Когда возникла потребность в кодификации налогового законодательства? Вчера? Или летом 2010 года? Или тогда, когда разрабатывался первый (для правительства Азарова) проект Налогового кодекса, позднее снятый с рассмотрения в парламенте? Потребность в кодексе возникла намного раньше. Ещё в марте 2000 года президент Кучма внёс в парламент ряд законопроектов, среди которых был и проект Налогового кодекса:
Кому жизненно важен Налоговый кодекс — власть имущим или предпринимателям? Власть имущие и с кодексом, и без кодекса чувствуют себя превосходно и ведут себя, как хотят. А предприниматели? От того, как будут выписаны в кодексе те или иные нормы, от того, какие права и обязанности будут предоставлены Налоговой службе, от того, какие вообще задачи будет решать кодекс, — зависят работа и достаток предпринимателей. Качество их жизни. Так почему же вопрос о Налоговом кодексе с 2000 года волновал власть имущих и не волновал предпринимателей?
Ведь предпринимателей этот вопрос вот именно что не волновал. Они лишь сейчас кое-как пытаются сформулировать свои ожидания от кодификации налогового законодательства. Лишь сейчас заговорили об институализации своих ожиданий. Вот и партию намерены создавать. Подчёркиваю: намерены. Скорее всего, не создадут. И если, как говорят, трём миллионам предприимчивых украинцев не хватило десяти лет, чтобы самоорганизоваться и выразить своё отношение к кодификации, безусловно, важного для них законодательства, то дееспособны ли вообще эти три миллиона людей? Что уж говорить о непредприимчивых украинцах...
Если миллионы людей не желают или, лучше сказать, не осознают потребность формулировать и реализовывать свои интересы, защищать средства к своему существованию на этапе, когда политика продумывается и осуществляется, а не на этапе, когда “всё пропало”, — то разве не нуждаются эти люди в попечительстве? Разве это ещё не достаточная причина для того, чтобы таки менять Конституцию и делать Украину не просто президентско-парламентской республикой, а президентской? С максимумом возможностей президента влиять на общественные отношения.
Ибо единственный урок, который преподнесли события по написанию и принятию этого Налогового кодекса, — понимание того, что представительство в Украине не работает и работать не будет. Почему?
Потому что среди трёх миллионов предпринимателей за десять лет не нашлось не то что лиц, но даже необходимости в лицах, способных представить интересы предпринимателей в процессе кодификации налогового законодательства. Лишь сейчас они пытаются сформировать какие-то советы при администрации президента, при правительстве, да и то по инициативе чиновников.
И таковы предприниматели — вроде как наиболее активная, смелая часть общества. А остальные?
Не правительство Азарова виновато в появлении этого Налогового кодекса. И не президент Янукович. И не Бродский с Тигипко. Все эти люди за крайне короткий срок и в крайне сложных экономических, бюджетных условиях попытались решить проблему, которую государство решить не смогло за минувшие десять лет, а общество — решить даже и не пыталось.
Виноваты в появлении этого Налогового кодекса наши дорогие (в прямом смысле слова) предприниматели, способные превратить торговую точку в шахту по добыче денег и жить на три процента*, но не способные предпринять и минимальные усилия для представления своих интересов. Способные на абсурдный шантаж правительства “всеукраинскими стачками”, но не способные честно признать: да, налоговое законодательство без кодекса создаёт пространство для огромного количества злоупотреблений.
Встречаются два одноклассника и один другому говорит:
— Слышь, Борь, ты ведь в школе был дурак дураком, даже таблицу умножения выучить не мог, а сейчас замечательно одет, при деньгах, на крутой машине. А я всю жизнь работал, школу с золотой медалью окончил и еле концы с концами свожу. Ты на что живешь?
— Да на три прОцента, Ваня!
— Это как же?
— Да я вот иной раз поеду за границу, смотрю — там баночка чего-нибудь стоит, скажем, доллар. Я её к нам привезу и продам, например, за четыре доллара. Вот на эти три прОцента и живу!
Виноваты в появлении этого Налогового кодекса наши дорогие (также в прямом смысле слова) оппозиционные политические силы. Способные превратить парламент в шапито, но не способные в период своего нахождения при власти отвлечься от злоупотребления служебным положением и закрыть налоговые дыры, упростить администрирование, сократить количество налогов. Способные превратить даже протест предпринимателей в анекдот про карикатуру на нацистов:
Виноваты в появлении этого Налогового кодекса наши средства массовой информации, которые вот как корреспонденты широко известного в узких кругах зернотрейдера...
...могут гоняться за власть имущими, провоцируя скандал, но не могут внятно разъяснить обществу, какие, собственно, изменения предлагаются; сограждане вынуждены руководствоваться слухами. И могут “заболтать” тему кодификации налогового законодательства Голодомором или Парфёновым, но не могут представить и другие, более разумные точки зрения на реформирование налоговой системы.
Так что, этот Налоговый кодекс — следствие недееспособности общества. Общества, которому нужен попечитель. Попечитель, который будет думать и о том, куда лучше поставить на рынке кассовый аппарат, и о том, как преодолеть многомиллиардный дефицит Пенсионного фонда.
Попечитель, которому хватит полномочий выбрать и осуществить здравое решение из всех возможных в условиях, когда миллионам граждан десятилетия недостаточно, чтобы сформулировать и выразить свои интересы как-нибудь, условно говоря, не за пять минут до конца света.