
Шок от обстрела 24 января быстро развеялся. Уже поздно вечером некоторые жители возвращались в свои дома, чтобы захватить оставленные в спешке важные вещи и документы, закрыть хоть чем-то выбитые окна. Были и те, кто, несмотря на отсутствие воды, электричества, газа и отопления, остался караулить свои полуразрушенные дома.
Беда сплотила горожан. Буквально с первых минут утреннего обстрела соцсети пестрели предложениями вывезти людей из эпицентра событий. На место происшествия выехали волонтеры, аварийно-спасательные службы.

К утру следующего дня немало горожан были готовы ехать помогать в пункт помощи, развернутый возле храма. Помощь предлагали всевозможную: один готов стеклить окна, другой дать двери, третий - обходить стариков, готовить, писать, считать, раздавать.
Территория пункта помощи – гудит, как большой улей. Сотни людей потоком приходили сюда за помощью, по подсчетам социальных работников, их было около 3000.

В палатке волонтеры разливают чай и делают бутерброды.
Сотрудница пресс-службы одного из местных университетов Дарья сегодня отслеживает не появление в прессе информации о своем вузе, а смотрит за тем, чтобы все получили стакан с горячим чаем и бутерброд.
- Я пришла и просто начала помогать в первом попавшимся разделе, так сказать. Потом закрутилась, и то одно, то другое - начиная от нарезки бутербродов и заканчивая расфасовкой по коробкам продуктов. Пару часов работы, и уже не я спрашивала, что да как, а, наоборот, у меня все узнавали. Люди разные подходят, были и такие, которые и здесь пытались выгоду извлечь, чуть не ссорились. Хотя осуждать я не могу, никто кто не знает, как бы повела себя я на их месте, - делится она.
Люди берут стакан с чаем и рассаживаются на лавочках – в палатке тепло, работает несколько печек-буржуек.

Молодая пара Женя и Настя сегодня уже улыбаются и даже шутят. Рассказывают, что их квартира не сильно пострадала – только вылетели стекла. Пленку уже получили, вот только согреются и сами встанут за столы раздачи: «Нужно помогать тем, кто попал в беду. Мы ведь на себе ощутили, как оно».
Представители ООН раздают одеяла и пленку для окон.
Пленка – основная потребность. За ней километровая очередь. Некоторые не выдерживают, пытаются пролезть вперед.

Такой же ажиотаж и у пункта выдачи стекла и фанеры, который развернули в одном из дворов. У парня на раздаче стекла - тупой стеклорез и, видимо, небольшой опыт нарезки. Мужчина, стоявший в очереди, не растерялся и взялся сам за дело. Процесс пошел быстрее. Привезенное стекло нарезали за 20 минут, но на всех так и не хватило.


Примечательно, что, несмотря на общую нервозность, в очередях нет политических споров.
Правда, один из мужчин замечает «хоть и грешно так говорить, но я рад, что в бар под милым названием «Назад в СССР» попал снаряд. Ну это ж невозможно было! Как только какой обстрел, там сразу «заседание» и пьяные вопли Слава России».
Оказывают людям помощь и психологи. Их можно опознать по табличкам и бейджам.
- Мы сами подходим к людям. Спрашиваем об их состоянии. Помогаем собраться с мыслями. Кого-то нужно обнять, выслушать, кому-то разъяснить, что делать дальше, некоторых нужно за ручку поводить. Планируем также обойти тех, кто до сих пор сидит в квартире и боится выйти на улицу. Про такие случаи рассказывают соседи. Завтра организуем рейд по квартирам, может где-то остались одни дома дети, пожилые, - рассказывает Валентина Олейник, директор Орджоникидзевского центра для семьи, детей и молодежи.
- Подхожу, спрашиваю как дела. Большинство мужчин, особенно пенсионного возраста, очень хорошо держатся. А вот женщины в возрасте все на валерьянке, на успокоительных, переживают. Людей угнетают и бытовые проблемы - нет ни воды, ни света, ничего. Они переживают больше об этом, о питании, - делится Ирина Линник, психолог Приморского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Мужчина в камуфляже держит одной рукой стакан с чаем и, балансируя, пытается развернуть листок с адресами тех, кому нужно помочь в остеклении. Александр, милиционер из Донецка, просит не называть его настоящее имя и не фотографировать – в целях безопасности.
- Мы осуществляем охрану общественного порядка, дома от мародеров, собираем информацию о пострадавших, у кого, где стекла битые, фиксируем данные, номера телефонов, передаем волонтерам, они помогают им, - рассказывает он фронте своей работы.
В микрорайоне не работают ни магазины, ни аптеки. Хлеб подвозят на машинах, первую доврачебную помощь можно получить у Красного Креста.

- Обращаются, в основном за сердечными препаратами. Востребованы аспирин, обезболивающее. Были перевязки, люди поранились об стекла. Обращались с повышенным давлением, - рассказывает Галина, волонтер Красного Креста.

Ежечасно люди предлагают всевозможную помощь – приютить многодетную семью, бесплатно помочь с выездом тем, у кого нет на это средств. Завтра в пункте помощи будет не одна, а сразу две полевых кухни. Одну организуют городские власти, другую – армянская община города.