Как и следовало ожидать, смена правил поступления непосредственно перед поступлением ничего хорошего не принесла: школы отметились всплеском коррупции, а государство терпит убытки из-за неявки абитуриентов на пункты тестирования.
За конфетки
Как только министр образования и науки Дмитрий Табачник подписал изменения к правилам поступления в вузы, журналисты заговорили о взяточничестве в школе. Логично, ведь новые правила существенно повышают значение среднего балла аттестата при поступлении. Если в прошлом году учитывался средний балл по 12-балльной шкале (как, собственно, и выставляются оценки в школе), то в этом году максимум, который можно получить за аттестат при поступлении — 200 очков. Министерство создало специальную табличку для пересчета 12-балльной системы в 200-балльную. Максимальный показатель по результатам внешнего тестирования при этом — 600. То есть целая четверть поступления зависит от успеваемости в школе.
Дмитрий Табачник объяснял такой шаг необходимостью повысить престиж и авторитетность профессии учителя. И вот количество золотых медалистов в украинских школах выросло на 3,8 тыс.: в прошлом году их было чуть более 7 тыс., в текущем — 10 800. Гражданская сеть «ОПОРА», которая проводит мониторинг вступительной кампании, заявила, что такой резкий рост успеваемости может быть связан с коррупцией в школах. Приводят косвенные данные – якобы в полиграфических фирмах резко вырос спрос на классные журналы. Впрочем, многие родители сами не отрицают, что готовы занести учителю коробочку конфет или конвертик ради того, чтобы повысить шансы ребенка на поступление. К тому же, во многих школах в принципе принято завышать ученикам оценки — якобы хорошие баллы свидетельствуют о высоком уровне обучения в школе.
Фото: Владислав Шерстяных
Деньги на ветер
Вместе с ростом успеваемости в школах растет неявка на пункты тестирования. Согласно все тем же новым правилам, в этом году при поступлении можно сдавать сертификат внешнего независимого оценивания 2008-го или 2009 годов, а те, кто выпустился в 2007-м и ранее, получили право поступать на заочные отделения вообще без внешнего тестирования. Поскольку Министерство приняло такое решение впопыхах – уже после того, как абитуриенты успели зарегистрироваться на участие в тестировании, были напечатаны лишние тесты. На тест по украинскому языку и литературе не явились 11,94% участников, по иностранному языку — 12,4%, по биологии — 14%, по географии — 15,3%.
В общей сложности не пришли на тесты по четырем предметам 101 844 человека, из-за чего потери бюджета составили около 6,5 млн. грн. Нужно отметить, что в прошлом году тоже отмечалась достаточно высокая неявка на тестирование по географии и иностранным языкам (поскольку украинский традиционно сдают первым, после неудачного экзамена некоторые абитуриенты решают закончить участие в тестировании). Но неявка на украинский язык и литературу увеличилась почти вдвое — с 6% до, как уже было сказано, 11,9%. Так что основная причина лишней нагрузки на бюджет — поспешные и неаккуратные изменения правил поступления.
Фото: Униан
«Ай донт андерстенд»
Отельный скандал разгорелся вокруг тестирования по английскому языку — абитуриенты при поддержке прессы заявили, что тест был слишком сложным и был рассчитан как минимум на знания третьекурсников вузов. Так ли это — читатели «Левого берега» могут проверить сами, заглянув на сайт ВНО. Абитуриенты даже собирались проводить митинги и акции протеста против слишком сложного теста по английскому.
В свою очередь Игорь Ликарчук, руководитель Центра оценивания качества образования, который организовывает внешнее тестирование, уверяет, что задания полностью соответствуют школьной программе. Как бы то ни было, но при определении результатов тестирования используется рейтинговая оценка — то есть количество баллов каждого абитуриента зависит не только от числа правильных ответов, но и от количества баллов, полученных другими абитуриентами. Так что, каким бы сложным ни был тест — оценки за него должны получиться справедливыми. С другой стороны, если учесть, что во вступительной гонке-2010 участвуют абитуриенты с сертификатами прошлых годов, условия поступления уже никак нельзя назвать равными: ведь в тот или иной год тестирование по определенному предмету действительно могло быть сложней, а рейтинги выпускников разных годов вообще никак не соотносятся друг с другом. Прежде чем принимать в вузы на равных условиях выпускников разных годов, следовало разработать хотя бы стандартную шкалу оценивания, потому что сегодняшнее сравнение сертификатов 2008-го и 2010-го совершенно некорректно. Впрочем, для этого тоже нужно было время, а Дмитрий Табачник почему-то решил поменять правила поступления обязательно уже в этом году, чтобы подтвердить все самые худшие опасения на счет его реформаторских способностей как можно скорее.