"Мы впервые за много лет вышли с нормальными показателями инфляции: мы завершаем год с показателем 4,4%, ну, максимум 4,5%", - заявил журналистам премьер-министр Николай Азаров накануне новогодних праздников.
Достижение, казалось бы, весомое. Да и Госстат слова Азарова подтверждает: за прошлый год инфляция составила всего 4,6%. После сумасшедшей гонки цен 2007-8 годов, когда темпы роста перепрыгивали отметку в 20%, показатели почти фантастические.
СМОТРЯ КАК СЧИТАТЬ
Забудем на время о сомнениях в честности Госстата (см. статью Татьяны Чорновил "Брехня як засіб боротьби з інфляцією" и продолжение этой статьи).
Доверимся уважаемой государственной структуре. Но взглянем на ситуацию под другим углом. Вместо сравнения декабрьских цен разных лет возьмем данные за более продолжительный период – за весь год с января по декабрь. Это, согласитесь, более взвешенный и адекватный показатель.
По тем же цифрам Госстата рост цен за январь-декабрь прошлого года по сравнению с таким же периодом позапрошлого составил 8%. Это также меньше показателей прошлых лет, но ненамного.
ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО
Низкая инфляция не радует кандидата экономических наук, президента "Украинского аналитического центра" Александр Охрименко. Он сравнивает индекс потребительских цен с температурой человека. Слишком высока – организм болен. Ближе к нулю – родные и близкие оплакивают усопшего.
"Для развитых стран нормальный коридор составляет 2-4% годовых. Там низкие темпы роста ВВП и низкие банковские ставки. Но у нас сегодня уровень роста цен чуть ли не такой же как в Великобритании. В России больше - 6%!", - удивляется Охрименко официальным данным.
Он говорит, что низкая инфляция – это и небольшая прибыль компаний, это мало налогов и низкие зарплаты.
"Но скорее всего речь идет не о низкой инфляции, а о нереальной цифре. Они там в своих кабинетах иногда очень своеобразно считают", - говорит экономист.
В доказательство своей правоты он приводит ставки коммерческих банков, которые напрямую связаны с инфляцией. "Если бы темпы роста цен были настолько низкими, Нацбанку следовало бы пересмотреть учетную ставку в сторону уменьшения с сегодняшних 7,75% до, например, 5,25%", - рассуждает Охрименко. Но, кажется, мы договорились не ставить под сомнение официальные цифры.
ЧЬЯ ЗАСЛУГА
Когда премьер-министр говорит о низких темпах роста цен, он записывает эту заслугу себе в актив. Но имеет ли право он это делать? В авторитарном государстве, где все зависит от одного человека, безусловно. В рыночной конкурентной экономике действуют другие правила.
Правительство, конечно, оказывает влияние на цены. Разрушая монопольные сговоры или устанавливая административные тарифы. А также наращивая социальные выплаты. Но на потребительские цены влияют и другие факторы.
Например, цены на импортные товары и услуги (т.н. "импорт инфляции"). Общая экономическая активность, спрос (а это зависит от уровня зарплат и доступности кредитов). Урожай (в этом году хороший - 57 млн тонн зерна). Или действия Национального банка (в Законе "О Нацбанке" прямо сказано, что тот отвечает за ценовую стабильность).
Обзор инфляции за декабрь 2011 года от НБУ вносит ясность.
"Определяющее влияние на замедление динамики инфляционных процессов оказывали факторы предложения… Излишек внутреннего предложения на продуктовых рынках в условиях высокого урожая обусловил понижение стоимости фруктов и широкой группы овощей", - говорится в документе НБУ.
Сырые (необработанные) продукты подешевели (!) за год на 4%. В индексе инфляции они имеют большой вес, потому они заметно повлияли на уменьшение уровня инфляции.
Отчасти низкую цену на зерновые обеспечил экспортный заслон в виде пошлин, которые действовали с июля по октябрь 2011 года (до того действовали квоты на экспорт зерна). Но это решение приняло не правительство, а депутаты. Само же правительство в лице Министерства агрополитики пошлины на зерно активно критиковало, так что и тут нет заслуги Кабмина.
*Базовая инфляция – показатель инфляции без учета шоков предложения (резких скачков цен на отдельные продукты), сезонных колебаний и административного регулирования цен. Базовый индекс отражает изменение монетарных условий, а именно: изменение цен на продовольственные товары с высокой степенью обработки, непродовольственные товары (кроме топлива), а также на услуги (кроме тех, которые регулируются административно).
Были и другие факторы.
"Тарифы на газ для населения правительство не стало повышать в 2011 году на уровень, о котором говорилось в соглашении с МВФ. В итоге вклад регулируемых цен в индекс инфляции был небольшой", - поясняет Ирина Пионтковская, экономист инвесткомпании "Тройка Диалог Украина".
Цены на топливо росли заметно, но их вес в общем индексе небольшой. Курс евро к доллару США (а значит и гривне) осенью снижался, из-за чего европейские товары для нас не дорожали.
Банки (не без участия НБУ) максимально ужесточили правила кредитования, что также повлияло на потребительский спрос и сбило рост цен. Да и сами банки испытывали сложность с привлечением денег, как на внешних рынках, так и внутри страны. Недостаток наличной гривны заставил банкиров поднимать ставки по депозитам, привлекая свободную гривну.
Но опускать руки и радоваться низкому уровню инфляции рано.
"Инфляция производителей осталась двузначной – 14,2%. Значит, в следующем (2012, - LB.ua) году и инфляция потребительских цен низкой не будет. Тогда как задача правительства обеспечить устойчивый и сравнительно невысокий инфляционный уровень, а не эпизодический", - говорит Ирина Пионтковская из "Тройки".
Она говорит, что стабильно низкий уровень инфляции будет сдерживать инфляционные ожидания и улучшит возможности для долгосрочных инвестиций (в том числе и простыми гражданами).
Но, учитывая, что кредита МВФ нам не видать без повышения цен на газ, о низких ценах и долгосрочных, а не спекулятивных инвестициях в 2012 году, можно забыть.