Просто американские устройства GPS, в отличие от ГЛОНАСС, оказались доступнее, их можно купить за разумные деньги. И они реально пригодились в бою обеим конфликтующим сторонам. В связи с этим примером резонен вопрос: какова выгода для Украины от недавно подписанного соглашения с РФ о совместном внедрении технологий ГЛОНАСС на украинской территории?
Сначала общеизвестное. Системы спутниковой навигации через десяток лет станут такой же необходимой частью инфраструктуры любого развитого государства, как электросети, дороги, сотовая связь и Интернет. Но экономики стран уже сегодня не могут функционировать без спутниковой навигации, что весьма ярко демонстрирует американская система GPS. GPS-навигация применяется везде: пользуетесь ли вы мобильным телефоном, снимаете ли деньги со своего банковского счета из банкомата или отсылаете электронное сообщение. Авиаперевозчики используют данные GPS-навигации для разработки самых экономичных маршрутов; банкам точные сигналы времени системы GPS нужны для подтверждения электронных транзакций; на GPS-навигацию сегодня завязаны прогнозирование погоды и предсказания землетрясений. В военном сегменте применение спутниковой навигации стало толчком для революции в совершенствовании вооружений и применении частей и подразделений в бою.
Фото: namba.kg
При таком глобальном спросе на услугу спутниковой навигации всепроникновение американской GPS и фактическое отсутствие альтернатив ей очень беспокоят Россию и других потенциальных пользователей. Ведь система работает в интересах того, кто руководит «раздачей» сигнала.
При таком раскладе понятно стремление РФ, которое традиционно озвучивают российские лидеры. Приведу цитату: «Сейчас делается все возможное для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей отечественной навигационной системы и к концу 2011 года довести ее до характеристик уровня GPS. ГЛОНАСС должна стать весомым аргументом политического и экономического влияния России в мире».
Это – об амбициях. Теперь – о технике. Для системы спутниковой навигации нужны два компонента. Первый – спутники на орбите. Для обеспечения достаточного покрытия земной поверхности и точности измерений при определении координат объектов, необходимых для гражданской жизни, а особенно – поддержки военных операций, на орбите должны одновременно находиться не менее 24 навигационных спутников. Сегодня в действующую орбитальную группировку американской GPS входят 30 спутников. В группировке ГЛОНАСС – 23 космических аппарата, из которых 21 работает по назначению. До конца года группировку ГЛОНАСС пополнят еще 7 спутников.
Но смысл в спутниках есть тогда, когда существует и наземная часть системы, пригодная для пользования теми сигналами, которые посылают космические аппараты. Речь идет о пользовательских навигационных устройствах (как военных, так и гражданских), их цене, доступности, предлагаемом для них сервисе, например, цифровых картах местности и т.д. И тут начинается принципиальное отличие GPS от ГЛОНАСС. Как образно сказал один из специалистов, это все равно что говорить о конкуренции между ювелирной мастерской и сталелитейным заводом. Хотя оба занимаются одним делом – металлообработкой…
В основе любого навигационного устройства глобального позиционирования – приемник спутникового сигнала (GPS-приемник, ГЛОНАСС-приемник, ГЛОНАСС/GPS-приемник). Это микросхема, чип, задача которых – расшифровывать принятый устройством сигнал спутниковой навигационной системы и выдавать на выходе координаты объекта в некотором формате. Так случилось, что продвижение России по пути создания приемников ГЛОНАСС обеспечивают именно украинские предприятия. Отечественное предприятие ГП «Оризон-Навигация» (Смела, Черкасской обл.) находилось у самых истоков создания первых спутниковых навигационных систем. Изначально это был Смелянский радиоприборный завод «Оризон», который подчинялся Министерству общего машиностроения. С 1995 года предприятие стало называться ГП «Оризон-Навигация»; оно находится в сфере управления Министерства промышленной политики Украины и имеет лицензию Национального космического агентства Украины на разработку и производство составных частей наземной космической инфраструктуры.
Отличительной чертой аппаратуры, создаваемой на предприятии «Оризон-Навигация», является ее многосистемность. Приемники могут принимать сигналы сразу трех спутниковых навигационных систем: двух действующих (российская ГЛОНАСС и американская GPS) и одной разрабатываемой (европейская Galileo). Это обеспечивает стабильность и точность работы системы, так как она зависит от числа спутников над приемником в конкретный момент времени. Это повышает надежность приема сигнала в сложных условиях – как то горная и лесная местность и городские кварталы. Обеспечивается устойчивость к различным помехам, в том числе искусственным.
Едва ли не 80% продукции «Оризон-Навигации» поставляется на экспорт – в Российскую Федерацию в целом и в ее армию – в частности. Партнером «Оризон-Навигации» в России является КБ «Навис» – в свою очередь, российский лидер в разработке навигационных приемников, контролирующий до 70% рынка. В недавний период прохладных отношений Москвы и Киева в российской прессе появлялись публикации, что сотрудничество с Украиной в этом вопросе является нерациональным. И что в России нужно развернуть собственное производство приемников ГЛОНАСС/GPS. Но все уперлось в цену вопроса.
В нынешних условиях можно ожидать дальнейшего взаимодействия предприятий Украины и России в области совместного создания приемников ГЛОНАСС/GPS. Но надо помнить – и у России, и у Украины отсутствует конкурентная элементная база по сравнению с европейским или американским производителями. Как следствие, украинские и российские технологии производства навигационных приемников отстают от GPS по энергопотреблению, размерам и цене готовых изделий. Приемник GPS/ГЛОНАСС на сегодня – это электронная плата с микросхемами размером примерно 30×30 мм. Энергопотребление – около 1 ватта. Тот же функционал в стандарте GPS представлен в виде интегрированных чипов с размерами 7х8 мм, потребляют они менее 0,1 ватта энергии. Кроме того, технология ГЛОНАСС предъявляет повышенные требования к антенне (еще 20×20 мм как минимум). Цена ГЛОНАСС-приемников сегодня на порядок выше, чем у GPS-аналогов (от $60 – по сравнению с $7–10). В такой ситуации сегодня ГЛОНАСС-оборудованием могут оснащаться лишь объекты, которые не требуют миниатюрных решений, – автомобили экстренных служб, МЧС, танки, самолеты, корабли. Говорить о производстве полноценного потребительского оборудования с поддержкой системы ГЛОНАСС пока, по меньшей мере, преждевременно.
Для гражданских пользователей в России доступен лишь один автомобильный навигатор с поддержкой ГЛОНАСС – Glospace SGK-70. Российским, правда, его можно назвать весьма условно. Поскольку по сути это стандартный корейский GPS-навигатор, из которого извлечен приемный модуль (приемник и антенна) и заменен на модуль российской разработки и украинского производства. Реальный конкурентный потенциал модели – 1000 штук в год или около 0,1% рынка. Сейчас готовится производство еще нескольких моделей навигаторов с ГЛОНАСС, но их характеристики и цена будут не сильно отличаться от показателей Glospace.
Фото: cnews.ru
Чтобы сократить технологическое отставание от американцев и европейцев, в России заявили о необходимости выпуска приемников нового поколения. На смену электронным платам в приемниках для GPS /ГЛОНАСС придут чипсеты (одиночные микросхемы). На этом фоне становится понятным и заявление о создании СП между Украиной и Россией. Если до этого дойдет, то его создадут Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва). К слову, российское конструкторское бюро «Навис» еще осенью прошлого года заявило, что тестовая партия чипсетов нового поколения уже передана на тестирование нескольким партнерам компании. Вероятно, результаты тестирования потребовали реанимации идеи СП.
В целом, у России есть не более пяти лет, чтобы застолбить за ГЛОНАСС статус альтернативны американскому GPS. По худшему для России сценарию, несмотря на все кризисы, в этот период в строй начнут вводиться европейская система глобального позиционирования Galileo и китайская «Бейдоу» – при действующей американской GPS. Сможет ли Россия предложить такой сервис, как американцы, такую надежность и малогабаритность оборудования, как европейцы, такую низкую стоимость приемников, как будут предлагать китайцы? Весьма сомнительно. Это означает, что ценность и важность услуг ГЛОНАСС на мировом рынке кардинально снизится. А без массового коммерческого использования в России и за ее пределами эта технология становится убыточной. Одной российской армии для спасения ГЛОНАСС явно мало.
Для борьбы с этими рисками Москва пошла по пути ускоренного формирования собственного ареала потенциальных потребителей. Это, в частности, Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Индия, Бразилия и Украина. Плюс собственный огромный рынок, на котором заявлено, что приемниками ГЛОНАСС нужно оснащать все – даже включая автомобили «Калина». Но повсюду в этих странах уже прочны позиции американского конкурента ГЛОНАСС. Поэтому, например, в самой России заявляют о введении 20%-ных ввозных пошлин на американские приемники GPS. Не знаю, что из этого выйдет. Например, США в ответ заявят о том, что они приостанавливают поставки в Россию радиационно-стойкой электроники американской компании Aeroflex, которой комплектуются новые и перспективные спутники ГЛОНАСС. И тогда вся система точно зависнет…