Путину, чем позволить демократической попытке Киева погибнуть.

Об этом бывший посол США в России Майкл Макфол написал в колонке «Как просчитать игру Путина» для The New York Times. Предлагаем перевод статьи.

Экс-посол США в России Майкл Макфол
Фото: telekritika.ua
Экс-посол США в России Майкл Макфол

Четверть века назад, в конце холодной войны, казалось, что только демократические государства оказывали содействие своим ценностям за рубежом. Сегодня автократии снова вышли на арену, экспортируя свои идеи и методы - даже в Соединенные Штаты.

Везде самодержцы сдерживают демократию и президент Владимир Путин является де-факто лидером этого глобального движения.

После возвращения в Кремль в 2012 году, Путин укрепил свою власть в России. С новой силой он ослабил гражданское общество, подорвал независимые СМИ, подавляется любая оппозиция, а крупные бизнес отпугивается от поддержки критиков правительства. И он сделал Соединенные Штаты и их высших должностных лиц невольными элементами своей пагубной стратегии.

В то время как я был послом Соединенных Штатов в России, Путин обвинил администрацию президента Обамы в стремлении разжечь революцию против него - как, якобы, мы сделали в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии во время арабской весны. Российские государственные СМИ изображают русских демонстрантов как предателей, марионеток Соединенных Штатов, которым высылают деньги и приказы из Вашингтона. Г-н Путин нанес особое оскорбление Хиллари Клинтон, тогдашнему госсекретарю, утверждая, что ее критика справедливости российских парламентских выборов 2011 года была «сигналом» для российских демонстрантов.

Владимир Путин и Хиллари Клинтон на саммите ОПЕК
Фото: EPA/UPG
Владимир Путин и Хиллари Клинтон на саммите ОПЕК

В то время, порицая нас за якобы вмешательство в его внутренние дела, г-н Путин расширил свою кампанию по ослаблению демократии за рубежом. Союзные Кремлю СМИ, такие как телевизионная станция RT, отстаивают такую политику на международном уровне, одновременно ставя под сомнение легитимность демократических лидеров, в том числе нашего собственного президента. Во всем мире, но особенно в Европе, русское правительство поддерживает – и морально, и финансово - политические партии и организации с либеральными и националистическими устремлениями. Аннексия Крыма в 2014 году Россией и ее вмешательство в восточной части Украины в поддержку сепаратистов, а также вторжение в Грузию в 2008 году, были жестокими попытками дестабилизировать новые демократии.

Многие были впечатлены и стремятся играть по правилам Путина. Автократы в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке подражали драконовским законам Путина, ограничивающим гражданское общество. Лидер ультраправого французского Национального фронта Марин Ле Пен похвалила г-на Путина и его политику; ее партия взяла кредит в размере 10 миллионов долларов от российского банка и ищет еще $30 млн на президентские выборах в следующем году. Два лидера кампании Brexit - Найджел Фараж, бывший лидер антииммигрантской Партии независимости Соединенного Королевства, и Борис Джонсон, консервативный член парламента и в настоящее время министр иностранных дел Великобритании, - говорили доверчиво о Путине. Так же делает и более авторитарный премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Кандидат от Республиканской партии на пост президента Дональд Дж.Трамп часто хвалил г-на Путина. «Он сильный лидер», - сказал Трамп в декабре.

Дональд Трамп
Фото: EPA/UPG
Дональд Трамп

Пользуясь, как и явными средствами, Путин развернул методы и кибер-подрывной деятельности. На этой неделе WikiLeaks выпустили электронные письма, похищенные из Национального комитета Демократической партии. Это действие со стороны иностранного агента привело к отставке председателя Национального комитета Демократической партии и выдвинуло новые избирательные вызовы для кандидата в президенты от демократов Хиллари Клинтон. Американские спецслужбы утверждают «с высокой вероятностью», что правительство России воровало данные и, вероятно, также взломали компьютерные системы кампании Клинтон. В то время, как мы не можем быть уверены, передали ли его агенты данные непосредственно в WikiLeaks, но косвенные доказательства, в подавляющем большинстве случаев, указывают на Россию. Кто еще?

Мы также знаем, что использование Россией сигналов разведки для продвижения антидемократический повестки дня не является новой тактикой. У меня есть личный опыт. Во время моего пребывания на посту посла российские агенты тайно записали разговор, что был у меня с американскими бизнес-руководителями в гостинице Москвы, и опубликовали мои слова таким образом, чтобы это звучало, как будто Соединенные Штаты в заговоре против правительства России. В 2014 году перехваченный телефонный звонок между послом США в Украине и помощником госсекретаря США Викторией Нуланд был утечкой информации, чтобы показать, что Вашингтон выбирал новое правительство в Киеве. Против российских лидеров оппозиции Кремль разворачивает такую тактику постоянно.

Путин может быть смелым, но он не одинок в этом растущем движении. Экономический успех Китая оспаривает привлекательность демократии. Иранские теократы удерживают власть в стране и защищают диктаторов, таких как президент Башар аль-Асад в Сирии. В другом месте на Ближнем Востоке силачи возносят президента Ас-Сиси в Египте, заставляя своих граждан и иностранных союзников принять их репрессии, как якобы защиту от исламских экстремистов. Саудовская Аравия вмешалась в Бахрейн, чтобы подавить демократическое движение там в 2011 году, в то время как частные арабские фонды продолжают продвигать нелиберальные идеи по всему региону и за его пределами.

Путин расширяет свою игру только тогда, когда Америка взволнована сильными изоляционистскими течениями и когда усугубляется демагогия, что нам нужно отойти от многосторонних институтов - как НАТО, сократить наши зарубежные обязательства в сфере безопасности и остановить защиту прав человека за рубежом. Это аргументы Трампа: «Когда дело доходит до гражданских свобод в нашей стране есть много проблем, - сказал он в этом месяце, - и я думаю, что нам очень трудно участвовать и в других странах, когда мы не знаем, что мы делаем, и мы не можем соблюдать в нашей собственной стране».

Чтобы вдохновить демократию за рубежом мы, конечно, должны практиковать ее лучше у себя дома. Но мы должны отказаться от морального релятивизма, который говорит, что, если наш собственный союз не является совершенным, тогда мы ничем не отличаются от деспотов.

Мы не найдем безопасности в изоляционизме. Ни одна система ПРО, программа кибербезопасности, таможенные пошлины или пограничные стены не могут защитить нас, если мы не целостны. Грозным автократиям, нелиберальным идеям и антидемократическим, террористическим движениям не просто оставить нас в покое или отмереть. Угрозы будут расти и в конечном итоге поставить под угрозу наш мир, как мы видели в Европе и Японии в 1930-х годах и Афганистане в 1990-е годы.

И наоборот, рост демократии во всем мире служит американским интересам. Демократии не угрожают нам; автократии это делают. Демократические союзники голосуют с нами в ООН, идут на войну вместе с нами, поддерживают международные договоры и нормы и стоят с нами против тирании.

Таким образом, мы должны ответить, по-новому. Подобно тому, как Кремль стал более изощренным, экспортирующих свои идеи и поддерживающий своих друзей, так и мы должны.

Мы должны думать о продвижении демократических идей за рубежом прежде всего, как об образовательном проекте, а не как о военной кампании. Университеты, книги и веб-сайты являются лучшими инструментами, а не 82-я воздушно-десантная дивизия. Соединенные Штаты могут расширить ресурсы для изучения демократии.

Прямая финансовая помощь демократиям является проблематичной: чек из американского посольства может портить своих получателей. Следующий президент США должен приватизировать такую помощь и помочь зарождению новых независимых фондов. Доступ в Интернет и свободный поток информации, жизненно необходимы независимые СМИ и гражданское общество - должны быть универсальными правами, которые мы отстаиваем.

Америка должна также сосредоточить свою экономическую и политическую помощь в новых демократиях - Мьянме и Тунисе, которые являются наиболее уязвимыми в первые годы переходного периода. Ставки особенно высоки в Украине: нету больше подарка Путину, чем позволить демократической пробе Киева погибнуть.

Мир по-прежнему смотрит на старейшую демократию, Соединенные Штаты, чтобы ровняться. Если не мы, то кто?

LB.ua в соцмережах: