ГоловнаПолітика

Три месяца пустоты

Отсутствие бытийных, осязательных изменений выставляет действующую власть в наихудшем свете. Сто дней Януковича — это три месяца пустоты.

Три месяца пустоты

Необходимо подытожить тексты, заявления о первых ста днях работы новой власти. Почему? Потому что лица, сделавшие их, причём их все, живут в выдуманном мире. В какой-то иллюзорной Украине, где идеи и политические фантомы давно вытеснили быт как таковой. Никакого контакта с действительностью!

Что мы узнали из многочисленных публикаций и репортажей об этих трёх месяцах? Мы узнали, что новая власть быстро восстановила "вертикаль власти", наладила отношения с Россией, закрыла вопросы о Черноморском флоте, о природном газе и вплотную занялась установлением финансовой и фискальной стабильности. С другой стороны, мы узнали, что новая власть работает предельно скрытно, стремится ограничить потенциальное протестное движение и способна "продавливать" желаемые решения, несмотря на явное или скрытое сопротивление. При этом новая власть пользуется поддержкой на Западе и стремится эту поддержку "монетизировать".

Однако что это — результаты деятельности власть имущих или неминуемые следствия отсутствия борьбы за высшую власть между первыми лицами государства? Иными словами, таков плод работы новой власти или таков плод работы общества, вышвырнувшего путём голосования на президентских выборах предыдущих правителей?

Если быть максимально честным, то нельзя не заметить, что единственным результатом ста дней президента Януковича, правительства Азарова и их коалиции стали смутные намерения. Намерение осуществить реформы, намерение ввести безвизовый режим с государствами ЕС, намерение (в очередной раз) побороть коррупцию и так далее.

Кроме намерений, ничего нет!

Приведу два примера. Первый — президент Саакашвили. Второй — отец народов товарищ Сталин.

Получив власть, Саакашвили и его соратники сразу же обозначили цель: Грузия должна стать самой дешёвой и самой привлекательной для бизнеса экономикой мира. В качестве примера взяли Сингапур и Гонконг. А с чего конкретно они начали движение к этой цели? Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили говорит об этом следующим образом. "Когда человек начинает строить государство там, где государства нет, он в первую очередь строить государственные органы. И ему для успеха нужны порядок, безопасность, свобода передвижения. Порядок в государстве наводит полиция. Это элементарно. Вот с этого надо было начинать. Всё остальное в прямом или косвенном виде — это отношения не государства и общества, а отношения разных представителей общества друг с другом. Порядок и безопасность необходимы для развития экономики. И для того, чтобы люди чувствовали себя людьми. Если твои права ущемлены и у тебя нет права свободно передвигаться и свободно выражаться, ты не сможешь открыть бизнес".

Руководствуясь такими соображениями, новая власть в Грузии, например, взяла и ликвидировала ГАИ. Эта мера в Украине хорошо известна — её Виктор Ющенко даже попытался сымитировать с присущей ему импульсивностью и бессистемностью. В Грузии никто не тянул с этим и не пускал на самотёк. Вместо ГАИ была создана дорожная полиция, которая (а) не берёт взятки, (б) выглядит современно, (в) ежедневно, круглосуточно демонстрирует гражданам Грузии, что такое новая власть в Грузии. Это бытийное изменение. То есть каждый человек благодаря повседневному опыту собственной жизни почувствовал, какова новая власть.

Кроме ГАИ, были ликвидированы санэпидемстанция, пожарная инспекция, десятки других ведомств и сотни разрешительных процедур. Осуществлены и другие реформы. Разумеется, не в первые сто дней. Но чёткие, понятные планы были сформулированы сразу.

Второй пример — Сталин. В книге "Вопросы ленинизма" опубликована его речь на первом съезде колхозников-ударников. Попробуем отвлечься от смысла слов "колхозник", "социализм", от душка, которым веет от фамилии Сталин, слов "счастливая социалистическая жизнь", и подумаем вот о чём: "Социализм — дело хорошее. Счастливая социалистическая жизнь — дело бесспорно хорошее. Но всё это — дело будущего. Главный вопрос теперь не в том, чего мы добьёмся в будущем. Главный вопрос в том, чего мы уже добились в настоящем. Крестьянство стало на колхозный путь. Это очень хорошо. Но чего оно добилось на этом пути? Чего мы добились осязательно, идя по колхозному пути?" Далее Сталин занимается пропагандой и агитацией, описывая прелести советского колхозного развития.

Но обратите внимание на это "осязательно". Когда в государстве производятся перемены, основа основ состоит не в том, как это оформляется документально или выражается образно, но в том, как это ощущается осязательно, на бытийном уровне, в повседневном опыте.

Так вот, что же ощущается осязательно в Украине как итог этих ста дней Януковича? А ничего! Ровным счётом ничего.

ГАИ, санэпидемстанция и пожарная инспекция на протяжение ста дней Януковича ни на йоту не ушли от привычной линии "работы". Дороги по-прежнему разбиты, зарплаты по-прежнему не выплачиваются месяцами, цены по-прежнему растут, ночное освещение по-прежнему есть далеко не везде, местные власти по-прежнему плюют в лицо общинам. То есть осязательно — результат отсутствует.

Разумеется, если утратить всякий контакт с действительностью, то можно обнаружить, что перемен выше крыши: и Медведев нас теперь любит, и премьер-министр не караулит в политической засаде президента, и в парламенте спокойно, и Анна Герман так естественно смотрится в роли охранительницы президента, и есть нечто вроде попыток контролировать формирование общественного мнения (это, впрочем, всегда и везде есть), и Юлия Тимошенко растеряна... Собственно, на вот таких фантомах сосредоточились практически все журналисты, обозреватели, да и не имеющие отношения к медиа граждане.

Причём мало того что в Украине за эти три месяца не случилось никаких бытийных перемен, осязательный результат отсутствует, так ещё и не сформулировано, а чей путь реформирования государства и экономики станет примером для Украины под руководством новой власти. Польши? Грузии? Турции? Что мы строим вообще? Беларусь? Вьетнам? Южную Корею?

Ладно, мы весну прожили в пустоте. Но чего ожидать к концу лета? Включения горячей воды там, где её отключили на двухнедельную профилактику и не включают уже четыре недели? Стабилизации размеров взяток ГАИ на одесской трассе? Ликвидации санэпидемстанции? Роста цен на аренду квартир?

К сожалению, Украиной управляют люди, которые или давно забыли, что такое быт, или всеми силами стремятся забыть. Однако именно быт является основой жизни, что бы нам тут ни рассказывали про дух, мораль и стабильность. В этом смысле первые сто дней работы Януковича — нельзя назвать ни успехом, ни провалом. Потому как не изменилось вообще ничего. Три месяца пустоты.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram