ГоловнаПолітика

Местные выборы, которые потрясли Украину

Окончательные выводы относительно исхода первых – за все годы Независимости – «самостоятельных» (а не «довеска» к выборам в ВР) местных выборов, делать еще рано. Но вот впечатления формулировать – самое время.

Местные выборы, которые потрясли Украину
Фото: Макс Левин

Впечатление первое. Низкая явка.

Есть в этом, безусловно, и «заслуга» «Батькивщины». Какая? В Англии не принято вешать таблички: «No Exit» - «Нет выхода». Принято указывать, где именно находится выход. «Батькивщина» долго и вдохновенно предвещала: выборы будут сфальсифицированы, конкурентов провластных кандидатов поголовно снимут с регистрации и т.д. Да, в какой-то степени, все это имело место. Но вовсе не в такой, как об этом говорили тимошенковцы. Явно перестарались: вместо того, чтоб эмоционально «зарядить» своих сторонников (крайне сложно «пририсовывать» голоса, когда явка высока) – внушили им апатию. «Выхода нет» - твердили. Вместо того, чтобы подсказать: где и в чём состоит этот выход.

Разумеется, низкая явка – следствие не только удрученных настроений «сержечных».Значительное количество избирателей «проголосовали» ногами, так и не найдя достойных внимания партий и кандидатов. «Да пошли вы», - вот какой была их позиция. И вряд ли когда-нибудь впредь эти люди скажут «так!» мастодонтам типа «Батькивщины» или ПР.

Все фото: Макс Левин

Впечатление второе. Бодрые реляции о победе регионалов в Центре – не более чем блеф, психическая атака. Партия регионов победила в столичном регионе? Нет, не победила - всего лишь взяла первое место с показателем (согласно экзит-полам «GfK Ukraine») аж целых 23%. В Киевской области регионалы всегда набирали 15 – 20%. Если учесть, что - по разным социологическим оценкам - от 5 до 10% избирателей всегда голосуют за власть, кто бы её ни представлял...

Просуммируем: 8,4% за «Батькивщину», 11,4% за «Фронт перемен», 7,6% за ВО «Свобода» (в Киевской области!), 3,7% за «Нашу Украину», 7,2% за «Удар». Итого – 38,3% за силы, являющиеся или представляющиеся оппозиционными. Плюс ещё 7,8% за «Сильную Украину». Вовсе не факт, что с такими цифрами регионалы смогут сформировать в облсовете большинство... Оппозиция оказалась разрозненной – это да, но при умелой или хотя бы просто рациональной политике протестных сил, роль оппозиции придётся играть уже регионалам.

То же самое касается Хмельницкой и Черкасской областей – на Хмельниччине, например, разрыв между регионалами и тимошенковцами составил менее 3%.

Впечатление третье. Белорусский вариант, как пишет Соня Кошкина, не прошёл.

Хотелось бы в это верить, но пока что - далеко не факт. Всё внимание приковано к «пропорционалке». Что происходит сейчас на «мажоритарке» - не знает никто. А там различные «усовершенствования процедуры подведения итогов» и легче, и труднее доказуемы. Вспомним последние «смешанные» парламентские выборы 2002 года: набрав по партийным спискам 12% голосов, «ЗаЕдУ» сформировала в ВР свое большинство только благодаря мажоритарщикам. Оные, как известно, не связаны обязательствами: получив мандат, вольны вступить в любую фракцию хоть городского, хоть областного совета, хоть парламента.

Впечатление четвёртое. Шокировали результаты «Сильной Украины» - 4,3% в среднем по Украине (согласно данным «GfK Ukraine»). В данной ситуации у Сергея Тигипко остаётся два выхода – либо распрощаться с амбициями, либо доказывать политическую самостоятельность не словами и намерениями, а действиями. Пересмотреть отношения с Кабмином Азарова, например. Собственно, Тигипко теперь должен либо раствориться в Партии регионов, либо стать сильным игроком, но на оппозиционном поле. Tertium, увы, non datur. В противном случае избиратели заключат: Сергея Леонидовича с Азаровым связывает нечто большее, чем просто «тактические соображения». Тогда, не ровен час, и нынешние немногочисленные симпатики отойдут в сторону.

Впечатление пятое. Согласно тем же данным «GfK Ukraine», в среднем по Украине Партия регионов и «Батькивщина» суммарно набрали 49,3% голосов. Меньше половины. Если вспомнить о явке - меньше половины от половины. В этих условиях у них появляется общий интерес – нивелировать падение собственных рейтингов. Сделать это друзья по несчастью могут единственным способом – подняв проходной барьер на будущих выборах. Причём подняв не на 1-2%.

Конечно, диспозиции потенциальных партнеров разнятся. Так, ПР может понадеяться на мажоритарщиков – сделать ставку на них и только на них. Тогда как «Батькивщина» (если дела ее не пойдут на поправку) рискует и сама не преодолеть повышенный барьер. Вообще, если оппозиция не консолидируется - уже на ближайших парламентских «планку» может одна лишь Партия регионов. Если барьер поднимут до 8-10%, это - вполне реально.

***

Ещё одно. По данным «GfK Ukraine», не менее 17 политических партий преодолели проходной барьер хотя б в одной из 9 областей, где проводились замеры. Сколько счастливчиков наберётся в масштабах всей Украины? Вот именно среди них, пока ещё малозаметных и малоизвестных – «подрастают» политсилы общенационального масштаба.

LB.ua в соцмережах: