В июне прошлого года тогдашний Министр культуры Украины Евгений Нищук в своем интервью Укринформу сообщил, что у него есть конкретные договоренности с Министром культуры Польши о совместной деятельности, в рамках которой также предусматривается объединиться в подготовке и проведении Венецианской биеннале 2015 года – “в таком формате, как это было с Евро-2012”. Решение о совместном павильоне Украины и Польши в Венеции было неоднозначно воспринято арт-экспертами: они считают пост-Майдановский период и период нынешнего сопротивления агрессии фазой пристального внимания культурного мира к Украине, который нужно правильно использовать. Но в целом такой комментарий Нищука можно было расценивать как утвердительный ответ на вопрос, будет ли Украина, несмотря на ее нестабильное положение, участвовать в Венецианском форуме.
Уже через несколько месяцев после активного перемывания костей так и не получившему внятного разъяснения проекту “Украина-Польша” в Минкульте состоялось учредительное заседание так называемой Коллегии ведомства. В составе прежнего правительства в нее вошли пара-тройка директоров музеев, президент Львовского Форума издателей Александра Коваль, организатор фестиваля ГогольFEST Владислав Троицкий, а также от ведомства – сам Министр культуры Нищук и его первый заместитель Олеся Островская-Лютая. На повестку дня тогда, среди прочего, был вынесен вопрос о представлении Украины на Венецианской биеннале 2015 года, а также о назначении комиссара украинского павильона в Венеции.
К рассмотрению Коллегии был предложен формат точечной акции в рамках Венецианской биеннале: речь шла о проведении конференции, панельной дискуссии или перформанса и об отказе от полноформатной долгосрочной выставки в рамках биеннале. Сославшись на сложную финансовую и политическую ситуацию в стране, Коллегия поддержала такой формат.
Исполнителем абстрактно названного «точечным» проекта был назначен Фонд культурных инициатив «Изоляция», из-за событий в Донецке покинувший регион и обосновавшийся в Киеве. «Изоляция», в свою очередь, в рамках заданных условий и требований предложила проведение дискуссионного проекта с темой «Искусство во время войны».
Правда, уже в октябре стало известно о том, что Минкультуры приняло решение не перекладывать миссию на партнеров. Пресс-служба Министерства, комментируя свое решение, информировала, что после консультаций с институциями, которые могли бы выполнять роль «комиссариатов» (а речь шла не только об «Изоляции», но и о Национальном художественном музее Украины), Министерство обнаружило, будто в Украине до сих пор нет специализированной институции, способной организовать максимально независимый конкурсный отбор кураторских проектов.
Основательница и идеолог «Изоляции», пожалуй, один из самых известных коллекционеров и арт-менеджеров Украины, Любовь Михайлова пояснила тогда, что именно «Изоляция» отказалась участвовать в подготовке украинского проекта для Венеции. Связано такое решение с тем, что, забегая наперед и пытаясь предотвратить очередное создание павильона наспех, «Изоляция» предложила взять на себя эту работу и на следующей Венецианской биеннале - в 2017 году, но такая инициатива не была поддержана официальной стороной. Михайлова отметила, что она хотела изменить систему организации подготовки к биеннале, чтобы та перестала быть возможностью лоббирования чьих-то интересов, и добавила: «Проблема современных чиновников в том, что они временщики. Им нужно сейчас закрыть вопрос и всё. Хотя можно было бы изменить систему и оставить своё место в истории. В итоге нас попросили отказаться, что мы и сделали. Политика лоскутного одеяла — бесконечного латания дыр — мне не близка».
Таким незатейливым образом Минкульт задумал не просто выступить с собственным конъюнктурным форматом, но и в условиях кризиса проводить полноценную выставку современного украинского искусства под руководством кураторской группы, в которую вошли упомянутые выше Рашковецкий, Баршинова и Гельдхоф.
В декабре с приходом свежеиспеченного Кабмина новым Министром культуры стал Вячеслав Кириленко. В середине декабря нардеп от фракции блока Петра Порошенко Виталий Чепинога на своей фейсбук-странице написал о том, что Украина отказалась от участия в Венецианской биеннале из-за того, что принимать участие в форуме современного искусства в Венеции для страны слишком дорого. При этом Чепынога, не давая официальных комментариев касательно своей публикации, предложил умилительную идею - отправить в Венецию свою знакомую, дизайнера из Франции, апеллируя к тому, что она подруга культового французского дизайнера интерьеров Филиппа Старка.
Не менее умопомрачительный проект «Арт-намет» анонсировался как претендент на представление Украины в Венеции в рамках презентации его фрагмента на Арт-Киеве куратором Евгенией Смирновой, некогда работавшей на Татьяну Миронову. Издание Сultprostir тогда писало, что в финальном варианте «Арт-намет» - это 24 метра в высоту и около двухсот квадратов общей площади карта, созданная из лоскутов палаток с Майдана и Антимайдана.
На самом же деле, после смены правительства Министерство культуры, несмотря на сомнения и затягивание, все-таки вернулось к исходному решению предыдущего состава Кабмина, который вовремя подал предварительную заявку на участие и успел зарегистрировать официальное участие Украины в указанные термины.
В начале января кураторская группа по подготовке концепции национального художественного проекта 56-й Венецианской биеннале известила культурную общественность, что обсудила то, каким образом Украина представит собственную арт-среду на форуме современного искусства в Венеции.
При участии вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам страны и по совместительству министра культуры Вячеслава Кириленко кураторская троица, состоящая из заместителя ПинчукАртЦентра Бьорна Гельдхофа, старшего научного сотрудника НХМУ Оксаны Баршиновой и искусствоведа и арт-критика Михаила Рашковецкого представила некий проект.
В завершение своей январской встречи Министерство культуры опубликовало резолюцию с текстом наподобие бессмысленных дадаистских слоганов: «Участники презентации пришли к согласию, что целью участия в 56-й Венецианской биеннале должна быть презентация современной украинской культуры, как неотъемлемой части европейского и мирового культурного пространства».
Изначально речь шла о кураторах в лице Оксаны Баршиновой и Михаила Рашковецкого, а Бьорн Гельдхоф подключился позднее, поскольку у ПинчукАртЦентра планировался собственный павильон в рамках биеннале. Имея наработанный авторитет в сфере современного искусства ПАЦ успешно представляет страну на форуме в Венеции с 2005 года. Здесь стоит напомнить о том, что в 2007 проект «Поэма о внутреннем море» был подготовлен от ПАЦ группой украинских и иностранных художников, среди которых был Боб Михайлов, Сергей Братков, Александр Гнилицкий и Леся Заяц, а также Марк Тичнер, Сэм Тейлор-Вуд (которая недавно выпустила в прокат уже фильм «50 оттенков серого»), Юрген Теллер и Dzine, а в 2009 году под кураторством Владимира Кличко проект «Степи мечтателей» создавали украинский художник Илья Чичкан и фэшн-дизайнер Михара Ясухиро из Японии.
Презентуя официальный Украинский павильон в Венеции или представляя проекты победителей своего международного конкурса – Future Generation Art Prize в параллельной программе арт-форума, как это было пару последних раз, арт-центр Пинчука раз в два года предлагает зрителю и экспертам убедительный месседж. Будет ли в этом году у центра Пинчука собственный независимый проект или участие Бьорна Гельдхофа в подготовке официального проекта от страны свидетельствует о совместной репрезентации – должно быть объявлено на официальной пресс-конференции, проведение которой было заявлено еще на конец января.
Вообще-то ситуация с участием Украины в Венецианской биеннале всегда складывалась таким образом, что право представлять нашу страну в Венеции доставалось тем, кто мог этот процесс спонсировать. Не из финансовых ли соображений пригласили ПинчукАртЦентр участвовать в создании национального проекта? Вероятно. С другой стороны, у каждого проекта, представляющего ту или иную страну, кроме кураторов, формирующих концепцию выставки, представляющих идею и собирающих пул художников, есть комиссар.
В составе прошлого Министерства культуры этим человеком была Светлана Фоменко, замминистр, отвечающий за евроинтеграцию, теперь - по аналогии - Андрей Витренко, ответственный в составе новой власти за этот сектор, будет олицетворять комиссара, хотя есть вероятность, что руководителем павильона будет значиться Минкульт. Именно комиссар, как правило, и отвечает за организацию процесса, а значит, и за финансовую сторону. Логично предположить, что еще при прошлом правительстве, даже без участия ПАЦ, страна, утверждая факт участия в биеннале, взяла на себя некоторые материальные обязательства. Здесь необходимо вспомнить недавние заявления Министра культуры Кириленко о том, что Минкульт планирует содействовать только тем художественным мероприятиям, которые связаны с поддержкой украинских военных. Чтобы не противоречить самим себе, Министерство, будем надеяться, в рамках данной директивы отвалится от украинского павильона, как бородавка, чтобы во времена сфокусированности всего мира на Украине показать не поделку из вышиванки и рушныка в рамках «формирования новой национальной культурной политики», а представить мировой культурной общественности громкое и четко сформулированное высказывание о современной Украине.
Но и на этом абсурдная ситуация, заложниками который мы стали из-за очередной рокировки минкультовской номенклатуры, не закончилась. Поздно вечером в четверг, 19 февраля, о своем выходе из кураторской группы национального павильона на Венецианской биеннале заявили Михаил Рашковецкий и Оксана Баршинова. Из их комментариев можно понять, что Минкульт официально остается комиссаром павильона, а ПинчукАртЦентр – его единоличным создателем и куратором.
После того, как стало известно о выходе кураторов из подготовительной группы, художники, арт-менеджеры и другие деятели от культуры развели полемику о том, нужно ли ликвидировать Минкульт, или нужно пытаться с ним договориться, о том, что нужно требовать публичности и прозрачности процессов, которые там происходят. Это не новые вопросы – подобные процессы происходят в Минкульте постоянно, а ситуация с Венецианской биеннале повторяется уже не первый раз. Остается только сделать выводы. Опять.