ГоловнаКультура

Регина Марьяновская: После фильма моей героине стали помогать. Значит я работала не зря

Режиссер Регина Марьяновская родом из Одессы, но живет в Париже, а свои киноленты демонстрирует по всему миру. Исключением являются разве что… украинские кинофорумы, но это не очень ее расстраивает: «Главное хорошо делать свое дело и помогать людям. Ведь твое местонахождение для этого не имеет никакого значения».

Регина Марьяновская: После фильма моей героине стали помогать. Значит я работала не зря
Регина Марьяновская

В этому году ее документальный фильм «Дорога к дому» был представлен в конкурсной программе Нью-Йоркского международного кинофестиваля (NYIIFVF), который проходил с 28 апреля по 5 мая. И, пусть результаты еще не оглашены, Регина надеется на успех.

Документалистика странный выбор для девушки…

Не хочу спорить, но для меня документальное кино – это увлекательно, ведь реальность не бывает скучной! Для меня странная штука - разделение профессий по гендерному признаку. Лени Рефеншталь начинала как актриса, но известна всему миру как документалист. Кира Муратова вообще училась во ВГИКе, в те времена, когда режиссура не считалась женской профессией! Тогда женщины работали на стройках, управляли агротехникой и городским транспортом, но только не снимали кино. Подумайте, если бы Кира и Ленни прислушивались к советам извне, мы никогда бы не увидели их гениальных лент.

Но сама ты начинала с игровой короткометражки «Леа»…

«Леа» - это моя проба пера в режиссуре. Тогда я была студенткой и руководитель мастерской игрового кино выдал нашей группе 20 тем для написания сценариев на выбор. По ним нужно было сделать короткометражки. Сначала я была в команде с несколькими моими однокурсниками и отбирала актеров для сюжета про иммигрантов курдов, актеров театра, которых приняли за террористов. В итоге поняла - хочу снимать фильм сама. Я взяла другую тему — румынская студентка философии в Риме читает Канта и занимается проституцией, чтобы оплатить учебу. Нам разрешали изменять сценарий и вскоре моя студентка стала француженкой читающей Ницше, и сама выбирала себе клиентов через Интернет. К сожалению, этот фильм до сих пор не закончен, хотя преподаватель оценил его по достоинству.

Все же, почему у тебя случился такой резкий «разворот» в сторону документалистики?

Все произошло случайно… благодаря музыке. Будучи любителем клезмера, я искала видео ролики в ютюбе, и задав поиск «клезмер Одесса» наткнулась на уникальный ролик, снятый кем-то из друзей известного канадского клезмер-музыканта Джошуа Долгина. В этом мини-фильме Джошуа общался с потрясающей пожилой женщиной на ступеньках Потемкинской лестницы. Приехав на лето в Одессу, я ее нашла и решила сделать о ней фильм. Друзья в Одессе помогли с оборудованием, мы отсняли небольшой материал. А дальше все логично - записалась в мастерскую документального кино к известному французскому документалисту Анри Франсуа Амберу и сделала свой документальный дебют.

Не было страшно? Кажется сегодня в области документального кино практически все сказано….

Да, но жизнь состоит из множества проблем. Поэтому документальное кино и остается актуальным.

И проблемы остаются….

К сожалению, как и любое другое искусство, документальное кино не создано для разрешения проблем. Их должно решать общество. Режиссер или художник просто является голосом народа…

Твои фильмы уже не раз отмечали на зарубежных кинофестивалях, но при этом их почему-то не берут на украинские. Чем ты объяснишь этот факт?

Зачастую мне просто не понятны критерии отбора фильмов на отечественные фестивали. Может причина в том, что я, как режиссер сформировалась не в Украине, а во Франции. Я отправляла свой последний фильм “Дорога к дому” на «Docudays», но до сих пор не знаю, получили ли они его, а когда я пробовала это узнать у организаторов, то никто не смог дать мне вразумительного ответа.

Не обидно?

Уже перегорело! А если честно у меня нет времени на эти игры. Отправила на фестиваль - молодец, Получили - хорошо, Отобрали в свою программу — еще лучше. Я уже выросла и не гонюсь за фестивалями.

А какими словами ты бы охарактеризовала состояние современного украинского кинематографа?

Самая большая его проблема - отсутствие финансирования. Государственные структуры не считают нужным способствовать его развитию. Плюсом является то, что в Украине осталось еще много талантливых режиссеров. Минусом - то, что из за отсутствия государственной поддержки и кинорынка им приходится уезжать …

В свое время у тебя был шанс остаться, но выбрать совсем другую дорогу – ты училась в одном из престижнейших одесских ВУЗов - «Водном». Не жалеешь о том, что не стала «морячкой»?

Нисколько! Я просто не могу представить себя диспетчером порта, но объяснить близким, что судоходство меня не привлекает, было сложнее, чем оставить нелюбимую работу. Выбрать кино, забросив карьеру в Черноморском пароходстве, - такого мои родители не понимали. Особенно того, что для этого нужно ехать во Францию... А я бредила Парижем. Многие из моих друзей смотрели на это как на помешательство. Но я четко знала, чего хочу, и упорно шла к цели.

Как ты всех убедила?

Любовь к французскому языку решила все. Мать и отец знали о моем увлечении творчеством Генсбура, так что с отъездом в Париж помогла скорее музыка, чем кино. Но думаю никто и не сомневался в том, что рано или поздно я приду в кино. Еще в студенческие годы я вместе со своими друзьями устраивала домашние киновечера для друзей, а потом мы объединились в киноклуб «Полет» и стали показывать шедевры мирового кино в арт-кафе «Победа».

Сегодня ты нашла себе достойное призвание - снимаешь фильмы призванные помочь людям.

Я просто стараюсь рассказывать о существовании проблемы, не навязывая зрителю своего мнения. «Забытая осень» была портретом одинокой пенсионерки, рассказом о ее печалях и радостях. Таких как она в нашей стране, к сожалению, много и мне, как режиссеру и, прежде всего, как человеку было приятно ей помочь. Но еще приятнее было узнать, что после просмотра фильма ей стали помогать совершенно незнакомые люди. Кто-то - деньгами, кто-то заботой... Если после просмотра моего фильма зритель не сможет пройти мимо одинокой старушки или старика и постарается чем-то ему помочь, значит я работала не зря!

Приблизительно то же происходит и с «Дорогой к Дому»…

Фильм был представлен пока только в Нью-Йорке, но зал был полностью заполнен, несмотря на то, что показ проходил в воскресенье в 12:00. Многие приехали в Манхэттен из Бруклина, а для этого нужно быть настоящим синефилом! После просмотра многие подходили ко мне, расспрашивали о приюте. Некоторые даже хотели записаться в волонтеры и ехать в Одессу, чтобы заниматься с детьми из приюта. Посмотрим, что из этого получится.

на съемках фильма
на съемках фильма

После такого признания за рубежом ты наверняка чувствуешь себя успешным режиссером?

Это еще непризнание. В интернете можно найти какую-то информацию о моих фильмах и обо мне. Но у меня слишком маленькая фильмография, чтобы быть считать себя успешной. Как минимум, еще пара полнометражных фильмов и мы вернемся к этому разговору.

Что вообще по-твоему можно считать успехом для режиссера-документалиста (особенно украинского) и есть ли какой-либо способ этот успех запланировать?

Я не уверена, что успех вообще можно запланировать. Можно только поставить цель и идти к ней.

Каким будет твой следующий проект?

Есть идея для 2-х фильмов: один — об известной скрипачке, ученице Давида Ойстраха, живущей в Нью-Йорке. Другой, новый жанр для меня, фильм-поиск, но об этом говорить пока рано. Сперва нужно написать сценарий. От того, как ты все изложишь, будет зависить финансирование.

Нью-Йоркский Международный Кинофестиваль был основан в 1993 и по сей день считается одним из крупнейших независимых событий в мире кинематографа. Именно здесь демонстрировались дебютные работы Абеля Феррары, Джорджа Клуни, Рода Стайгера и Типпи Хэдрен. Основная цель кинофорума: продвижение независимых режиссеров.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram