ГоловнаЕкономікаБізнес

Игра в энергодурака

Экспорт электроэнергии за 7 месяцев 2010 года вырос более чем на четверть (на 27,9%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и будет расти.

Игра  в энергодурака

При этом экспорт в Европу через Бурштынский энергоостров, начиная с марта этого года, как уже писал «Левый берег», полностью прекращен по причине снижения цен на электроэнергию на европейских рынках ниже украинской оптово-рыночной. И положительных новостей из Европы в ближайшее время не ожидается, судя по торгуемым там фьючерсам на следующий год. Поэтому очередные несостоявшиеся торги на экспортное сечение в европейском направлении никого не удивили. Последний раз НЭК «Укрэнерго» удавалось продать сечения в феврале. Тогда реализованы были все лоты, но по номиналу. А ведь еще в январе итоговая стоимость доступа превышала начальную в 2,8 раз.

Между тем, первый же аукцион, который состоится, станет сигналом: правительство готово повысить тарифы на электроэнергию. Разумеется, для внутренних потребителей. До сих пор, несмотря на постепенное повышение оптовой рыночной цены (оплата генерации росла), тарифы для населения сохраняются без изменений. Импортеры, которые покупают электроэнергию по цене оптового рынка плюс дотационный сертификат, а также промышленность долгие годы платят эту тарифную разницу за бытового потребителя. Как следствие: интерес к украинскому киловатту в прошлом году снизился до минимума.

Нынешний рост экспорта тоже понятие условное. Основная его часть ведется без оплаты дотационных сертификатов. Речь идет о Беларуси, на которую приходится 76,2% продаж украинской электроэнергии. Благодаря нашим киловаттам Минск сократил до минимума покупку электричества у России, что дает ему дополнительные бонусы в ходе переговорного процесса о первой белорусской АЭС, на строительство которой претендует Росатом. Дело в том, что, кредитуя будущее строительство, Москва не просто ставит белорусов в зависимость от собственного ядерного топлива, но и претендует на долю собственности в белорусской АЭС, а заодно и на участие в экспорте электроэнергии. Минск активно торгуется, не желая сдавать собственный экспортный потенциал.

Украине же Минск нужен кроме прочего и для транзита в Литву, где дефицит электроэнергии сформировался после того, как в январе этого года была прекращена работа единственной в Прибалтике атомной электростанции – Игналинской АЭС. Уже около года идут трехсторонние переговоры между Вильнюсом, Минском и Киевом, но консенсус не найден. Злые языки утверждают, что тормозит процесс прежняя договоренность правительства Тимошенко с Минском, согласно которой Украина собирается весь объем экспортируемой в Литву электроэнергии продавать белорусам. А на литовско-белорусской границе транзитные киловатты должна перепродавать Литве созданная в прошлом году компания Ukrenergy Trade, 52% которой принадлежит государственной «Укринтерэнерго», остальные – компании Василия Данылива (Бечваржа) Korlea Invest Holding, основному конкуренту Рината Ахметова на украинском рынке экспорта электроэнергии. После назначения главой «Укринтерэнерго» Максима Кучера, проработавшего до марта 2010 года в Power Trade, которая входит в империю Ахметова, наблюдатели не сомневаются: либо «Укринтерэнерго» будет продавать Литве электроэнергию самостоятельно, без помощи Ukrenergy Trade, либо в ближайшем будущем у госэкспортера появится новое совместное предприятие – уже с «дочкой» ДТЭКа Ахметова.

К слову, похожий контракт был заключен на прошлой неделе. 9 августа стало известно, что вместо «Укринтерэнерго» перетоки электроэнергии на границе с Молдовой будет обеспечивать все та же Power Trade. Более того, ранее правительство разрешило вести экспорт в Молдову по оптовому тарифу, без выплаты дотационных сертификатов. Правда, рынки сбыта пока не расширяются – они просто выводятся из сферы влияния государственного «Укринтерэнерго» в сферу интересов Рината Ахметова. Но оптимисты склонны полагать, что контроль над молдавским направлением для Рината Леонидовича – лишь низкий старт перед выходом на энергодефицитные Балканы.

Впрочем, украинскому потребителю скоро будет не до обсуждения вопросов ротации олигархов вокруг электроэнергетической кормушки. Поскольку минимальная прогнозная величина роста тарифа на электроэнергию для населения по рекомендациям Всемирного банка должна составить не менее 100%. Иначе будет поздно, предупреждают в ВБ. Судите сами: население сегодня платит за киловатт-час 24,36 копеек (если дома оборудованы электроплитами или электрическим отоплением, то еще меньше), а облэнерго продают по цене от 65 коп до 81,48 коп за КВт-ч (в зависимости от класса напряжения). Налицо перекрестное субсидирование населения за счет промышленного потребителя.

Фото: tsn.ua

По словам президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, из-за такого субсидирования оптовый тариф на электроэнергию завышен более чем на 20%. А цена для населения компенсирует расходы на производство и снабжение электроэнергии лишь на 27%. И как следствие имеем снижение объемов экспорта и неконкурентоспособность украинского киловатта.

Но дело даже не в экспорте, хотя он мог бы поддержать отечественную энергогенерацию, износ которой сегодня составляет около 30%, а также укрепить внешнеполитические позиции Украины. Ни в одной европейской стране промышленность как оптовый покупатель электроэнергии не платит цену за киловатт выше, чем население. Удивительная ситуация: о необходимости евроинтеграции говорят все демократически настроенные граждане. Но как только речь заходит о рынке энергоносителей – будь-то газ или электроэнергия – их риторика сразу возвращается в эпоху соцреализма. Никто не говорит о создании прозрачной схемы тарифообразования и начисления компенсаций.

Никто не говорит о стимулировании энергосбережения. О приведении тарифов к европейским стандартам речь идет только в привязке с европейскими же стандартами уровня зарплат, пенсий и социальных пособий. Причем последние – сначала. Однако именно эксплуатация идей социального популизма ради торможения реформ в угоду дорвавшимся до ручного регулирования ведет не к повышению благосостояния общества – всего скопом, а не отдельных его прослоек, а, наоборот, к обнищанию. Поскольку за электроэнергию по тарифам значительно выше оптовых сегодня платят не только СКМ Рината Ахметова или предприятия группы «Приват» Игоря Коломойского.

Как раз именно они имеют собственные энергомощности либо рычаги для выбивания льгот. Больше всего страдает мелкий и средний бизнесы, которые так же, как и крупный, являются источниками бюджетных поступлений, которые так же обеспечивают внутренний рынок и влияют на его ценообразование. То есть, грубо говоря, мы, население, все равно платим сегодня за газ и электроэнергию больше, чем стоит у нас в платежке, когда покупаем продукцию, сделанную в Украине. А зарплаты и пенсии получаем меньше, поскольку мелкий и средний бизнес массово закрывается или уходит в тень ввиду неконкурентоспособности, а не создает дополнительные рабочие места, не формирует спрос на рабочую силу, не мотивирует рост оплаты труда.

Между тем, велосипед изобретать не нужно. Та же компенсация тарифов с легкостью могла бы проводиться из бюджета не за счет повышения налоговых ставок, а благодаря выходу из тени или росту производства конкурентоспособного внутреннего продукта. Если бы, разумеется, обещаниям власти тратить эту разницу на дотации, а не на личное благосостояние, можно было верить. Если бы новости о покупке правительственных мерседесов, недозаполненных декларациях о доходах чиновников, строительстве заборов вокруг министерств и ведомств были бы не традицией, а из ряда вон выходящими случаями. Если бы хоть один из руководителей государственных энергогенерирующих предприятий – например, «Энергоатома», – который фигурировал в коррупционных сводках Генпрокуратуры, компенсировал государству закупки по завышенным ценам или любые другие злоупотребления. Если бы, в конце концов, бизнес дяди Димы из соседнего подъезда мог бы рассчитывать на равные условия по тарифным ставкам и претензиям со стороны разрешительных органов с бизнесом, скажем, Дмитрия Фирташа. Пока нет веры в возможность формирования единых для всех, логичных и прозрачных правил игры, не стоит ожидать внезапного всплеска «сознательности» широких масс, которые безропотно воспримут новые энерготарифы.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram