Посмотрите на наших власть имущих: академик на академике и кандидатами наук погоняют. Все — производства наших и бывших наших (например, Московского государственного) университетов.
Подозреваю, Украина — одно из немногих государств, в которых за последние 20 лет при власти побывало настолько большое количество людей, так сказать, не чуждых науке. Особенно экономической науке.
Конечно, лучше бы они побывали где-то ещё. Но “маємо те, що маємо”.
Посмотрите ещё и вокруг себя: любая мерзость нашей с вами жизни — от разбитых дорог и диких цен до привычки сотрудников иностранных посольств и консульств воспринимать украинцев в стиле “третий сорт не брак” — есть следствие решений, принятых людьми с высшим образованием в той сфере, в которой мы с вами и терпим мерзость.
Юриспруденция, экономика, культура, транспорт, журналистика — то есть вообще всё в нашей стране такое, какому научили в отечественных университетах.
Что обычно даёт отечественный университет? Диплом некоторой престижности. И умение как бы выполнять некую работу вне зависимости от того, нравится она человеку или нет.
Иногда ещё — пространство и ориентиры для самообразования. Однако это так редко, как редко, например, мы видим разумные решения со стороны наших власть имущих.
Причём это “как бы” (как бы выполнять работу) и является сутью отечественной системы высшего образования. Сутью, которую она вкладывает в умы людей поколение за поколением.
Выразил соответствие заданному стандарту? Получил оценку. Сделал хороший отчёт? Выполнил работу. Не важно, что в основе соответствия стандарту — знание либо мимикрия, взятка. Не важно, что в основе отчёта — действительность либо нарисованные данные.
Система производит как бы специалистов.
Система формального образования в Украине устроена так, что жизнь в Украине в принципе не может быть качественной: как бы специалисты способны произвести лишь как бы качество.
Предвижу возражения в связи с неплохой подготовкой в Украине математиков, программистов. Поэтому замечу: Одно дело эксплуатировать советское научное наследство и готовить вот таких “технарей”, а другое дело — готовить всех остальных специалистов, что у отечественной системы образования получается из рук вон плохо.
Повторяю: результаты работы отечественной системы образования видны невооружённым глазом.
Вот откуда потребность в системе неформального образования, которая сейчас так явно ощущается в стране. Публичные лекции, многочисленные курсы, частные образовательные центры, летние школы и программы западных институтов, дискуссионные клубы — всё это нормальная, естественная попытка общества преодолеть тот урон, который наносит обществу нынешняя система формального образования.
Обществу всё-таки нужны специалисты.
Ещё раз: неформальное образование в Украине — это не дополнение к системе формального образования. Это альтернативная система образования. Вместе с самообразованием — единственное средство получить образование в нашей стране.
Стать специалистом, а не как бы специалистом.
В связи с этим важно вспомнить вот какие слова Леонида Кучмы: “Никто не упрекнёт, что кого-то я назначил по блату, кумовству или чему-то подобному. Это не значит, что наверху все были необходимой компетентности, но мы ведь все тогда учились на ходу. Прежде всего имею в виду экономическую сферу. В Советском Союзе ведь никто не готовил министров, председателей госкомитетов, руководителей областей для независимой Украины”.
Эту мысль необходимо развить.
А директоров предприятий для независимой Украины кто-то готовил? А директоров музеев? Ресторанов?
Судей? Прокуроров? Генералов?
Депутатов?
Кто-то готовил учителей и преподавателей ВУЗов для независимой Украины?
Кто кого вообще готовил специалистов для независимой Украины?
И если никто не готовил специалистов для независимой Украины, то как же может теперь независимая Украина подготовить таких специалистов сама для себя?
Кучма отвечает, что научившись на ходу.
Но на ходу можно научиться лишь тому, какие действия или решения совершенно точно ошибочны (да и то если ошибавшийся выжил) и какие — уместны и правильны в конкретном месте в конкретное время. Не больше.
А ведь надо больше.
Как?
Вот, скажем, в России объявлено о начале строительства корпоративного университета “Сбербанка”. Поначалу в нём будут проводится семинары и тренинги для повышения квалификации сотрудников банка. Открытие университета запланировано на первый квартал 2012 года. И это — часть важного процесса, начатого, кстати, ещё Михаилом Ходорковским: по мере дальнейшей деградации сложившейся системы формального образования, экономические субъекты не смогут не участвовать напрямую в подготовке своих будущих сотрудников и сотрудников смежных предприятий, развивая новую систему образования.
В Грузии высшим образованием занялся сам Каха Бендукидзе — человек, без которого недавние реформы в Грузии не состоялись бы.
Одна из основных его забот сейчас — Свободный университет в Тбилиси, а также участие в качестве лектора в летних школах Института Катона.
В Украине подобным занимаются пока что только Виктор Пинчук, Наталия Жеваго, Любовь Михайлова, Ринат Ахметов и “Альфа-банк”.
“Альфа-банк” помогает программе публичных лекций polit.ua.
Ахметов сотрудничает с “Могилянкой” и развивает корпоративный университет ДТЭК.
Михайлова сосредоточилась на современной культуре Донецка, донецкого региона и в целом Украины.
Жеваго сфокусировалась на визуальном искусстве.
А Пинчук занялся большим спектром вопросов и в области политики, и в области экономики, и в области культуры. Ещё и на телеканале “СТБ” создают корпоративный университет.
Сразу видно, кто рассчитывает и дальше жить и работать в Украине.
И в том, что они делают, во-первых, неуместно всякое “как бы”, привычное для сложившейся системы формального образования. Ведь в систему альтернативного образования люди попадают строго в результате поиска знаний, а не в погоне за дипломом. И во-вторых, всё основано на изучении зарубежного опыта, на привлечении иностранных специалистов и на дискуссиях. То есть на столпах, которых активно избегают даже престижнейшие из отечественных университетов.
Также большую работу выполняют некоторые профессиональные ассоциации. Например, Ассоциация правоведов Украины. Которая регулярно проводит семинары, форумы и конференции по вопросам из области юриспруденции.
Остальные экономические субъекты за редкими исключениями производят такое впечатление, будто в Украине они случайно и скоро им тут не жить.
Кстати, на месте руководителей государства я бы обратил на это внимание.
Политика реформ — это не столько те или иные решения, сколько люди и институты, способные вырабатывать и распространять те или иные критерии для принятия решений. Потому что решение работает в ситуации, критерий работает во времени.
Вот почему стоит радоваться не тому, что правительство работает над реформами, которые понимает как те или иные решения. А тому, что отдельные люди работают над системой образования. То есть над системой, чьё следствие — те самые люди и институты, вырабатывающие и распространяющие критерии для принятия решений.