ГоловнаКультура

Дневник «Молодости»: «Манду», «Звуки шума» и «Дерево»

Продолжаются показы конкурсной полнометражной программы на «Молодости»: в четверг это были фильмы «Манду», «Другое небо» и «Звуки шума».

Дневник «Молодости»: «Манду», «Звуки шума» и «Дерево»
"Манду"

О «Другом небе» (режиссер Дмитрий Мамулия, Россия) нужно говорить подробней и отдельно, привлекая также размышления самого режиссера о своем фильме, это будет немного позднее.

«Манду» (или в английском варианте «Уставшие», «Exhausted») – фильм иракского режиссера Ебрагима Саиди, еще одна спекуляция (в философском смысле этого слова) по поводу военных действий в Ираке и разворачивающихся на их фоне человеческих трагедий. На сей раз речь пойдет о девушке, вернувшейся на родину из Швеции, чтобы проведать своего двоюродного брата и дядю, который болеет. Семья едет через границу в Иранский Курдистан, чтобы умирающий дядюшка смог в последний раз побывать в родных местах.

Великолепная операторская работа – это, к сожалению единственное, что вытягивает этот фильм. И, кстати, я не говорю об одолженном, мягко говоря, приеме Шнабеля из его «Скафандра и бабочки»: то, что всех зрителей вдруг посадили в тело усыхающего старца, никакого впечатления ровным счетом не производит, разве что укачивает иногда. Напряженная драма на фоне военных действий уже давно не оправдывает сама себя, теперь ей нужно серьезное подспорье в виде хороших актерских работ, продуманности сценария и так далее. В «Манду» эти составляющие не развиты должным образом, если они вообще не отсутствуют. К сожалению, это – один из самых слабых конкурсных фильмов фестиваля на данный момент.

Шведский фильм «Звуки шума», кажется, словно специально привезен для приза зрительских симпатий – это весьма легкое, остроумное и задорное кино про барабанщиков-анархистов под предводительством храброй революционерки на ниве музыки. Все они недовольны ни гегемонией академической музыки, ни засильем всяческой пошлятины, которую им приходится исполнять, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Поэтому ребята придумывают план по саботажу устоявшихся музыкальных ценностей и играют свою музыку под названием «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков». К слову, режиссеры Ола Симонссон и Йоханнес Нильсон сняли одноименную короткометражку, из которой, судя по всему, и вырос полнометражный фильм.

Французско-австралийский фильм «Дерево» режиссера Джули Бертучелли был показан вне конкурса, в рамках программы «Фестиваль фестивалей». Джули Бертучелли когда-то представляла в конкурной программе «Молодости» свой дебютный фильм «С тех пор, как уехал Отар», и будет очень славно, если возить новые результаты ее творческого роста станет хорошей традицией на этом кинофестивале.

Эта картина о том, как мать четверых детей (ее играет везде и всегда бесподобная Шарлотта Генсбур) переживает гибель своего мужа. Дети, повзрослевшие раньше времени, верят в то, что дух их отца переселился в растущее в их дворе гигантское дерево и переносят всю любовь к отцу на него. Странное дело, но дерево отвечает им взаимностью – и, будто бы продолжая заботиться о своей семье, пытается во что бы то ни было заставить их выехать из старого дома и продолжать жить своей жизнью.

Правда, почему-то все время вспоминался «Антихрист» фон Триера, до того органично Шарлотта Генсбур вписалась в любые планы с деревьями и прочей красивой живностью, которая хоть и не ведет философские беседы, но свою роль в истории играет. В таком случае, объявим «Дерево» полнейшим антиподом «Антихристу», хотя тема единения с природой во имя терапии их удивительным образом объединяет.

Тем не менее, «Дерево» – очень нежное кино, рассказывающее о ценности семьи ненавязчиво и каким-то полушепотом. При этом совершенно незаметен тот факт, что режиссер – женщина, а ведь зачастую бывает, что женщины-кинорежиссеры ударяются в зефир в шоколаде и вся картина теряет как легкость, так и смысл. Бертучелли удалось этого избежать и она, вместе с прекрасным актерским составом, сплела на удивление тонкое, но прочное, кинополотно.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
LB.ua в соцмережах: