ГоловнаСуспільствоЖиття

Будинок біля ядерного реактора

В Киеве собираются строить высотный дом с паркингом возле ядерного реактора Института ядерных исследований. Стройка может нарушить резервную систему водоснабжения реактора и стать причиной второго Чернобыля. Местные жители против, застройщик не видит проблемы и называет это “хохлятским менталитетом”.

Фото: Дарья Чабанова

Микрорайон, в котором “Укрбуд” собирается начать строительство, состоит из десяти 2-3-этажных домов, гаражей, спортивной площадки, неработающего летнего кинотеатра, двух школ и садика. На спортивной площадке летом молодежь играет в футбол, а зимой заливают каток. Рядом метро “Демеевская” и центральный автовокзал. С одной стороны микрорайона дома вплотную подходят к Голосеевскому лесу, а с другой, через дорогу, находится Институт ядерных исследований. У Института имеется работающий исследовательский ядерный реактор, а под спортивной площадкой, на глубине 9 метров, проходит резервная система водоснабжения реактора. Как раз над этой системой застройщик и собирается возвести высотный дом с паркингом. Под снос пойдет спортивная площадка, один их жилых домов и десяток гаражей. Адрес строительства - проспект Науки, 42-а.

Вытяжка ядерного реактора возле зданий Института ядерных исследований
Фото: Дарья Чабанова
Вытяжка ядерного реактора возле зданий Института ядерных исследований

- Летом здесь очень красиво, - рассказывает активист Сергей Петренко, - Много деревьев, Голосеевский лес рядом. Многие из этих деревьев посадили наши жители, причем, привозили саженцы со всех уголочков СССР. Это Академический городок, от Академии наук, его еще пленные немцы строили. Дома уже тут вообще по швам трещат, они нуждаются в полной реконструкции. Но вместо этого здесь пытаются всунуть высотный дом. Мы не против стройки в принципе, мы против стройки нового дома. Мы требуем реконструкцию района, но нас не слышат.

Борьба жителей с застройщиками началась еще в 2006 году. Тогда решением Хозяйственного суда города Киева от 22 сентября компания «Будконсалтинг-Инвест» получила в 10-летнюю аренду земельный участок площадью более 1 гектара. В 2007 году тогдашний мэр Киева Леонид Черновецкий выдал этой компании разрешение на стройку высотного жилищно-офисного комплекса с паркингом.

С 2009 года про застройщика ничего не было слышно. Вплоть до 2014 года, когда компания попыталась разместить на участке строительную технику.

- Мы тогда остановили застройщика, даже баррикады поставили на всякий случай. Начали разбираться, что же это за компания, а оказалось, что по тому адресу, который нам давали представители, такой фирмы не существует, это просто жилой дом. Кроме того, нам не предоставили проект строительства, не согласовали с нами никаких вопросов, хоть и по закону обязаны это сделать. А потом вообще вместо «Будконсалтинга» вдруг начали приходить представители «Укрбуд». Каким боком они здесь - непонятно, - рассказывает активист Сергей Петренко.

Сергей Петренко
Фото: Дарья Чабанова
Сергей Петренко

Глава совета директоров «Укрбуд» Юрий Пелых объясняет неожиданное появление компании на стройке тем, что они не могут напрямую получить разрешение на строительство, поэтому вынуждены покупать участки у небольших фирм, типа «Будконсалтинг». Единственная информация об этой фирме, которую удалось найти, сообщает только имя руководителя – Шевченко Сергей Владимирович – и номер телефона, по которому не дают комментарии. По телефону просят отправить запрос на электронную почту, которая оказывается неверной.

Больше всего местные жители опасаются того, что стройка спровоцирует второй Чернобыль. Рядом, как уже было сказано, находится Институт ядерных исследований, на территории которого есть работающий ядерный реактор. Александр Кучмагра, активист, местный житель и сотрудник Института проблем безопасности ядерных электростанций, рассказывает, чем грозит соседство с таким объектом и к чему может привести стройка:

- Это спецвытяжка циклотрона У-240, его ввели в эксплуатацию в 1962 году, - указывает Александр на красно-белую трубу высокую трубу, виднеющуюся вдалеке, - Этот циклотрон относится к первой категории предприятий, которые используют ядерные технологии. Есть документ высшего уровня – «Основные санитарные правила Украины». Там прописано, что для таких объектов обязательно нужно установить санитарно-защитную зону (это территория Института, огражденная забором) и зону наблюдения – в радиусе 3 километров, наш городок как раз в нее попадает. Здесь постоянно проводится радиодезиметрический и радиационный контроль, и, это, в общем-то, зона повышенного риска.

Фото: Дарья Чабанова

Александр объясняет, что когда строился этот реактор, то водоснабжение провели таким образом, что водокоммуникации проходили через этот микрорайон. Потом реактор подключили к централизованному водоснабжению, а эта линия осталась в качестве резервной. Если вдруг произойдет какая-то авария и централизованное водоснабжение выйдет из строя, то должен включиться резерв. Строительство может повредить эту систему и резерв не включится. И тогда последствия могут быть катастрофическими.

 Александр Кучмагра
Фото: Дарья Чабанова
Александр Кучмагра

- Еще лет 5 назад поднимался вопрос о переносе этой системы за город. Но уже тогда это было слишком дорого, а сейчас так и подавно. К тому же, если рассуждать логически, то наверняка на верхних этажах дома, который собираются строить (застройщик планирует возвести дом на 24 этажа) будет слишком загрязнен воздух. Люди же фактически будут дышать выбросами из реактора. А вероятность аварий хоть и маленькая, но всегда есть, поэтому в таких зонах, как наша, нужно очень осторожно принимать решения, и тем более, решение о подселении еще большего количество людей. Этот городок специально строился для ученых, специалистов в области ядерной физики, чтобы, если что-то происходит, они моментально оказывались на месте аварии, – говорит Кучмагра.

Александр Коваленко, заместитель директора по инженерно-техническим вопросам Института ядерных исследований, говорит, что теоретически перенести эти коммуникации реально. Понадобится очень много времени и денег, но это возможно. Потенциального вреда можно избежать, если застройщик предоставит Институту проект строительства и согласует с ним все детали и вопросы.

 «Укрбуд» уверяет, что они все предусмотрели, у них есть необходимое снаряжение и специалисты, и эту коммуникацию перенесут.

- Для нас это не проблема. Для жителей – возможно, но для нас перенести несколько труб в другое место не составит труда. У нас есть необходимые специалисты, есть опыт. Мы не боимся повредить эту систему, потому что уже все предусмотрели. По поводу воздуха на верхних этажах – ну подумайте сами, сколько там вокруг домов, сколько лет они уже там стоят… Если бы это было вредно или запрещено, то еще тогда бы никто не позволил ничего строить, - говорит Юрий Пелых, глава совета директоров компании «Укрбуд».

Юрий Пелых
Фото: www.mon.gov.ua
Юрий Пелых

Кстати об опыте “Укрбуда”. Это компания уже имеет в своем активе проблемную стройку - ЖК “Солнечная ривьера” в Днепровском районе по адресу Никольско-Слободская, 1. Местные жители активно выступают против стройки. Дом планируют построить в 60 метрах от Днепра, а по закону минимальное расстояние должно составлять 100 метров от береговой линии.

Что же касается стройки на проспекте Науки, то Юрий Пелех уверяет, что этот дом станет украшением района, а местные жители выступают против стройки единственно потому, что завидуют тем, кто получит новые квартиры взамен снесенного старого дома.

- Это называется «хохлятский менталитет», - говорит Пелых, - «у кума порося сдохло, пускай и у меня сдохнет». Да, мы понимаем, что если мы снесем один дом, то мы вынуждены будем предоставить жителям взамен квартиры в новом доме. Хай подняли те жильцы, которые и себе хотят что-то выторговать. Извините, но мы можем, конечно, немного улучшить условия жизни в том месте, сделать спортивную площадку и так далее, но реконструировать все дома в том районе - невозможно. Наши дальнейшие шаги – всячески искать компромисс, договариваться с местными жителями и начинать стройку.

Анна Светличная – жительница 8-го корпуса микрорайона, того самого, который собираются сносить. Женщина говорит, что «Укрбуд» не предоставляет никаких гарантий того, что людям предоставят жилье на время стройки. Кроме, разве что, обещаний застройщика начинать стройку со спортивной площадки, а дом пока не трогать.

Стадион, который хотят снести
Фото: Дарья Чабанова
Стадион, который хотят снести

«Куда конкретно нас отселят – неизвестно, говорили, что, возможно куда-то за город. Предлагали заключить договор, согласно которому, если появятся варианты возможного жилья, тогда нас отселят. А если не появятся – неизвестно. Вообще, этот вопрос поднялся лишь тогда, когда во двор попыталась въехать строительная техника. Мы всем микрорайоном вышли ее останавливать, и только тогда впервые заговорили о нашем корпусе. И, кроме того, сначала должны были нас отселить, а только потом получать все необходимые для стройки документы. А у них уже все документы есть!» - говорит Анна Ивановна.

В ночь с 20 на 21 февраля неизвестные вскрыли гаражи Анны Светличной и еще двоих местных жителей. Гараж Анны, как и еще с десяток гаражей, находится как раз на том месте, где должна быть стройка, их уже не раз грозились снести. Ничего ценного взломщики не взяли, и как раз в тот день родственников женщины не было дома, соответственно, машины тоже не было на месте.

Гаражи, которые собирались снести
Фото: Дарья Чабанова
Гаражи, которые собирались снести

Фото: Дарья Чабанова

Так же был случай, который закончился более трагично. Юдин Владимир Ильич, старожил городка, умер от сердечного приступа. По словам активиста Сергея Петренко, судьба Юдина повернулась так, что он вынужден был оборудовать свой гараж под жилье и жить там.

«Он жил в гараже, на месте которого должно быть строительство. Так вот, к нему каждый день приходили и угрожали снести гараж вместе с ним. Мужчине было где 61-62 года, и сердце не выдержало, 28 января он умер. А в прокуратуру ведь бесполезно заявлять, что они могут сказать? Человек старый, сердечный приступ и все, ничего особенного. Нет доказательств, что его терроризировали каждый день» - говорит Петренко.

Активисты настроены более чем серьезно. Они построили баррикады со стороны въездов во двор, устраивали акции под КГГА, проводили слушания. Даже обращались в прокуратуру (и Генеральную и Голосеевского района) с просьбой открыть дело по факту незаконной стройки, но им сказали, что это не в их компетенции. Это возможно сделать только после того, как жители сами соберут всю необходимую документацию.

- Дело в том, что на данный момент законодательство ограничивает возможности прокуратуры, и мы не можем вести наблюдение за этим участком. Необходима некоторая информация, которую мы сами собрать не можем, зато могут собрать жители. Они могут, как физические лица, отправить запрос на доступ к публичной информации, хотя бы даже в строительную или экологическую инспекции. Согласно с Законом Украины «Про доступ к публичной информации», ответ должен прийти в течение 5 дней. Вот пускай они тогда приходят ко мне с этими документами, и тогда у нас будут основания открыть дело, - говорит заместитель прокурора Голосеевского района Фронтовский Евгений Николаевич.

Активисты на это отвечают, что на все их запросы и обращения ничего конкретного никто не сообщает. В ответ приходят лишь «формальные отписки».

Найденов Александр Валерьевич, мажоритарный депутат Киеврады от этого округа уверяет, что всячески поддерживает жителей в этом вопросе.

- Я лично буду продвигать идею реконструкции этого района, когда в стране закончится война, - заявляет Найденов, - сейчас, если судить логически, нет инвесторов, которые готовы вложить деньги в реконструкцию. Я общался с представителями компании «Укрбуд», проект пока заморожен. Любой застройщик, конечно, прежде всего должен договариваться с местными жителями. А вообще, я ведь по сути немного могу сделать. Если будут какие-то действия со стороны застройщика, которые будут угрожать людям, то я приеду, конечно, защищу. Люди очень радикально настроены, но это и понятно, столько лет это дело тянется уже.

У людей свои планы на этот район. Например, каждый год летом жители проводят творческий фестиваль «Силы добра», в этом году, 14-15 февраля организовывали «Дни любви на коньках», приглашали бойцов 12 батальона территориальной обороны, передали им помощь, собранную жителями. Кроме того, планируют посадить деревья, время от времени проводить субботники, облагораживать район.

Во время фестиваля << Любовь на льду>>
Фото: Предоставено Валентиной Коцюбой
Во время фестиваля << Любовь на льду>>

- Мы поняли, что нужно самим все брать в свои руки. Киевляне очень запустили ситуацию, раньше никто этим не занимался. Ну, строится что-то и пускай себе. Возможно, жители и не хотели дом на этом месте, но не решались препятствовать. А сейчас все проснулись, мы вот, например, объединяемся с другими районами, у которых есть проблемы с «Укрбудом», например, в «Никольской слободке» активисты воюют за берег Днепра без «Укрбуда». Мы с ними общаемся, координируем свои действия. Эта ситуация очень объединила всех, у нас очень сдружились жители. А сейчас еще момент такой… в стране война, пока все следят за Донбассом, застройщики сразу же налетели, - говорит активистка Валентина Коцюба.

Валентина Коцюба
Фото: Дарья Чабанова
Валентина Коцюба

Справка:

Микрорайон расположен в Голосеевском районе по адресу проспект Науки 42/1. Он состоит из 10 корпусов, построенных пленными немцами в период с 1944 по 1963 год. Здесь планировалось выделить квартиры для академиков, профессоров и сотрудников находящихся рядом фундаментальных научных центров. А именно, здесь находятся:

  • Институт физической химии имени Л.В.Писаржевского
  • Институт ядерных исследований НАН Украины (именно его резервная система водоснабжения проходит под спортивной площадкой микрорайона)
  • Институт физики НАН Украины
  • Институт физики полупроводников имени В.Е.Лашкарева НАН Украины
  • Центральная геофизическая обсерватория
Дарья ЧабановаДарья Чабанова, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram