Фронт Арсения Яценюка 2.0
- Мы начнем нашу работу с молитвы и пастырского слова, - прозвучало со сцены «Мыстецького арсенала», где собрались соратники Турчинова и Яценюка.
Все подумали – слова Турчинова. Ну, раз пастырского.
Но на сцену поднялся военный капеллан. Воскресный день, как никак.
В зале вообще было много военных – представители «Киев-1», «Днепр-1», «Миротворца». Командиры этих добровольческих батальонов вошли в избирательный список «Фронта».
Сам список привез Турчинов. Существовал он в единственном экземпляре. Причем Александр Валентинович еще по ходу вносил в него правки «от руки». Потому – наотрез отказался показать его после съезда.
- Мы скоро все опубликуем, - пообещал на ходу и скрылся в штабной комнате.
«Списочников», как и мажоритарщиков, Александр Валентинович зачитывал голосом – не слишком внятно и довольно быстро.
Присутствующие вслушивались внимательно – пытались разобрать и свои фамилии в числе кандидатских. Время от времени Турчинов сопровождал монотонную читку отвлеченными комментариями.
- По 220-му округу в Киеве у нас идет один из братьев Константиновских. Он продал свое «бентли» и ушел на фронт.
Приметно, что по 218-му и 219-му столичным округам «Фронтовики» никого не выдвигали. По этим округам от «Удара» будут баллотироваться Владимир Арьев и Александр Третьяков соответственно. Отсутствие у них конкурентов из «Фронта» - предмет тематической договоренности. И пример того, что значит «согласовывать мажоритарку». Согласованием, кстати, занимались – посредством «челночной дипломатии» - сами кандидаты, не лидеры.
С персональным составом первой десятки «Фронта» можно ознакомиться здесь. Любопытна ее структура. Кроме премьер-министра и спикера ВР – два экс-журналиста (Чорновол и Сюмар), два комбата (Тетерук и Береза), два бывших члена команды «Батькивщины» (Гриневич и Кириленко).
Именно Турчинов с Яценюком,чутко уловив веяние политической моды, первыми начали консультации с комбатами и журналистами для привлечения их в список. Изначально тематические диалоги они вели и с Игорем Коломойским, но, по факту, его присутствие в первой десятке «Фронта» ограничилось фигурой Юрия Березы (комбат «Днепр-1»).
- Мы идем в Верховную Раду для того, чтобы осуществлять реформы. И у нас есть четкий план, ясное их видение. Но для того, чтобы осуществлять реформы, нам необходимо парламентское большинство, - подчеркнул Арсений Яценюк, который презентовал избирательную программу «Фронта».
В действительности, насчет большинства во "Фронте" не обманываются. Равно как и в «Ударе». Никаких иллюзий: монобольшинства в ВР восьмого созыва не будет. «Удару» (а он, очевидно, получит больше всего, - С.К.) придется объединяться или с «Фронтом» или с политсилой Анатолия Гриценко. В идеале, и с теми, и с теми. Значит, и коалиционное правительство будет формироваться на двоих, а то и на троих.
Порошенко и Кличко. Пропорция – 70 на 30
Съезд Порошенко-Кличко благоразумно назначили позже «фронтового» – на два часа дня, в одном из помещений НСК «Олимпийский». Правда, начался он почти на час позже. Причина банальна – досогласование списков в режиме «онлайн».
Прибывшие на съезд делегаты самих списков, разумеется, не видели. Более того, даже те, кто точно знал, что в список включен, не знал номер своего места.
Предварительный технический съезд не проводился. При этом никто из делегатов не роптал, не возмущался.
Все это напоминало лучшие времена Виктора Януковича, когда списки партии власти писались «на колене» и существовали в единственном экземпляре. Впрочем, вру, на съезде ПР в 2012 экземпляров было пять – их раздали первому ряду.
- Виталий Кличко сейчас на встрече у Петра Порошенко. Как только они закончат консультации, мы начнем, - сообщил собравшимся Юрий Луценко.
Но начали все равно без них – дальше тянуть было уже просто неприлично.
- Еще несколько дней назад к нашей партии могли присоединиться и другие политики. Я не стану критиковать их за то, что они не сделали этого. Но в дальнейшем мы будем сотрудничать и с блоком Яценюка, и с партией Юлии Тимошенко. На мажоритарных округах мы готовы с ними согласовывать кандидатуры – чтобы ни один коммунист или регионал не смог бы проскочить под купол Верховной Рады, - сказал с трибуны Юрий Луценко.
Как раз в середине выступления Юрия Витальевича в зал зашел Виталий Владимирович.
В руке у него была тонкая красная папка – с заготовками речи. Правда, предварительно заготовки эти Кличко, судя по всему, не читал.
- Я согласен возглавить объединенную команду и повести ее на выборы в Верховную Раду, - невпопад сообщил он.
Невпопад потому, что первое его выступление подобных заявлений не предполагало.
- Я так понимаю, что с каждым выступлением мы будем узнавать все больше номеров в списке, - ехидно заметил Луценко, когда Кличко уже сел на место в президиуме.
После двух программных спичей объявили технический перерыв – для обмена делегатский пригласительных на полноценные мандаты.
Изначально получасовой, он вновь затянулся. Ждали Президента. Во-первых, он должен был привезти списки. Во-вторых, предполагалось, что Петр Порошенко выступит перед соратниками.
Но вести с Банковой все не приходили – опять нужно было тянуть время.
Юрий Луценко с этим прекрасно справлялся, поочередно приглашая к микрофону желавших выступить.
Наконец, около пяти часов вечера в зале появился Юрий Стець – он привез списки с Банковой. Юрию Луценко в президиум передали толстую папку. Стець быстро уехал. Госохрана на входе начала демонтаж рамок – верный признак того, что Президента уже не будет.
Оглашение перечня кандидатов Юрий Витальевич начал с мажоритарщкиов.
- Я лично занимался мажоритаркой и отвечаю за то, что у нас нет ни одного парашютиста. Ни одного. Каждый претендент на округ согласован с руководителем местной партийной организации. Более того, сами руководители парторганизаций также баллотируются по своему региону, - сказал он.
Мажоритарщиков перечисляли по номерам округов. Первые – Винницкая область, по 12-му округу которой в ВР идет старший сын Президента Алексей Порошенко, по 13-му – Николай Катеринчук. В Закарпатье баллотируются сразу три (!) брата Балоги, в Киеве – Александр Третьяков. 118 и 119 округа Львовщины достались братьям Дубневичам. В прошлую кампанию один из них – Ярослав, здесь же оппонировал журналисту Татьяне Чорновол. По 140-му округу Одессы БПП выдвигает Давида Жванию.
Есть и другие фамилии, которые вызывают – сформулируем мягко – вопросы. Но, по сравнению с тем, какие вопросы возникали к кандидатам от партии власти в прежние времена, это - мелочи.
Более подробно оба списка – основной и мажоритарный - LB.ua подробно проанализирует в ближайшие дни. Сейчас стоит отметить, что каждый в нем отвечает за своих. Порошенко – за свои 70%, Кличко – за свои 30%.
Именно в такой пропорции были разделены квоты между двумя предводителями БПП. Технически согласование происходило следующим образом: стороны готовили предложения, представляли их друг другу, а дальше начинались торги. Кого-то из тех, кого вычеркивал Кличко, Порошенко забирал в свою квоту. Не наоборот.
Говоря о дележке списков, нельзя не упомянуть внутрифракционный раздрай, терзающий «Удар» еще с начала лета. Именно тогда впервые у некоторых представителей политсилы появились мысли о том, что союз с Порошенко не принес им желаемых кадровых преференций.
На этом попытался сыграть Арсений Яценюк, который даже готов был предложить Виталию Ковальчуку пост первого вице-премьера, другим кличковцам – еще ряд должностей, лишь бы те не разваливали коалицию. Но «Удар» остался верен президенту и 24-го июля, вместе со «Свободой», заявил о выходе из парламентской коалиции. Петр Алексеевич, таким образом, получил основания для роспуска парламента.
Еще одна причина раздрая – переход Виталия Кличко в мэрию. Что, разумеется, не могло не отразиться на его коммуникации с фракцией. Плюс имеют место элементарные человеческие эмоции и политическая ревность. В итоге сегодня «Удар» условно поделен на пропрезидентское и прокличковское крыло. Во главе с Виталием Ковальчуком и Артуром Палатным соответственно. Поделен, повторяю, весьма условно, но линии напряжения есть. Что сказалось на формировании списка.
ПР самоликвидировалась. Тигипко считает бонусы
Покамест внимание общественности было приковано к съездам Яценюка-Турчинова и Порошенко-Кличко, истинно шекспировские страсти бушевали вокруг так называемого «оппозиционного блока». «Оппозиционный блок» - ситуативное объединение бывших регионалов иже к ним примкнувшим.
Планировалось оно в расчёте на то, что больше половины электорального поля страны – бело-голубое. Было когда-то. Как оно изменилось за последний год (а то, что изменилось, причем кардинально, сомнений не возникает), никто толком не исследовал. Кроили по старым лекалам.
В начале недели состоялся крупный политсовет. Обсуждали формат участия в гонке. Вариантов было два: самостоятельно, как ПР, или в составе оппозиционного блока. Решение приняли в пользу блока. Планировалось, что кроме самих регионалов, в его состав войдут Виктор Медведчук, Наталья Королевская и Вадим Рабинович. При этом за ПР закреплялись 55% списка и первые его номера. Возглавить список должен был Борис Колесников.
В конце недели наметили дату съезда – воскресенье и даже определили место – павильон в Пушкинском парке. Был готов избирательный список. Однако в ночь с субботы на воскресенье что-то поменялось. Сотрудники аппарата ПР получили команду готовить на утро воскресения брифинг Колесникова. Который и сообщил журналистам о том, что ПР в выборах принимать участия не будет, сам он значиться первым номером в списке – соответственно, тоже.
Для большинства регионалов известие сие стало подобно грому среди ясного неба. Никто не ожидал. И не понимал, как вести себя дальше. Ведь в понедельник, 15-го сентября – последний день для выдвижения «списочных кандидатов».
Очевидно, что причина кульбита – никак не боязнь опозориться, не набрав на выборах минимальные 5%. Со скрипом, но пять процентов бело-голубые набрать могли. А то и шесть-восемь. Плюс – мажоритарные округа.
Обсуждая произошедшее между собой, регионалы приходили к единственному выводу: «это – слив». Высшего руководства партии в угоду новой власти.
В обмен на что, ответа нет – внятно «регионалам», как водится, никто ничего не объяснил. Пытаясь выяснить «почему» и «в обмен на что» - сформировали делегацию «ходоков», которая должна была отправиться к Ринату Ахметову. Сам он в политических процессах активно хоть и не участвует, но до сих пор остается главным арбитром.
Чем там у «ходоков» дело закончилось, доподлинно неизвестно. Впрочем, существенного значения сие все равно не имеет: перегруппировать силы бело-голубые все равно не успевают.
Люди Левочкина – под предводительством Юрия Мирошниченко и Сергея Ларина – успевают. В воскресенье они оперативно провели форум оппозиционных сил и в понедельник намерены провести также съезд, который утвердит избирательные списки.
Но больше всего дивидендов получает, конечно, Сергей Тигипко. В воскресенье у него были все основания обливаться шампанским – весь условный «бело-голубой» электорат отходит ему. Весь. В отличие от широко известного в узких кругах партийного проекта Левочкина, Сергей Леонидович достаточно раскручен и узнаваем.
Дивидендами Тигипко оперативно воспользовался. В понедельник стали известны фигуранты его списка: Валерий Хорошковский (он уже давно хотел вернуться. Очень. Просто не знал в каком формате, - С.К.), Святослав Пискун, Тариэл Васадзе. Дальше перечислять? По-моему и так все понятно.
Что касается ПР, то в воскресенье ее остатки между собой окончательно переругались. Наиболее отчаянные и самоуверенные будут спасаться по округам, но их, очевидно, будет немного.
Новые лица
Безусловным трендом этой избирательной кампании стало привлечение в списки журналистов, общественных деятелей и военных.
С общественниками все понятно. Для того, кто профессионально мониторит деятельность политиков много лет, нарабатывает альтернативные законопроекты, осуществляет общественный контроль, поход в депутаты – шаг логичный и вполне прогнозируемый.
Тут важно понимать, что депутат и политик – не равно одно и то же. Главная задача депутата – законотворчество. То есть, наработка нужных для страны законов, обеспечение их проведения, помощь в имплементации. Тогда как политик – деятель более широкого профиля. Политик – профессиональный лидер, создающий привлекательные мифы. Его успешность напрямую зависит от того, сколькие люди в этот миф верят.
Из комбатов – при всем огромнейшем уважению к ним и к их подвигу – не могут получиться хорошие депутаты. Разве что со временем. По той простой причине, что они не обладают достаточным для создания и проведения законов уровнем знаний, не знают внутренней кухни.
У всякого попадающего «под купол» впервые идет кругом голова. Факт, доказанный многолетним опытом. На «притирку» требуется минимум год. А дальше начинается то, что я называю «синдромом молодого депутата». Но «синдром молодого депутата» - это не о комбатах, нет, скорее – о тщеславных списочниках-новичках, изредка – мажоритарщиках. Комбатов он, по определению, коснуться не может.
Более того, если завтра снова начнется война, комбаты уйдут на фронт. Они просто не смогут по-другому. Ибо их место там. От их собранности, организованности зависят сотни жизней.
Политики, тем временем, останутся в тылу. И будут принимать решения «за себя и за того парня». Прикрываясь «сложностью момента». В крайнем случае, если «тот парень» возмутится, ему можно будет доходчиво объяснить что, да почему. Задним числом, разумеется.
Это – колоссальный минус. При том, что сами комбаты в списках – колоссальный плюс. Не с точки зрения электоральной, нет (кроме интернет-публики, их и по именам-то мало кто знает). С точки зрения того, что после Майдана профессиональные политики больше не могут игнорировать запросы общества. А комбаты – это вызов времени.
И еще одни герои дня – журналисты. Точнее те, кто принял для себя непростое решение попрощаться с лучшей в мире профессией во имя попытки сделать что-то новое. Может, получится, может – нет, а в лучшую в мире профессию уже нет возврата. Новейшая украинская история ни одного такого примера не знает. Противоположных – предостаточно.
Безусловно, такое решение заслуживает уважения. О плодах его будем рассуждать тогда, когда они появятся.
Да, журналисты идут в Раду для того, чтобы менять страну. В том числе, посредством принятия новых законов. Да, у них слишком велик риск быстро превратиться в заложников этой системы, стать жертвами корпоративной этики и негласных обязательств. Особенно у тех, кто решился баллотироваться по списку "БПП", ведь в Раду они заходят не сами по себе (как пытается сделать журналист и активист Костя Усов, выдвинувшийся тоже от БПП, но по мажоритарке (!) в Одессе, - С.К.), но строго в составе команды Петра Порошенко.
«Они хотя бы попробуют», - говорят многие. Верно, но уж слишком наивно. Я сформулирую иначе: журналисты, комбаты, активисты, все они идут «под купол» для того, чтобы дать стране надежду, сформировать образ нового общего будущего. То самое, ради чего все мы выходили на Майдан.