Мажоритарщики – с вещами на выход
Фракция ПР утратила статус "самой многочисленной". Теперь она насчитывает 83 "штыка", тогда как "Батькивщина" - 87.
Из этих 83-х, реально "рабочих" не больше полусотни. Остальные в зале ВР появляются по государственным праздникам. Причем не факт, что исход из ПР не продолжится.
Даже наоборот.
В парламенте сейчас полным ходом идет переформатирование – новые группы и объединения растут как грибы после дождя - и "штыки" ПР просто нарасхват.
- Те, что что ушли – только начало. На подходе еще минимум 15 человек. За…л, извините, этот бардак, отсутствие управления, лидера и т.д., - откровенно поделился с Lb.ua один из двадцати бунтарей.
Он, как и большинство его коллег-отщепенцев – мажоритарщик, имеющий крепкую связь с округом.
- Извини за пафос, но я должен что-то говорить избирателям? Как им объяснить, почему партия бездействует? И почему я в ней до сих пор – если уж так сам принципиален – остаюсь?
Подобные претензии формулируют многие экс-регионалы. Особенно те, кто намерен участвовать в следующих выборах. Не важно даже, плановыми ли они будут или досрочными.
- Допустим, завтра – гонка. Допустим, меня даже не на округ отправят, а в список запишут. Но, кто, прости, этот список возглавит? Ефремов? Тигипко? Колесников? Или, может, Новинский? – горько усмехается еще один нардеп, - Я уж молчу о том, что сейчас выдвижение от ПР равнозначно самоубийству.
- Вот, Влад Лукьянов еще на прошлой неделе на заседании фракции сказал, что уходит. Мол, партия слишком аморфна и тех немногих мажоритарщиков, что могут и хотят работать, просто "тянет вниз", - доложил источник из числа депутатов.
По собственной информации Lb.ua, 29 заявлений депутатов о выходе из фракции поступили в секретариат ВР еще в середине прошлой недели.
Для того, чтобы удержать их, да и просто как-то разрулить ситуацию, руководство фракции и пальцем не пошевелило.
- Ефремов не вылезает из Луганска – свою шкуру спасает. Ну, и бизнес там заодно. Не до партии ему сейчас, - возмущаются регионалы "офф-рекордз".
- Этот человек предал все, что можно было предать, - уже "он-рекордз" подтвердил луганчанин Виктор Ефремов.
Он, как и почти все двадцать "отщепенцев" на вторничное заседание фракции не пришел. Даже чтоб просто попрощаться. Дружить, мол, больше не о чем.
Поскольку "не о чем дружить" с ПР стало вдруг сразу многим депутатам, вопрос о смещении с должности Александра Ефремова больше не поднимали. Хотя во вторник имели все шансы собрать кворум.
"Попытка номер раз" (как мы прежде подробно писали, - С.К.), предпринималась две с половиной недели тому. Формальным предлогом стал даже не сам Ефремов, сколько его замы. В числе которых до сих пор значатся … Олег Царев, Артем Пшонка.
Заменить их на кого-то более адекватного "регионалы" тогда не смогли. Вопрос завис. Недовольство осталось. И вот во вторник плотину прорвало.
"Киевская Русь" имени "Курицы"
"Регионалы" начали выходить из фракции еще в 20-х числах февраля. Наиболее резвые побежали, покуда за Януковичем след не простыл. В основном из этих резвых и была сформирована группа "Экономическое развитие" Виталия Хомутынника, которая на сегодня насчитывает 40 "штыков". "Контрольный пакет" группы принадлежит Игорю Коломойскому.
Оппонирующая тандему Коломойский-Хомутынник сила – группа "Суверенная европейская Украина" (35 человек) Игоря Еремеева. Бывших регионалов здесь меньше, чем у Хомутынника, но тоже имеются (Николай Джига, Иван Фурсин и т.д.). При этом они обладают некоторым преимуществом, ведь в состав группы также входит Владимир Литвин, известный своими добрыми отношениями с новоизбранным президентом Петром Порошенко.
Настолько добрыми, что по парламенту упорно курсируют слухи о возможной замене Александра Турчинова на Владимира Литвина. Под что якобы даже наличествуют необходимые подписи. Которых в глаза, разумеется, никто не видел, так что кадровые ротации вряд ли пока стоит ожидать.
Внефракционных в Раде 93 человека. Большинство из них, разумеется, заинтересованы в том, чтобы войти в состав какой-либо фракции или группы. Которые и представительство свое на Согласительном совете имеют (значит – могут влиять на повестку дня Рады), и право выступить с трибуны им получить всегда легче, и много еще какими другими привилегиями обладают.
С большой долей вероятности, уже в ближайшие недели в Раде объявят о создании группы "За мир и стабильность" Виталия Грушевского. Сегодня же это – межфракционное объединение, насчитывающего 32 человека.
Долгое время фамилии соратников господина Грушевского не были известны. Выведать их Lb.ua удалось лишь у Владимира Олийныка, вошедшего в группу одним из первых.
"Это Тихонов, Васильев, Повалий, Горохов, Козуб, другие", - заявил Олийнык в телефонном комментарии.
При этом несколькими часами ранее Виктор Тихонов, отвечая на мой прямой вопрос о том, намерен ли он присоединяться к тому или иному объединению, сказал: "Предложения поступают, но я пока для себя ничего не решил. Подумаю еще".
Деликатность Тихонова, точно как и настырность Олийныка, понятны: группу Грушевского связывают с беглым Сергеем Курченко. Допускают также присутствие тут некоторого интереса Игоря Коломойского.
Для чего Курченко "свои" депутаты – понятно. Относительный, а все ж иммунитет.
Для чего Коломойскому вмешиваться – тоже. Правила раскладывания яиц в разные корзины – в пику Хомутыннику – никто не отменял.
Так или иначе. То, что "группа Грушевского" (которая изначально должна была называться "Киевская Русь", - С.К.) появилась неспроста, ежу ясно. Как и то, что большинство депутатов в ее составе трудиться станут не "за спасибо". В кулуарах фигурировали цифры 200-250 тысяч долларов ежемесячно.
Если вспомнить "ставки" опытного скупщика депутатских душ Андрея Клюева – сущие копейки. Но, как по нынешним временам, очень даже неплохо.
- Курица денег не считает, - комментировали нардепы.
"Зарплатников" в украинском парламенте, на самом деле, значительно больше, чем многие думают.
- Что вы, что вы, я не знаком ни с Курченко, ни с Коломойским. Их вообще ни разу не видел, - машет руками сам Грушевский.
Глядя на господина Грушевского, тем более – слушая, что он говорит, охотно веришь: ни с Курченко, ни с Коломойским он действительно не беседовал. Не их уровень. - Я вообще считаю, работать нужно честно! Я сформулировал семь принципов, вот они, - заученно тарабанит экс-регионал, загибая пальцы.
- Что-то вы 20-го февраля об этих принципах не вспоминали! - не выдерживаю.
20-го, в день массовых расстрелов, когда парламент собрался в надежде переформатировать большинство с тем, чтобы остановить кровопролитие, Грушевский, что называется, отличился. На трибуну он вышел, когда до заветных 226-ти не хватало буквально с десяток "за".
- Значит, мы должны собраться, когда нас будет 450! А пока все это незаконно, - выдал он.
Как Грушевского не побили, знает сердобольная Олеся Оробец, которая собой его – прямо у трибуны – и закрыла. Но вкусными тумаками оппозиционеры его все же угостили, из зала – выставили.
- Что вы! Я с первого дня конфликта говорил, что парламент должен работать! А то, что может кто моего голоса не слышал, так как могло быть наоборот, если в стране была создана КПСС…?!
КПСС – значит Партия регионов, во фракции которой Грушевский долгое время состоял. И которой так же, как и остальные, пел здравицы.
Вообще, я думаю, это хорошо, что они нашли общий язык с Владимиром Олийныком. Он его многому научит.
На вкус и цвет
Экс-большевики «кучкуются» вокруг еще нескольких человек, которые также ведут работу по созданию собственных групп. Это:
А) Сергей Клюев
«Активности» начал одним из первых. Однако, результата до сих пор нет – «группа Клюева» не складывается. И вряд ли уже сложится.
Б) Валерий Хорошковский
Вы уже забыли о таком персонаже? А он существует. И очень хочет вернуться. Правда, пока не знает как. Наличие в ВР своего «представительства», пусть даже не слишком многочисленного – хороший вариант. Обеспечением которого сейчас занимается депутат-регионал Валерий Омельченко (муж Виктории Джарты, - С.К.)
В) Андрей Деркач и Игорь Рыбаков
Деркач был одним из первых, кто не просто вышел из ПР, но всячески содействовал образованию в Раде нового большинства в дни самые отчаянные и кровавые.
Вот – фрагмент текста «Возрождение Рады», опубликованного на LB.ua 22-го февраля. Герой этого фрагмента – Андрей Деркач.
«LB.ua стал свидетелем телефонного разговора одного из наиболее влиятельных регионалов, присутствовавших в тот вечер в Раде, с Александром Ефремовым.
Ефремов вопил что-то в трубку насчет нелегитимности происходящего.
Вопил настолько громко, что было слышно сквозь динамики.
- Чем быстрее мы приведем сюда фракцию, тем легче будет решить вопрос, - вежливо отвечал собеседник.
В ответ – повторение монолога о нелигитимности.
- Послушайте, Александр Сергеевич, я кровь легитимировать не буду! И таких как я во фракции еще минимум 60 человек! Мы под это не подписывались.
- Чего вы хотите? – грозно вопрошал Ефремов.
- Пусть он даст команду "стоп"!
- Президент вчера дал команду "стоп", но оппозиция…
- Ясно, - перебил его визави, - видел я эту команду "стоп", видел трупы.
На этом разговор, собственно, закончился»
Сегодня потенциальных союзников у Деркача никак не 60, нет, но подбор команды продолжается. Активное участие в «рекрутинге» принимает, кстати, Нестор Шуфрич.
Г) Юрий Мирошниченко и Сергей Ларин
Имя бывшего замглавы АП, еще ранее – губернатора Кировоградской области Сергея Ларина, людям аполитичным мало что говорит. Меж тем, Ларин – один из наиболее опытных орговиков и пиарщиков бело-голубой среды. На президентских возглавлял штаб Сергея Тигипко, за что - как и сам Тигипко - из ПР был исключен (об этом было заявлено, но документальные доказательства исключения остались за кадром, - С.К.). Впрочем, незадолго до 25-го мая, пути Ларина и Тигипко разошлись (сложно в украинском политикуме найти человека, который бы с Тигипко не разошелся, - С.К.). Теперь Ларин создает собственную партию. Фронтменом которой выступает бывший постпред президента в парламенте Юрий Мирошниченко. Реальным вдохновителем – Сергей Левочкин. Которому так же, как и его бывшему партнеру Валерия Хорошковскому, необходим плацдарм для возвращения в большую игру.
***
Таким образом, некогда самая крупная фракция ВР разложилась на отдельные фракции и молекулы. Процесс продолжается. В одноименной партии – убеждают: никакой это не распад, а просто очищение рядов. Может, оно и так, да вот сумма вышеизложенных факторов указывает на противоположное.