Впрочем, когда в Европе политики заговорили об исключении Греции из Евросоюза и зоны евро, вспыхнула иная дискуссия – о европейских ценностях. Председатель Европарламента Ежи Бузек напоминал европейцам о единых ценностях Старого Света, которые должны отстаивать все европейцы – включая, естественно, и греков. И о том, что родились европейские ценности на земле Эллады.
Мы прилетели в Афины накануне очередной суточной всеобщей забастовки. Из транспорта работали только метро и такси. На сутки стали аэропорты, железные дороги и паромные линии. Невыход на работу объявили налоговая служба, администрация местного самоуправления, учителя, университетские преподаватели, врачи. Больницы остались только с дежурным персоналом, бастовали учителя и адвокаты. Все протесты были адресованы против планов правительства уволить в так называемый «рабочий резерв» 30 тысяч госслужащих в обмен на очередной транш от ЕС и МВФ.
Протесты в Греции гораздо сильнее, чем во Франции во время повышения там пенсионного возраста. Греческий бунт нельзя назвать подобно русскому «бессмысленным и беспощадным». Беспощадности в русском исполнении я не заметил. Может быть, греческий бунт и бессмыслен, с учетом того, что у Греции нет другого выхода, чем принять чрезвычайно жесткие условия мировых кредиторов. Но он по-средиземноморски эмоционален. Вот толпа пошла брать здание штурмом, получила от полицейских газом и разошлась. На следующий день рестораны, особенно на морской набережной, полны, цены приемлемы по сравнению с Францией и Испанией, в супермаркетах – полно людей, а об акциях протеста напоминают плакаты, которыми заклеены Афины.
Впрочем, чтобы понять повседневную жизнь греческих людей, трех дней пребывания в столице их страны недостаточно.
Зачем Виктору Януковичу надо было ехать в Грецию?
Во время визита можно было много раз услышать этот вопрос. Разве нельзя было «подождать», пока экономическая ситуация в этой стране стабилизируется? Не торопиться, пока наладится жизнь и в самой Украине?
Во-первых, никто не знает, что в реальности означает это «подождать». В Украине только начали выходить из кризиса, эффекта от дерегуляции ожидаем, налоговый кодекс приняли половинчатый, а пенсионный возраст фактически не начинали подымать. И в Греции кризис начался не вчера и не завтра закончится. Во-вторых, как обозначил в заявлении Виктор Янукович, «Украина верит, что Греции удастся достичь стабилизации социально-экономической ситуации и выражает слова солидарности с Грецией в эти кризисные времена». В-третьих, как сказал еще в Киеве глава администрации президента Сергей Левочкин, это первый за 20 лет государственный визит президента Украины в эту страну.
Раз кризис в наших странах «не рассосется» за один день, что слова поддержки надо высказывать, когда они и целесообразны, и уместны, раз понятно, что государственный визит за 20 лет могли бы и осуществить - то вполне понятно, что это могло произойти и в эти дни осени 2011 года.
Украина-Греция: состояние отношений
Наши страны – как минимум «давние хорошие знакомые». Мы никогда не воевали, не соседи, это важно, это позволяет «любить друг друга на расстоянии». Украина с незапамятных времен – родина для греков. Мариуполь и крымские города типа Феодосии или Севастополя произносятся греками на одном дыхании, в честь Севастополя в Афинах названа улица. Среди украинских этнических греков – немало выдающихся личностей, строитель ли это Одессы Григорий Маразли или Василий Джарты, многолетний соратник Виктора Януковича.
Накануне визита Виктор Янукович дал интервью греческому национальному телеканалу ЕРТ, где заявил, что «двусторонние отношения Украины и Греции традиционно прочные и не зависят от политической конъюнктуры». А глава администрации Президента Украины Сергей Левочкин анонсировал посещение Афин и Салоников, переговоры с президентом Каролосом Папулиасом, премьер-министром Георгиосом Папандреу, председателем парламента Филиппосом Петсалникосом, участие Януковича в работе бизнес-форумов. Посол Украины в Греции Владимир Шкуров накануне визита впервые в практике президентского пула провел брифинг для журналистов, где рассказал о запланированном на визит. Для него это третья командировка в Грецию. Он в 1996-2000 годах служил здесь первым секретарем и советником, в 2001-2005-м – советником и генконсулом в Салониках, а с 2010-го трудится послом.
Начало визита, президент Греции: функции, влияние
Первый собеседник Виктора Януковича – президент Греции Каролос Папуалис. Место встречи – Президентский дворец в афинском районе Ригиллис, когда-то известный всему миру под названием Королевский дворец – до упразднения в Греции монархии на референдуме 1974 года. Рядом с дворцом – прекрасный, хотя несколько запутанный парк, в который с конца марта открыт доступ всем желающим – правда, раз в неделю. по воскресеньям, на два часа. Это 25 акров французской парковой архитектуры.
В феврале 2010-го парламент Греции переизбрал Папулиаса на второй пятилетний срок. За него проголосовали 266 из 300 депутатов греческого парламента, при этом в полном составе депутаты правящей левоцентристской партии ПАСОК, оппозиция – правоцентристская партия «Новая Демократия» и фракция националистического Народного православного призыва.
82-летний Папуалис – единственный действующий глава государства, который принимал участие в сопротивлении нацизму в годы Второй мировой войны. В его личном активе и сопротивление режиму «черных полковников».
В украинской прессе можно найти довольно глупые слова, что функции президента Греции – «сугубо церемониальные», ибо непосредственное руководство страной осуществляет премьер-министр. Смысл слов «сугубо церемониальные», как правило, не разъясняется, их предлагают брать на веру и объясняют как то, что должность президента Греции – не очень важная, а человека, ее занимающего, объявляют зиц-председателем Фунтом у Ильфа и Петрова. Это журналистская глупость и непрофессионализм.
Греческая республика – парламентская демократия, но это отнюдь не означает, что с президентом этой страны, согласно конституции Греции ее и представляющего, не надо встречаться. Это было бы знаком неуважения, и государственный визит в эту страну, скорее всего, не состоялся бы. Не церемониальность, а реальное значение президента Греции подчеркивает то, что именно в его присутствии, а не премьера Греции были подписаны украино-греческие соглашения.
Подписали:
– межправительственные соглашения о воздушном сообщении и о взаимной охране секретной информации в сфере обороны;
– протокол о сотрудничестве между Министерством юстиции Украины и Министерством юстиции, транспарентности и прав человека Греческой Республики;
– меморандум о взаимопонимании между Министерством здравоохранения Украины и Министерством здравоохранения и социальной солидарности Греческой Республики в сфере здравоохранения;
– меморандум о взаимопонимании между Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины и Греческой государственной агентством «Invest in Greece»;
Еще одно соглашение – между НТКУ и Греческой национальной службой телевидения и радиовещания подписали на следующий день. Никакой загадки, заговора и конспирологии – греческий визави Егора Бенкендорфа накануне болел.
Виктор Янукович пригласил президента Греческой Республики посетить Украину с государственным визитом.
Встреча с премьер-министром, главой парламента Греции и лидером оппозиции
Следующий собеседник Виктора Януковича – 59-летний Георгиос Папандреу, выпускник Лондонской школе экономики и политических наук и Гарвардского университета. Его отец и дед также были премьер-министрами Греции.
Прессе сообщили, что Янукович и Папандреу обсуждали возможные инвестиционные проекты сотрудничества в энергетической, сельскохозяйственной сферах и в отрасли альтернативной энергетики. Посол Украины в Греции Владимир Шкуров так же говорил об обмене информацией об экономических изменениях.
Потом Виктор Янукович возложил цветы памятнику Неизвестному солдату, прямо перед фасадом здания греческого Парламента, известное, наверное, всему миру по бесчисленным акциям протеста. Здание на площади Синтагма и проспекте королевы Софии построили в 1842 году для короля Греции Оттона и его жены Амалии. Я бывал здесь и раньше, здание парламента открыто для посещений. В нем – произведения живописи и национальные ценности, например, первую греческую конституцию. Рядом – развалины храма Зевса Олимпийского, самого большого храма древних Афин.
Здесь партнер Януковича по переговорам – один из самых интересных современных греческих политиков 60-летний Филиппос Петсалникос. Выпускник университетов Салоник и Бонна, он возглавляет парламент с 2009 года. Удостоен награды ФРГ – Большого креста за заслуги со звездой ордена «За заслуги».
Эту его награду вспоминали в европейской прессе после скандала, когда немецкий журнал «Focus» в феврале 2010 года опубликовал Венеру Милосскую с поднятым средним пальцем руки. «Focus» спрашивал немцев: «Убегут ли греки с нашими деньгами?». Немецкий орденоносец Петсалникос тогда заявил, что Германия получает из бюджета Евросоюза больше средств, чем Греция, умолчав о разнице в численности населения 11-миллионной Греции и 81-миллионной Германии.
Последним из греческих политиков, с которым Виктор Янукович встречался в этот день, был Адонис Самарас. Это лидер правоцентристской партии "Новая Демократия", потенциальный премьер Греции. Янукович сказал, что и сам в оппозиции был дважды, рассказал, в каком экономическом состоянии принял Украину и что делал дальше, говорил о нормальности общения с оппозицией в любой стране. Г-н Самарас в ответ говорил о «влиянии эллинизма» в регионе современной Украины.
По словам двух греческих дипломатов и четырех моих украинских собеседников, представляющих украинские государственные структуры, работающие за рубежом, вопрос Юлии Тимошенко не поднимался ни в одних переговорах. В Греции достаточно своих проблем, а Украина является одним из потенциальных рынков, выход на который может стать спасительным для экономики Греции.
Украино-греческий бизнес-форум
Сейчас в отношениях Украины и Греции – подъем. Рост товарооборота в 30% в этом году – по сравнению с 2010-м. Мы экспортируем нефтепродукты, металл, продукцию химической промышленности, подсолнечное масло. Из Греции получаем косметику, оливковое масло, котлы. Самой привлекательной в Украине сферой для греческих инвесторов является финансовая деятельность – это 93,3% общего объема греческих инвестиций в экономику Украины. На украинском рынке представлен один из самых больших банков Греции «Пиреус Банк», существенные греческие деньги вложены в «Альфа Банк» и «Марфин Егнатиа Банк».
Был запланирован бизнес-форум в Афинах и встреча президента Януковича с бизнесменами в Салониках. В Афинах среди принимавших участие – Деметриос Мантзунис, руководящий директор «Alpha Bank Group», представленной в Киеве как «Альфа Банк». Йоргос Папаиоанну, вице-президент «Piraeus Bank Group», известного в Киеве «Пиреус Банк». Николас Даскалантонакис, президент кампании Greecotel, возможно, лучшей туристической сети в мире. Николас Андреу, президент авиакомпании Sky Wings, с недавних пор летающей в Украину. Это я перечислил первых лиц только известных компаний-брендов. Представительный зал форума был забит под завязку.
Янукович выступил на форуме. Сказал о торговых связях Украины и Греции «на протяжении двух тысячелетий». Заявил о желании Украины войти в круг лидеров модернизации экономики. О надеждах на приход в Украину греческих инвесторов, особенно в сферу альтернативной энергетики. И о предложениях Украины. «Я предложил президенту Греции, чтобы украинская кампании построила на территории Греции ветряную электростанцию», – сказал Янукович, добавив через несколько минут, что «Украина готова рассматривать предложения по участию украинских кампаний в провозглашенной в Греции программе приватизации».
Среди украинских участников я видел банкира Вячеслава Юткина и украинских корабелов – Владимира Михайлюка и Валерия Калашникова. Это руководители николаевских «Черноморского судостроительного завода» и завода «Имени 61-коммунара».
Собственно говоря, состав участников говорит и о том…
Что украинцам нужно в Греции и что грекам нужно в Украине?
Как и в других европейских столицах, Виктор Янукович говорил в Афинах о будущем безвизовом режиме между Украиной и ЕС: «Украина ценит позицию Греции по либерализации визового режима для краткосрочных поездок граждан Украины в страны-члены ЕС» и «надеется, что на двустороннем уровне Греция продолжит вводить конструктивные изменения в своей визовой политике в отношении граждан Украины», так как это «должно обеспечить активизацию туристических обменов между нашими странами».
Понять интересы Греции довольно просто. Вопреки расхожему мнению «в Греции все есть», Греции многое нужно. В первую очередь – мы. Греция значительно зависит от иностранных туристов. Мы привозим в эту страну большие деньги, но немногие из нас знают, насколько большие. Туризм – сектор греческой промышленности, обеспечивающий больше рабочих мест, чем судостроение и сельское хозяйство, из продукции которого в Украине больше всего известно оливковое масло.
Греция, член шенгенской «семьи», выполняет все шенгенские правила выдачи виз. И на этом – теряет. Хорватия, как многим в Украине известно, ввела безвизовый режим для граждан Украины во время периода летних отпусков. Но Хорватия – не член-ЕС, и может себе это позволить, а Греция как член шенгенской зоны теряет на этой активности своего средиземноморского конкурента. Этим не может быть доволен Greecotel и другие туристические сети, и явно в расчете на украинского туриста греческий авиаоператор Sky Wings запустил авиарейсы в Украину.
Источник в Министерстве иностранных дел Украины рассказал мне, что Греция сама предложила Украине переговоры об упрощении визового режима. А потом предложила Украине отменить визы. После вмешательства третьих стран это предложение отозвали. Такова ситуация на сегодняшний день, но греки работают над тем, чтобы выдавать украинцам шенгенские визы все проще и, конечно, являются лоббистами безвизового режима.
Во-вторых, нелегальная иммиграция является для Греции стратегической проблемой. Нелегальная миграция из Северной Африки, а не Украины.
Здешние собеседники не раз подчеркивали, что украинские «заробитчане» проблемой не являются. Дело не в том, что их немного, по словам посла Шкурова, 20 тысяч легальных, и примерно столько же нелегальных. И не в том, что они, как правило, выполняют работу, на которую не соглашаются греки – ухаживают за больными, престарелыми и т.д. Дело в том, что они – их славянской страны, близкой по ментальности, более законопослушны, чем арабы и африканцы. Украинские трудовые мигранты, и это нам явно давали понять, в Греции в определенном смысле являются позитивным балансом к мигрантам из стран Северной Африки.
Конечно, Украине и Греции нужно соглашение о взаимной социальной защите граждан, подобное тому, которое действует у нашей страны с Португалией, Чехией, Словакией, странами бывшего Советского Союза. Как сказал посол Украины в Греции, переговоры по этому поводу продолжаются.
Безусловно, и греческий туристический рынок привлекателен для украинского туриста. Здесь лето длиннее, чем в Крыму, нет «ненавязчивого крымского сервиса», когда ты еще ничего не получил, но уже должен, а цены на котором логически необъяснимы. В Греции во многих гостиницах и ресторанах говорят по-русски, а культура менеджмента и обслуживания, которую в Греции ставили немцы, всегда была такой, что приезжают сюда поучиться из других стран.
Перепродажа украинских финансовых учреждений привела к тому, что греческий финансовый сектор реально продвинулся в Украине. Конечно, Украине необходимо реальное полномасштабное сотрудничество с греческими корабелами. Здесь один из самых больших флотов в мире. Наши корабелы не конкурентны с голландскими и немецкими по качеству, конечно, но по цене - вполне. Украина на этом направлении успехами не блещет, свои корабли греки сейчас заказывают в Корее.
Альтернативная энергетика, энергия солнца и ветра, иначе говоря, солнечные батареи и ветряки были темой переговоров Януковича и Папандреу. Шла речь об установках в Крыму.
Греция в контексте евроинтеграции Украины
Украина, как сказал Виктор Янукович, «ценит поддержку Греции в вопросах евроинтеграции. Эта поддержка особенно важна во время, когда мы завершаем переговорный процесс по Соглашению об ассоциации с ЕС, которая будет включать создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли».
В ответ от всех греческих руководителей Украина получила заверения о поддержке евроинтеграции. И действительно, если бы это зависело только от Греции, мы бы получили и ЗСТ, и безвизовый режим от Европейского Союза позавчера.
Накануне визита Виктора Януковича в Грецию со ссылкой на украинского посла в Афинах появились сообщения, что эта страна не одобрила ссылку на 49-статью Договора о ЕС, закрепляющую право Украины претендовать на членство в Евросоюзе. Это неверная интерпретация слов посла Владимира Шкурова. Он так не говорил. Было сказано, что Греция считает, что сейчас не лучшее время для вступления в ЕС. Что Греция сама не будет инициировать ссылку на эту статью в будущих документах Украины и ЕС, но не станет выступать против этого.
Еще одно важное заявление прозвучало от Андрея Гончарука, советника президента, руководителя управления внешней политики его администрации. Некоторое время назад появились интерпретации желания Украины подписать соглашение с Евросоюзом об ассоциации лет на 10-ть как очередной «непонятки» с украинской стороны. Мол, Киев опять демонстрирует неготовность определиться, куда он двигается – в Европу или в противоположную сторону. Украина же пытается зафиксировать во времени период между «где-то здесь» и «где-то» там, чтобы не прописаться в предбаннике Европы.
В связи с этим я спросил у Андрея Ивановича, а определился ли сам Евросоюз, в каком качестве для него удобна Украина. Что наша страна для него: полноценный партнер, контролируемый сосед, пахотная земля без населения, санитарный кордон или Дикое поле, где охота для всех. Гончарук сказал, что Евросоюз, согласившись на переговоры об ассоциации, дал понять, что видит Украину частью Европы. От себя добавлю, что ассоциироваться с Европой не означает Европой быть. Но это уже зависит не от Евросоюза, а от Украины.