ГоловнаПолітика
Спецтема
Киев - 2025

Парцхаладзе: «Строить дешевое жилье в Киеве экономически неэффективно»

Продолжение. Первую часть Парцхаладзе: «Многие процессы в стране были излишне демократизированы. Именно это привело к тому, что на последних двух выборах в Киеве победила гречка» читайте тут

Парцхаладзе: «Строить дешевое жилье в Киеве экономически неэффективно»
Фото: Макс Левин

«Для массовой постройки дешевого жилья – «экономок», нужна помощь государства»

В свое время, вы инициировали проект разворачивания на Рыбальском острове «сити» - делового центра. Однако, в последний момент, столичные власти отказали в землеотводе. Тот случай, когда лоббизм оказался неэффективен или недостаточен.

Рыбальский – географический центр Киева, идеальное место для делового центра. Проект разрабатывали студенты Гарварда – мы специально их пригласили, для них это стало дипломной работой.

d08f299d5e26.jpg

Все фото: Макс Левин

Вы проспонсировали их визит?

Приезд – да. Это было еще при мэрстве Александра Омельченко. Идея ему очень понравилась, он ею буквально загорелся – представлял даже Президенту. Однако, потом – из-за особенностей политической ситуации, все как-то угасло.

Ну, если сейчас инвестиционный климат стал лучше, да и коррупции – по вашим словам - меньше, может, опять возьметесь? И свои амбиции реализуете, и властям поможете – нужно же «поповцам» что-то предъявить киевлянам.

Действительно, возможно, в ближайшее время вернемся к проекту. Но, прежде всего, необходимо провести строительную реформу. Она также поспособствует искоренению коррупции в этой сфере.

Прежнее большинство в Киевраде «держалось» на «раздаче» земли «нужным людям». Сейчас - на авторитете одного человека. Неужели страх сильнее «цементирует» большинство?

Я бы не говорил, что сейчас депутатами руководит страх. Не было прецедентов, чтоб на депутата давили, угрожали, звонили по какому-то поводу.

Как раньше?

Нет, раньше такого тоже не было. Но было устоявшееся большинство, принимавшее решения на свое усмотрение, абсолютно не учитывая позицию остального депкорпуса.

Кроме «Сити» на Рыбальском у вас была еще одна интересная задумка: социальное жилье...

Да. УБА разработала проект массового строительства «экономок». К сожалению, сейчас все остается на уровне идеи - мы пока не нашли поддержки властей. Сегодня в Киеве очень дороги земля и коммуникации, строить тут доступное жилье экономически неэффективно. Это логичнее в городах-спутниках, где все значительно дешевле. Но делать это надо под эгидой государства, в рамках реализации специальной национальной программы.

На что же вы надеялись, откуда расчеты - $450 за квадрат?

Объясняю. Стоимость жилья складывается из: стоимости земли (собственность или аренда); самого строительства; подвода коммуникаций; платы за разрешительные документы; обеспечения проекта; отчисления в бюджет города, прибыли застройщика. Плюс могут быть дополнительные издержки на выплату процентов по кредиту, например. Успешный опыт строительства доступного жилья в Украине уже был - в послевоенный период. Возведение «хрущевок» тогда, по сути, стало единственным выходом из ситуации. Сегодня для реализации такого проекта необходимо, прежде всего, создать специализированную государственную компанию. В рамках национальной программы можно обеспечить бесплатное выделение этой госкомпании - как основному заказчику – земли. «Экономки» во всех городах возводить по типовому, один раз утвержденному, проекту (так сокращаются расходы на проектную документацию). При централизованном выделении земли, обеспечено утверждение целевого назначения, льготного подведения коммуникаций, ограничения прибыльности застройщика (госкомпании) на уровне 3-5%. Кроме того, при массовом заказе стройматериалов у производителя, госкомпания-застройщик вполне может договориться с производителем о существенной скидке.Стоимость такого вот жилья составит около $ 400-450 за квадратный метр. Если «квадратов» 25, получаем 11,250 тысяч долларов за квартиру. Незначительное колебание цены зависит еще от региона: понятно, в Крыму, в Киеве - чуть дороже, на периферии – дешевле.

На 12 тысяч у.е еще можно взять кредит.

Можно. Тем более, если реализовывать нацпрограмму помощи в приобретении жилья, пропорция - «30 на 70». То есть, государство вносит 30% стоимости (как безвозмездная поддержка или как беспроцентный кредит), а на 70% необходим кредит. Если выплачивать по нему - в зависимости от ставки - около 150-200 долларов ежемесячно, за 7-8 лет вполне можно было бы погасить. Получается даже дешевле, чем снимать квартиру.

В любом случае без содействия государства тут – никак?

Да.

За чем именно дело стоит?

За принятием соответствующего решения, утверждения национальной программы и создания госкомпании – единого заказчика такого проекта. С «частниками» это невозможно. В Украине цена жилья формируется от спроса и невозможно заставить «частника», получившего землю на каких-то льготных условиях, продавать квадратные метры также на льготных условиях – по определенной цене.

Дома, о которых мы сейчас говорим – современные «хрущевки», верно? Возведенные, за счет сноса старых?

Мы называем их «экономками». Срок эксплуатации – за счет применения современных строительных технологий - больше, чем у «хрущевок». Но этот проект не стоит связывать с программой сноса ветхого жилья.

Итак, от государства требуется «отмашка», правовая база, организационная помощь; от бизнеса – «двигатель» процесса. Которым вполне могли бы стать вы. Вы б на этом и деньги заработали, и имя.

Денег не заработал бы. У меня другая цель - поднять строительную отрасль. Смотрите, при возведении одного дома заняты около 40 компаний: от, собственно, строителей, до юристов, финансистов, производителей стройматериалов, риелторов и др… С началом кризиса, стройки остановились, рынок просел, существенно пострадали множество фирм, связанных со строительством опосредованно. А запуск такой программы им всем помог бы подняться. В результате – экономика бы существенно оздоровилась.

Что лично вы предпринимали для лоббизма проекта? К Президенту, допустим, ходили?

Нет, до Виктора Федоровича я пока не дошел. В настоящий момент мы немного сместили акценты: активно работаем над введением реформы строительной отрасли. Затем и до проекта доступного – «экономичного», как я его называю – жилья дело дойдет. Ведь это все взаимосвязано.

СМИ приписывают вам дружбу с Валерием Хорошковским. Он, через своего друга Левочкина, мог бы помочь лоббизму.

СМИ ошибаются. Нельзя сказать, что я дружу с Валерием Хорошковским.

«Строительная реформа снизит стоимость строительства на 10-20%»

Реформу строительной отрасли вы вместе с Сергеем Тигипко «продвигаете». На чем он, стоит отметить, весьма недурно пиарится.

Знаете, я руковожу Украинской строительной ассоциацией (УБА), наша цель - улучшение инвестиционного климата в строительстве, защита интересов строителей. Одна из самых серьезных проблем отрасли –разрешительная система, действующая еще с советских времен. Именно она создает плодородную почву для коррупции. Не так давно вице-премьер Сергей Тигипко загорелся идей провести строительную реформу в Украине. Он пригласил УБА стать соавтором проекта реформы. Полгода мы занимались наработкой документальной базы. Сотрудничали с множеством организаций: от Европейской бизнес ассоциации до Американской торговой палатой; специалистами разного профиля. На сегодня основная работа выполнена, законопроект создан. Ожидается, что в декабре ВР будет рассматривать его в первом чтении. Установлены жесткие сроки: хотелось бы, чтоб реформа реально заработала уже с нового года. Это поможет снизить уровень коррупции на 90%, а стоимость строительства - на 10-20 %. Более того: увеличит приток инвестиций в отрасль.

Так а в чем суть законопроекта?

Прежде всего, заказчиком строительства теперь будет не компания – город. Компания же - на конкурсной основе - будет получать право реализации заказа города.Законопроектом предусмотрено, что оформление земельного участка будет занимать не более 50-60 дней, получение ордера на строительство - около 50 дней, и введение в эксплуатацию - не более 10 дней. Сегодня весь процесс по бумагам длится 475. Но в действительности, этот период не регламентирован ответственностью чиновника, и может растягиваться на года без принятия решения, что блокирует строительство, повышая его себестоимость. Именно в получении всяческих разрешений – чиновников, местных советов – основная коррупционная составляющая. Поэтому наше предложение, как я говорил: городской совет не утверждает каждый отдельный проект строительства, а инвестор приобретает участок на конкурсной основе. Это станет возможным, когда в каждом городе Украины будет разработан и введен современный зонинг, заработает градостроительный кадастр. То есть, еще на этапе планирования, все стройки заранее «прорисовываются»: этажность, плотность, целевое назначение и т.д. Важно мотивировать местные советы к быстрому созданию такого зонинга. УБА предлагает: после принятия закона ввести мораторий на получение разрешений на строительство до момента оформления таких документов. То есть, разрешения на строительства смогут выдаваться только на тех участках в городе, где есть утвержденный зонинг. Город напрямую заинтересован в планировании цивилизованном и гармоничном. Приходя за разрешением на строительство, компания сверяется с зонингом, где выписаны все условия и ограничения, изменить которые ей уже невозможно. Если проект компании соответствует всем критериям – разрешение получается автоматически.

Тихий саботаж ваших новаций чинами всех мастей гарантирован. Ноу-хау обещает лишить их «кормушки».

То, что мы предлагаем - правила игры. Поскольку сегодня все работают еще по советским законам. Застройщик приходит к чиновнику, отвечающему за установление уровня, ну, допустим, инсоляции…Что это? Уровень проникновения в здании солнечных лучей. Так вот, чиновник может вам дать разрешение на строительство или не дать, из-за того, что у тебя с инсоляцией не все впорядке. И земля у тебя есть, и проект утвержден, и инвестиции, а вот справки нет и все – не можешь строить.

«Люди не начнут ничего покупать, пока строители не станут строить»

В каком состоянии сейчас вообще рынок? Кризис окончательно закончился или стоит ожидать вторую волну?

Рынок продолжает выходить из кризиса. Но, вы же понимаете, люди не начнут ничего покупать, пока строители не станут строить. Да, к ценообразования население относится с большим опасением. Более того, люди надеются: цены будут падать. Но тут есть одна серьезная опасность: отложенный спрос. Де-факто, с середины 2008-го года новые дома почти не строились. А спрос, все это время, накапливался. И когда он таки начнет проявляться, цены могут взлететь в разы. Вполне возможно, это случится уже в 2011-м.

Многое зависит от не\восстановление ипотеки.

Не забывайте: ипотека – лишь стимулирующий фактор, сама по себе она не сделает жилье более доступным. Конечно, было б хорошо, если бы государство помогало отдельным категориям граждан погашать процентные ставки по кредитам. И ставки были бы не 15-20%, а 10, например. Логично: люди б опять начали брать кредиты, что простимулировало бы отрасль в целом.

Насколько лично вы обеднели в кризис, сколько миллиардов потеряли?

Не считал. И, знаете, это не столь принципиально.

Неужели?! Но помощь государства отрасли, на ваш взгляд, была тогда явно недостаточной, ведь так?

Принятый в тот период закон № 800 помог частично достроить недострои. К сожалению, ряд других важных антикризисных положений этого закона не были реализованы.

Вместе с тем, контроль государством отрасли – гарантия неповторения истории с «Элитой-центр»?

Смотря что подразумевать под "Элитой-центр". Если человек планирует аферу заранее – придумает, как обойти закон. Однако, в значительной степени, вопрос, конечно же, будет решен. Так, в нашем законопроекте – о котором мы говорили – планируется введение предварительной регистрации квартир еще до получения ордера. Так удастся избежать двойных продаж тех же площадей. Плюс – механизмы саморегуляции. Сама отрасль будет определять какие компании смогут иметь доступ к строительству тех или иных объектов. Сегодня поучаствовать в сооружении аэропорта, скажем, может любая фирма. Тогда как логично допускать к участию в конкурсе на возведение подобных объектов только крупные компании, владеющие определенным опытом, возможностями, прошедшие «эволюционный путь» развития, а не появившиеся «из ниоткуда».

Кому решать вопрос доступа?

Самим строителям, участникам рынка.

Монополистам, значит?

Нет. Речь о прозрачных правилах игры.

d08f277a4383.jpg

«Верховная Рада для меня более приоритетна»

Вот, вы, крупный предприниматель, стремящийся реализовать свои проекты на общестрановом уровне. Зачем вам, скажите, Киевсовет?

В Киевсовет я пришел в составе команды. Основной нашей целью было развитие Киева, улучшение жизни горожан. Киев столица – лицо страны, мне не все равно, как он будет развиваться.

Как вам результат кличковского «Удара» на местных выборах?

Виталий получил хороший результат. Это объяснимо: люди хотят видеть новые лица в политике, новые идеи, новые взгляды.

Ваши люди по его спискам заходили?

Нет.

А сами вы на будущую кампанию как планируете – в Киевсовет или в ВР?

Выборы нескоро, не думал еще. Хотя, конечно, учитывая идеи, которые у меня есть, Верховная Рада для меня более приоритетна.

Так вам срочно нужно или округ выбирать и начинать «окучивать» или – что вернее - в Партию регионов вступать!

А что только с Партией регионов можно в парламент пройти?

Вы в этом сомневаетесь? Можете, конечно, с Тягныбоком пойти, он вас с удовольствием примет.

Да, он меня с моей фамилией, точно, примет (смеется).

Вы, кстати, партбилет какой имеете?

На сегодняшний день я являюсь членом политсовета партии «Удар».

Сколько денег, за эти годы, вы потратили на политический проект Кличко?

Все суммы были официально озвучены. Точные цифры я не помню.

Нас реальные цифры интересуют, а не официальные.

Этого я не буду комментировать.

Напоследок. Вы продолжаете общаться с Виталием Кличко? Может, дружите?

Да, мы видимся и общаемся.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Марія РидванМарія Ридван, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram