ГоловнаКультура

Музичне меню: 23 - 29 травня

После небольшой паузы музыкальный критик Любовь Морозова продолжает составлять для вас меню из событий в сфере академической (и не только) музыки.

26-й фестиваль «Музыкальные премьеры сезона»

Когда: 21 мая – 2 июня

Где: Большой и Малый зал Национальной музыкальной академии, зал Союза композиторов (НСКУ), Лютеранская церковь Св. Катерины и др. киевские локации

Фото: kharkiv-nspu.org.ua

Фестиваль Киевской организации НСКУ «Музыкальные премьеры сезона» – один из тех реликтов, которые достались нам от прежней эпохи, со всеми её минусами и плюсами. Из плюсов – море разножанровых концертов, океан премьер и бесплатный пропуск в гавань. Из минусов – необорудованные причалы, посещение корабля-призрака, на котором время замерло пятьдесят лет назад и миражность очертаний. С миражностью, расплывчатостью идей и форм слушатель сталкивается уже на подступах к событиям: фестиваль начинается 21 мая, но открытие – 23-го. Заканчивается 2 июня, но концерт-закрытие – 29 мая.

Подобно сказочному кораблю-призраку у фестиваля припасены и сундуки с сокровищами. В среду, 25 мая в 19.00 в Большом зале Музыкальной академии – концерт свежей симфонической музыки молодых авторов и мэтров, Ежи Корновича (директора легендарного фестиваля «Варшавская осень») и живого киевского классика Валентина Сильвестрова. Его же цикл циклов «Майдан-2014» 29 мая, в воскресенье в 14.00 исполнит хор «Киев» в стенах Свято-Михайловского золотоверхого собора. Среди других монографических концертов – музыка одесситки Юлии Гомельской для струнного оркестра (29 мая, в воскресенье в 16.00 в помещении НСКУ и в исполнении ансамбля «Киевская камерата»). Кроме того, 2 июня, в четверг, сольники будут у композиторов Светланы Островой (18.00 в зале НСКУ) и Людмилы Юриной (19.00, «Мастер Класс»).

Полная программа фестиваля – по ссылке.

Балет «Золушка» Сергея Прокофьева с Екатериной Ханюковой и Валентино Зуккетти

Когда: 24 мая, 19:00

Где: Национальная опера

Фото: parter.ua

Прокофьевская «Золушка» сама по себе – один из самых трогательных балетов, а умноженная на участие звёзд британского балета Екатерины Ханюковой и Валентино Зуккетти обещает стать вечером хрустальной хрупкости в Нацопере. Для Ханюковой наша сцена родная – здесь она проработала 5 лет, но в паре с Зуккетти прима у нас ещё, кажется, не выступала. Последний раз балетоманы видели её год назад в партии Китри из «Дон Кихота», но в «Золушке» танцовщица должна раскрыться абсолютно по-новому, это радикально другое амплуа.

Её партнёра, итальянца Зуккетти критики хвалят изо всех сил, отмечая лёгкость и пружинистость его прыжков. Пиарщики называют их дуэт в прокофьевском спектакле международной сенсацией, но это сравни восьмибальному землетрясению для утончённой «Золушки». Главное, что получит зритель – невероятно тонкие эмоции от непоказушного, но мастерского танца.

Филармонический концерт «Ухо-ансамбля»

Когда: 25 мая, 19:00

Где: Национальная филармония

Фото: Ухо

Для государственных оркестров событием является выход за пределы традиционных концертных залов, для негосударственных – с точностью до наоборот. Музыкальное агентство «Ухо» за несколько лет своего существования дало 79 концертов в бассейнах, церквях и планетариях, и только к 80-му выбирается в филармонию. Можно ли это событие назвать эпохальным для «Уха»? Да, но это никак не связано с залом. Важным оно является только лишь потому, что ансамбль будет играть потрясающую музыку – «Integrales» и «Octandre» Эдгара Вареза, «Rain Coming» Тору Такемицу, «Voyage V» Тосио Хосокавы и «Coda» Паскаля Дюсапена – вместе с одним из лучших флейтистов мира Марио Кароли. Приличная новая музыка в нашей филармонии – большая экзотика, чем Neue Vocalsolisten Stuttgart в киевской оранжерее.

Встречный вопрос: станет ли это выступление переломным для филармонии? Тоже нет, никакие бури и штормы не способны пошатнуть эту крепость. Даже Майдан не смог. Могу предположить, что эта встреча двух миров не будет иметь продолжения в виде ближайших концертов новой музыки в филармонии. Так что в филармоническом формате вполне академичный по своей структуре концерт «Уха» окажется чем-то единичным и уникальным.

Гала-концерт / 14 украинских композиторов

Когда: 26 мая, 19:00

Где: Муниципальный театр Винья-дель-Мар (Чили)

Фото: Facebook / Boris Alvarado

Винья-дель-Мар – это, конечно, невероятно далёкий от нас чилийский курортный город, но всё же он заслуживает отдельного упоминания в этой подборке «музыкальных блюд», так как именно там, в Муниципальном театре запланирован большой концерт камерных и хоровых произведений украинских женщин-композиторов. Его организацией занимался известный чилийский композитор Борис Альварадо – большой поклонник нашей музыки, да и страны в целом. Это не преувеличение и не комплимент маэстро, он действительно интересуется и хорошо ориентируется в украинском стилевом разнообразии. Для своего события Борис отобрал партитуры 14 авторов из разных частей Украины, настолько непохожих друг на друга, что объединяет их, пожалуй, лишь гендерная тема.

Практически до конца XX века украинская музыка имела ярко выраженное мужское лицо. Однако с конца 80-х – начала 90-х годов ситуация ощутимо изменилась. Эту смену наглядно демонстрирует гендерный состав нынешнего Союза композиторов Украины, число женщин в котором достигает 43%. И если среди старшего поколения композиторов, родившихся в 30-40-е гг., явственно доминируют мужчины, в среднем и младшем поколении присутствует равноправие – не только в количественном, но и в качественном плане. К примеру, единственный украинский композитор, победивший в голландском конкурсе «Gaudeamus» – представительница молодого поколения Анна Корсун.

В нынешнем концерте собраны партитуры наиболее интересных украинских женщин-композиторов этих двух поколений – среднего (рождённые в 50-60-е гг.) и младшего (80-90-е гг.). Они презентуют широкое стилевое разнообразие тех процессов, которые сейчас происходят в Украине – от сакрального минимализма киевлянки Виктории Полевой до неоэкспрессионизма Кармеллы Цепколенко.

Женская музыка отличается от мужской, но не качеством и талантливостью, а усилением других характеристик – чувственности, экспрессии, свободы формы и т.д. А впрочем, возможно, что это всего лишь стереотип, и принять его или опровергнуть – задача и свобода каждого слушателя.

Hommage a Miles Davis – концерт ко дню рождения джазовой легенды

Когда: 26 мая, 20:00

Где: Caribbean Club

Фото: geneseymour.com

26 мая этого года знаменитому джазовому трубачу и композитору Майлсу Дэвису, которого Дюк Эллингтон ввиду широты интересов и многогранности таланта сравнивал с Пикассо, должно было бы стукнуть 90 лет. Его считают родоначальником большинства направлений джазовой музыки, а кроме того создателем уникальных стилей, в частности – fusion и jazz-rock. Вдобавок он ещё и стал учителем и наставником целой плеяды самобытных музыкантов. В общем, был «нашим всем» джазовой музыки, Шевченко, Пушкиным и Шекспиром в одном флаконе.

В день рождения Майлса Дэвиса проект экспериментальной музыки «Supremus» представит специальную программу «Hommage a MilesDavis», посвящённую юбилею легендарного музыканта. Ребята обещают провести концерт в привычной для «Supremus» атмосфере перформенса, создавая музыку в «реальном времени» и активно взаимодействуя с публикой.

Авторский проект Богдана Половко «Pianominimalism»

Когда: 26 мая, 20:00

Где: «Мастер Класс»

Фото: Facebook / Bogdan Polovko

Если вдруг вы не любите джаз, Майлз Дэвис режет уши, а «Supremus» раздражает своими интерактивными штучками, можно успеть добежать в другой конец города на концерт киевского минималиста Богдана Половко. Это спокойная и расслабленная гармоничная музыка, обещающая погрузить слушателя в приятную медитацию. Богдан сыграет на рояле, а дуэтом с ним – Дмитрий Марков на флейте и тенор-саксофоне. Всё отлично, но есть одно но – эти композиции тоже основаны на джазовой гармонии, поэтому как бы вы ни старались, сбежать от джаза в этот вечер не удастся.

«Все концерты В.А. Моцарта с Юрием Котом»

Когда: 26 мая, 18:30

Где: Хмельницкая областная филармония

Фото: Music-Review Ukraine

Пианист Юрий Кот – отечественная звезда, без преувеличений. Его концерты всегда проходят при таких аншлагах, словно это редкий заморский гость. Так что для Хмельницкого проект, придуманный директором филармонии Александром Драганом – настоящий подарок. Раз в год Юрий Кот приезжает в этот город для того, чтобы исполнить ещё один концерт Моцарта. Местные меломаны, глядя на длинный список концертов венского гения, желают пианисту доброго здоровья и долгих лет жизни, а симфонический оркестр Хмельницкой филармонии её директор в такие дни никому не доверяет и ответственно дирижирует им сам.

Назгуль Шукаева и Алексей Ретинский в проекте «Song of Innocence and Experience»

Когда: 27 мая, 20:00

Где: «Мастер Класс»

Фото: Мастер-класс

Назгуль Шукаева кроме того что совершенно уникальная этно-джазовая певица, ещё и одна из тех редких птиц, которые решились нарушить границы «одной музыки» и перешагнуть в «другую музыку». Её неожиданные опыты исполнения партитур Святослава Лунёва и Виктории Полевой поначалу ставили академических слушателей в тупик, но потом дали новой украинской музыке новые мощные толчки. Назгуль смело берётся и за молитвенные тексты, и за экстремальный вокал, которого так боятся певцы («голос навсегда испортишь»), да ещё и предлагает массу собственных находок.

В этот раз певица выступит в тандеме с марокканско-голландским перкуссионистом Роберто Халлифи. Третьим участником действа станет последователь творчества уже упомянутых украинских композиторов, наш молодой соотечественник с венской пропиской Алексей Ретинский. Он сыграет на барочной флейте, армянском дудуке и японской флейте сякухати в сопровождении электронного live-саунда.

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram