Его риторика претерпела существенные изменения. «Выборы 31-го октября мне выгодны! Поскольку я ассоциируюсь с властью, а власть сейчас на подъеме, значит, голоса достанутся (курсив мой, - С.К.) и моей политической силе», - прагматично рассуждает спикер. При том, что получасом ранее заявил буквально следующее: «Я являюсь не одним из лидеров коалиции, а председателем ВР! Так и напишите это большими буквами».
Какие плоды принесет подобная «многоликость» - покажет осень. Скептики полагают: для БЛ и КПУ она может оказаться последней. В политическом, конечно, плане.
Многое, безусловно, зависит от итоговой редакции закона о местных выборах, который примет парламент. Редакцию предварительную – которую все обсуждают, но мало кто видел, «Lb.ua» с Литвином подробно обсудил. Обсудив – перестал удивляться фразам типа: «Чего я не понимаю, так это когда говорят, что Литвин, будучи членом коалиции, представителем власти, демонстрирует какую-то фронду. Ничего я не демонстрирую! Я просто высказываю свои аргументы»
«Я – председатель ВР, а не один из лидеров коалиции»
Дата проведения местных выборов официально пока не зафиксирована, но 31 октября уже все воспринимают как данность. Гонка точно будет в этот день?
Полагаю, будет. И это не зависит от желания или нежелания Литвина. Если процессу невозможно противостоять, его надо, по крайней мере, возглавить.
Политические мотивы проведения кампании осенью для меня очевидны. Будь у меня контрольный пакет во власти, я, возможно, действовал бы аналогично. Классический пример – Великобритания. Там премьер-министр вносит королеве предложение о назначении выборов тогда, когда его политическая сила пребывает на пике, а оппоненты – испытывают электоральные затруднения. Мы же в Европу движемся, вот и равняемся на них!
А вообще-то, я считаю, нужно уже прекратить переливать из пустого в порожнее: состоятся выборы, не состоятся. Лучше сосредоточиться на том, чтобы обеспечить приемлемые – при нынешней расстановке сил – правила проведения избирательной кампании, которые потом по ходу не менялись бы. Одновременно - удержать управляемость в стране, что в условиях гонки, согласитесь, непросто.
О правилах, точнее, о тематическом законе, еще поговорим. В коалиции три субъекта. Верно ли понимаю, что ПР самостоятельно определилась с датой и форматом, а БЛ и КПУ просто поставила перед фактом?
Это не так. Дискуссия по местным выборам продолжается довольно давно, а в коалиции сохраняются партнерские отношения – каждый может излагать свои аргументы... Но вы же понимаете: в полном объеме учитываются аргументы тех, у кого их больше.
Позиция КПУ известна: им не важна дата, им важен закон. Наша позиция: важны и дата, и закон. Если мы не урегулируем сроки полномочий местных депутатов со сроками пребывания на постах глав сельских, поселковых, городских советов и одни будут работать пять лет, а другие – четыре года, между ними неизбежно возникновение конфликтов. Кроме того, более тысячи досрочных выборов уже состоялись. В некоторых советах – по различным причинам – их проводили даже дважды. Мы знаем о решении КСУ, согласно которому депутаты, избранные досрочно, должны отработать полный срок. Депутаты – пять лет, головы, как говорилось, четыре года. То есть, в дальнейшем ВР должна будет принимать порядка 23-х тысяч постановлений о проведении выборов – по каждому совету и голове отдельно. Полная сумятица. Не говоря о том, что нужно иметь целый штат, который бы следил за этими вопросами, своевременно готовил постановления, представления и т.д.
Забегая наперед, скажу, что в проекте закона о местных выборах, который сейчас обсуждается, есть интересная новелла – о том, чтобы передать эти полномочия советам. Соглашаясь с предлагаемой логикой, мы тем самым соглашаемся с необходимостью выстраивания вертикали местного самоуправления. Это мягко сказано. А с учетом того, что вышестоящий совет формирует избирательные комиссии для нижестоящих советов, как предлагается в соответствующих наработках, – это вообще, как говорил один украинский политик, полный абзац.
Вы упомянули о законопроекте. О нем все говорят, но никто его не видел. Кто автор документа?
Он пока не внесен в ВР, не зарегистрирован, поэтому конкретного автора у него нет. Работа над документом продолжается. Со своей стороны, мы сформулировали к нему немало поправок и предложений.
Вы, как один из лидеров коалиции, в его разработке участие принимали?
Внесем уточнение: я – председатель Верховной Рады Украины…
…И один из лидеров парламентско-правительственной коалиции.
Я являюсь не одним из лидеров коалиции, а председателем ВР! И этим все сказано. Так и напишите это большими буквами.
Теперь - по сути. Согласно закону о Регламенте, зарегистрировать этот законопроект сейчас нельзя, поскольку у нас уже есть с полтора десятка аналогичных документов. Следовательно, нужно рассмотреть сперва их, приказать им долго жить, а потом, расчистив пространство, вносить новый. Ожидаю, что на следующей пленарной неделе будет рассматриваться предложение об официальном определении даты выборов, затем будет возможность определиться с законом.
Если несуразицы, содержащиеся в нем сейчас (а некоторые из них откровенно противоречат Конституции), не будут исправлены, получим очень «интересный» продукт.
Какие несуразицы, например?
Касательно создания комиссий, о чем я уже сказал, и наделения органов местного самоуправления полномочиями, которых они не имеют и которые закреплены за Верховной Радой. Еще один момент – возможность совмещать проведение местных выборов с общенациональными или с референдумом. Притом, что способы формирования избирательных комиссий на местных выборах и выборах в парламент, как и сам избирательный процесс в первом и во втором случаях, – существенно отличаются. Очевидно, у кого-то есть желание намеренно заложить в закон подобные «мины», чтобы, в дальнейшем, их, возможно, использовать.
Вообще, я считаю правильным принять избирательный кодекс.
В предложенном варианте проблема только одна – консенсус относительно типа избирательной системы, остальное - набор демократических механизмов, обеспечивающих цивилизованное проведение выборов. По предложению членов рабочей группы (сформированной из представителей всех фракций), разрабатывавших кодекс, я направил документ в Венецианскую комиссию. Сделан он, на мой взгляд, добротно. Для законодательных актов, на которых, как правило, лежит отпечаток политических мотиваций, это – редкость.
Фото: Андрей Скакодуб
«Неучастие в кампании блоков – это правильно»
Вернемся к законопроекту о местных выборах, авторства ПР. Отдельные его положения, просочившиеся в СМИ, действительно неоднозначны. Например, отказ от участия в кампании именных блоков.
Конечно, лично для меня подобное новшество несет некоторый политический ущерб. Но если исходить из общественных интересов, а не из персональных, инициатива правильная. Мы ведь к политическому структурированию стремимся, верно? В то же время, я убежден: даже если будет предложена и получит поддержку смешанная система выборов, выдвигаться по мажоритарке кандидаты должны только от партий. Тогда не будет такого количества перебежчиков. Если вам важно представительство в местной власти, вы должны твердо определиться, а не избираться в составе одной силы, позже переходить в другую, в третью - в зависимости от того, какая из них доминирует во власти.
Как вам норма о необходимости проживания кандидата в депутаты на территории, где он баллотируется?
Только так можно добиться того, чтобы советы действительно представляли интересы громады, интересы людей, живущих на конкретной территории.
Тогда список не сможет возглавить «рейтингоносец» со столичной пропиской – тот же лидер партии.
Я стою на том, что главы партийных организаций в области должны быть лидерами списков, как минимум, в областной совет. Существующую сегодня практику, когда, допустим, в один из советов Киевской области, где земля – на вес золото, избирается какой-то «варяг», ворует то, что еще не доворовано, а потом пишет заявление и уходит, нужно искоренять!
Ущерб грозит не только вам, но и БЮТ, и остаткам НУНС. Тем более, окончательно неясно, до какого срока сократят гонку – до шестидесяти, пятидесяти дней или вообще до месяца.
За тридцать дней соблюсти всю избирательную процедуру – с формированием комиссий, печатанием бюллетеней и т.д. – невозможно. Как показывает практика, оптимальный срок кампании– 50-60 дней.
Учитывая результат Литвина на президентских выборах, для вашей политсилы нынешние местные выборы – экзамен на выживание.
В это воскресенье в ряде областей досрочно выбирали сельских, поселковых и городских голов. Если точно (открывает папку со статистическими данными): 91-го – сельского голову, 9 – поселковых, 4 – городских. Мы, Народная партия (подчеркиваю, не Блок Литвина, а именно Народная партия), выдвигали кандидатуры 47 сельских голов, 7 – поселковых и 4 – городских. В итоге от нас был избран 21 сельский голова и 3 поселковых. То есть победили более половины наших кандидатов. Если анализировать эти довыборы в целом, мы получили 23% всех голосов. Так что местные выборы нас не страшат. Тем более, если они пройдут штатно, то есть – по закону.
Конечно, партию необходимо еще развивать и усиливать. Недостаток же именных блоков – в их уязвимости. Сосредоточив «огонь» на лидере блока, можно уничтожить весь блок. Мы это знаем, проходили.
Да, неучастие в кампании блоков непривычно, потому несколько страшит. Однако нужно быть реалистом. Если я понимаю, что в зале голосов «за» достаточно и без нашего участия, какой смысл кричать против ветра?
Действительно, «тушки» поддержат любое начинание власти.
Не только. Люди, ориентирующиеся на Яценюка, на Тигипко, а такие сегодня есть и в НУ-НС, и в БЮТ, тоже поддержат вопросы по местным выборам.
Определенные опасения, связанные со «справедливостью» правил проведения кампании, имеются не только у БЛ, но и у КПУ. А в президиуме парламента – вы и Мартынюк, и вы оба умеете творить с регламентом чудеса.
Вопрос не в том, чтобы продемонстрировать свое влияние, а в том, чтобы принять сбалансированный закон. Такой, по которому действительно можно проводить кампанию. В конечном итоге, это выгодно всем. Именно поэтому я убежден: проект будет серьезно доработан. Особенно в части тех спорных моментов, о которых мы говорили…
Фото: Андрей Скакодуб
«Когда Ющенко позвонил мне, я даже удивился»
Создается впечатление: власть намеренно создает условия, при которых принять участие в кампании сможет лишь ограниченное число сил. Минюст, как известно, сейчас затеял перерегистрацию партий, «по итогам» которой их останется явно не 198.
Насколько я могу судить, никакой перерегистрации нет и не будет.
Как и каких-то других, откровенно административных вмешательств. Вряд ли кто-то захочет сам себе искусственно создавать проблемы на пустом месте.
Вы вот проводили исследования относительно того, ассоциируется ли блок Литвина с Народной партией? Ребрендинг – удовольствие недешевое. Еще и длительное – до 31-го вряд ли успеть.
Не проводили. Лучшее исследование – последние довыборы на местах и наши 23% на них. Почему я так спокоен? Да потому что эти местные выборы станут большой репетицией.
Перед парламентскими?
Конечно.
Которые, как вы и раньше прогнозировали, пройдут в плановые сроки?
Да, в 2012-м году. Норму о том, что местные выборы можно совмещать с общенациональными, из итогового варианта закона, думаю, уберем.
Как?
Депутаты за нее просто не проголосуют. Ибо 60% тех, кто сегодня работает в зале, понимают: в следующий раз в список им не попасть. Не говоря уже о том, что Венецианская комиссия и ОБСЕ неоднократно указывали нам на нецелесообразность совмещения местных и общенациональных кампаний.
Кроме того, еще никто не задумывался над тем, что при смешанной системе количество бюллетеней удвоится. Представляете, каково людям будет разбираться с полтора десятками бюллетеней, чтобы определиться со своим выбором во все местные органы власти! А в дополнение к этому – еще пара бюллетеней для выборов в парламент.
Три недели тому вы уличали ПР в переманивании ваших активистов на местах. Мотивы ПР ясны: собрать под свой «зонтик» всех авторитетных граждан, чтобы потом их выдвигать на округа по своим спискам. Вы тогда достаточно резко высказывались в адрес партнеров по коалиции в целом и затее с местными выборами в частности, а сейчас вот смягчили тон. Стремительная такая перемена…
Я настаивал и настаиваю на том, что сначала нужно решить ключевые вопросы: урегулировать сроки полномочий местных советов и сельских, поселковых, городских голов, а также – разобраться с проведением досрочных выборов. Потом решать свои личные и политические. Если сегодня эти проблемы не разрешить, реформирование местного самоуправления придется отложить еще на пять лет. К сожалению, каждый по одиночке со мной соглашается, а все вместе действуют согласно установке.
Лавринович утверждает: 31-е число – последний шанс провести кампанию, не нарушая Конституцию.
Да нет в назначении местных выборов на 2011 год никакого нарушения законов и Конституции! Нынешняя же дата «привязана» к настроениям людей и рейтингам политических сил. Не более того. В законе о местных выборах, принятом в 2005-м году, в седьмом пункте переходных положений записано: в случае, если будут приняты изменения в Конституцию по этим двум вопросам, о которых я только что говорил, депутаты и головы, избранные в 2006-м, работают пять лет. Следовательно, следующие местные выборы должны проходить в 2011 году. Но изменений не приняли, а КСУ, вопреки рекомендации ВР предоставить свои выводы до 15-го июня, дал своеобразный ответ.
При этом все громко кричат: нарушается Конституция, нужно срочно проводить кампанию, но не позднее 31-го числа. Некоторые ловкие люди вообще апеллируют к Совету Европы – там, дескать, недовольны, что мы переступаем Основной закон. Я на это сказал: поскольку я еще в том возрасте, когда читают все документы, то ознакомился и с теми, что были приняты на последней сессии ПАРЭ. В них ни слова не сказано об украинских выборах. Ни слова!
Я спрашивала насчет переманивая ПР ваших активистов.
Вы же понимаете: я – человек серьезный.И если я или моя партия делаем заявление, это уже вынужденный шаг. Когда я приезжаю на места, партийцы говорят: мы к вам обращаемся, но вы молчите, мы понимаем вашу деликатность – вы не хотите ссориться с партнерами, однако нам тогда ничего не остается, как уступить требованиям, которые нам тут предъявляют. И я должен их или защитить или сказать: действуйте по принципу «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Кстати, Президент вынужден был сам приструнить своих ретивых активистов.
Как? Это вы его попросили?
Нет, я не просил. Я эту тему вообще не развивал, хотя все материалы были – мы, ведь, тогда только готовились делать заявление. Фактически, заявление и реакция Президента совпали по времени. Как он узнал? Думаю, некоторые товарищи докладывали ему о «работе с кадрами» в регионах, ну, он их и осадил – чтобы не переусердствовали.
Вы же понимаете: если руководителем обладминистрации назначен руководитель местной партийной ячейки, ему нужно продемонстрировать результат, свидетельство которого – поддержка людей. А если в область приходит чужой человек, ему разбираться некогда. Ему проще послать к авторитетному главе сельсовета своего зама или, там, функционера какого-то партийного, чтоб «гонец» сказал: Иван Петрович, тебя тут уважают и выберут еще раз, а ты, если проблем не хочешь, напиши заявление, чтобы выбирали тебя от такой-то партии.
То есть ПР осуществляет рейдерский захват ваших кадров?
Я бы не употреблял подобную терминологию. В любом случае, после того, как мы сделали заявление, информации о подобных инцидентах больше не поступало. Посмотрим, что будет дальше.
Кстати, какая у вас сейчас коммуникация с Президентом?
Я из числа тех людей, которые никогда не стремятся быть с президентами на короткой ноге, понимая: президент, – в первую очередь, глава государства. Ну, а рабочий диалог – нормальный. Общаемся регулярно. Возникает потребность обсудить что-то оперативно – звоню (Литвин кивает на аппарат прямой связи с главой государства, установленный в спикерском кабинете). Если Президента нет на месте и звонок пропущен – у него на пульте загорается красная лампочка, он потом обязательно перезванивает.
В отличие от Ющенко? Раньше вы говорили: он вообще вам не звонил.
Да нет, как-то позвонил, так я даже удивился незнакомому звуку – так отвык от этого резкого звонка.
К патриархам с Януковичем вместе ездите?
Нет, были вместе только на службе на Троицу и на Пасху.
Фото: Макс Левин
«Я не демонстрирую фронду!»
Скажите честно: Тимошенко пытается сейчас с вами выстроить диалог? С целью локальной кооперации, разумеется.
Когда она проводит в ВР заседания оппозиционного правительства или фракцию собирает, иногда заходит ко мне – мы общаемся, обмениваемся мнениями. У нас обычное человеческое общение, но диалогом я бы его не назвал…
Чего я не понимаю, так это когда говорят, что Литвин, будучи членом коалиции, представителем власти, демонстрирует какую-то фронду. Ничего я не демонстрирую! Я просто высказываю свои аргументы, приглашаю прислушаться к моей логике, сам прислушиваюсь к логике других… И это почему-то считается оппозиционностью! Почему? Если я говорю о том, что одну и ту же проблему, кроме, как нахрапом, можно решить еще красиво, основательно, спокойно и с пользой для страны, то что в этом оппозиционного? Выходит, если ты бездумно поддерживаешь все подряд и громко об этом кричишь – значит, власть едина, а если ты критикуешь, тоже все подряд и тоже бездумно, – тебя тут же зачисляют в оппозицию.
Конечно, зачисляют! Вы ведь высказываете альтернативное мнение. Более того, многие и сейчас уверены: на самом деле, вы против 31-го числа и будете его всячески «валить».
Если бы я хотел валить – я бы давно завалил. Но, я вижу, что есть голоса и без меня, так зачем создавать проблемы? Кроме того, если честно, выборы 31-го октября мне выгодны! Поскольку я ассоциируюсь с властью, а власть сейчас на подъеме, значит, голоса достанутся и моей политической силе. Выборы весной – риск. Неизвестно, какими будут последствия зимы, политическая ситуация и т.д.
Да, голоса есть и без вас. Больше «тушек» - ниже котировка вашей «золотой акции».
Это примитивная логика. Мы же с вами серьезные вещи обсуждаем. А эти разговоры: Литвин, мол, боится, что его снимут. Наберут дважды по 226 и снимут – пусть снимают! Только что потом делать с тем, кого сняли? И без того уже вождей наплодили.
Кстати о «тушках». Насколько мне известно, Янукович попросил Клюева и прочих «двигателей» процесса укрупнения коалиции, свернуть активные действия по ее дальнейшему расширению. Если, мол, сами хотят – пусть идут, специально сманивать не надо. Таким образом, курс на сколачивание конституционного большинства отменяется?
А для чего это конституционное большинство нужно? Под какие цели и задачи? И потом, увеличивая коалиционные ряды, нужно быть в ответе за тех, кого приручили.
Еще одно «кстати» - о вождях, которых наплодили. Теоретически, в любой момент вы можете уйти в оппозицию. Это бы вам добавило баллов в кампанию – ближайшую и/или парламентскую.
Я не знаю, что такое оппозиция. Я, сколько себя помню, привык работать. В независимости от того, на какой должности находился. И игра в большую политическую песочницу не для меня.
Практически, вы-то пойти можете, а фракция ваша останется на месте…
Не будет такого никогда.
В любом случае, оппозиции в стране нет. Угроз, с вашей точки зрения, это не представляет? В том числе – «чистоте» местных выборов?
Думаю, в эти выборы оппозиция получит хороший для себя результат. Что касается центрального уровня, да, единой оппозиции не существует, сегодня наметился процесс ее, скажем так, рассыпания на отдельные фрагменты.
Симптоматично, но на следующий день после того, как вы сделаете какое-то не слишком приятное для власти заявление, Пукач начинает требовать с вами очной ставки. Складывается впечатление: Хорошковский скоро сам лично ему в следственный изолятор устрицы станет подавать, в настолько комфортных условиях тот, по словам Валерия Ивановича, содержится. Похоже, вас просто пробуют шантажировать таким образом.
Лет пять тому назад еще могли бы попробовать. Но за последние годы ко всему подобному у меня уже выработался устойчивый иммунитет, и потому, зная, что ни к чему противозаконному отношения не имею, я спокоен. Поверьте, знал бы я за собой какой-то грех, не сидел бы тут сейчас и не беседовал бы с вами.
То есть власть вас не шантажирует?
Нет. Сидят всякие политические шавочки, рассылают всякие мэссиджи и думают при этом, что всем вокруг управляют. Смешно. Ведь все об этом знают, и я знаю. Пусть не переусердствуют. Есть известный принцип: не рой могилу другому, пока твоя еще не готова.
Фото: Андрей Скакодуб
«Если б я убежал, люди бы сказали: видите, в него только яйцом бросили, а он уже наутек»
Вот вы говорите, что ассоциируетесь с властью.
Да. Я и есть власть. Точнее – представитель народа во власти.
Однако, в прошлом нашем интервью по итогам первого тура одной из причин проигрыша вы назвали то, что вас связывали с властью. Получается, наступаете на те же грабли?
Я уточняю: власть сейчас на подъеме. А тогда она была в глубоком пике. И в этом – существенное отличие. Кроме того, из каждой кампании я выношу уроки.
В прошлый раз вы пытались привлекать свежие кадры на местах, обещая им места в списках во время местных выборов в случае, если эффективно сработают в президентскую. Идея, однако, не сработала.
Не то, что не сработала – оказалось, таких людей просто нет, все уже «разобраны», где-то задействованы. Вот почему ПР сейчас пытается «вербовать» лучшие кадры из разных партий, в том числе – Народной.
На кого вам тогда опираться?
Исключительно на партактив. Люди сейчас не за Литвина станут воевать, за себя лично, за свои мандаты в местных советах. Таким образом, в результате совпадения наших интересов, получится хорошая синергия. Они будут работать на партию и на себя. Я – на партию и этих людей.
Со времени президентских выборов, электоральные расклады несколько изменились. Интересно, как ваш избиратель воспринял вашу позицию по ЧФ. Раньше вы, едва только в сессионном зале поднимался шум или затевалось самое безобидное блокирование трибуны, прерывали заседание и звали всех на согласительный. В день ратификации Харьковских соглашений вы скрывались от яйцеметателей под зонтами, но продолжали вести сессию. Вместо того чтобы встать, гордо выйти, сказать что-то в духе: «Давайте сперва договоримся, потом будем работать…»
О чем договоримся!?! Чтобы автоматы еще в зал занесли? Ни о каких договоренностях не было речи, оппозиция выполняла жесткую установку – бить и крушить. Затянись рассмотрение - в сессионный зал с месяц бы никто не смог зайти, там бы ночлежку устроили и загадили все, что только можно загадить. Или мне следовало предложить: «Пойдемте, поговорим, а я дам команду, чтобы биотуалеты в сессионный зал поставили?». Возьмите исследования Центра Разумкова – посмотрите рейтинг лично Литвина до и после 27-го апреля. Посмотрите, как он вырос!
Фото: Макс Левин
Вырос? Вы же своими собственными руками укрепили власть Януковича!
С политической точки зрения, Литвин поступил последовательно и принципиально, что люди и отметили. Если бы я убежал, люди бы сказали: видите, в него только яйцом бросили, а он уже наутек.
Вы были готовы к этому – охрана зонтами заранее вооружилась.
Конечно, готов. Я знал обо всем заблаговременно.
И о «теракте» в парикмахерской?
Знал.
Может, еще что-то было?
Было. Блокирование в кабинете, например. Теперь-то, зачем говорить?
Скажите, когда в зале сложнее было работать – сейчас или в апреле 2004-го, во время первого голосования за реформу?
Сейчас. Тогда у меня была основательная поддержка двух фракций - Народной партии и блока Литвина.
Значит, вы отрицаете, что сыграли на усиление Януковича?
Ему не нужны дополнительные подпорки – у него достаточно большой кредит доверия. А к принятию конкретно этого решения по ЧФ я шел сознательно. Полагал, что иного пути у нас нет. Была бы у меня иная личная позиция – я бы непременно ее высказал, и никто меня не остановил бы.
Как думаете, гарант попытается легализовать нынешний свой статус единоличного хозяина ситуации? Посредством отмены правок к Конституции, принятия Конституции новой? Через референдум, допустим.
Референдум провести возможно, но окончательное решение должна принять Верховная Рада.
Считается, он будет проведен в случае, если исход местной кампании окажется для власти не слишком удовлетворительным.
Он не может оказаться неудовлетворительным – иначе выборов не было бы! Кроме того, невозможно изменить Конституцию через референдум, ибо это – нарушение 13-го раздела Основного закона. Кроме того, есть решение КСУ, согласно которому итоги любого конституционного референдума должна утвердить Рада. Только после этого они получат статус закона. Можно изменить Конституцию, но решение КСУ отменить нельзя.
КСУ может принять другое решение.
Тут все настолько очевидно, что дальше он будет действовать по прецеденту.
Ага, как и по вопросу с коалицией. Второй вариант: принять закон о референдуме, согласно которому имплементация Радой исхода плебисцита вовсе необязательна.
Необходимо, чтобы такой закон соответствовал Конституции. Опять-таки, раздел 13-ый. …Разве сначала провести референдум по отмене раздела, затем – еще один, уже по Конституции. Не забывайте, кстати, о мониторинге Совета Европы. Нет, слишком сложно.
Все-таки, можно ли говорить о стремлении президента де-юре закрепить имеющиеся у него де-факто полномочия? Вы же общаетесь с ним – субъективные выводы сделать можете.
До 2006-го у Ющенко были полномочия Кучмы. Воспользовался он ими? Что вообще из этого получилось? Дело не в полномочиях – в личности. Янукович и так доминирует в государственной власти, зачем ему еще какие-то дополнительные возможности?