В течение многих лет участники аграрного рынка говорили о том, что Министерство аграрной политики имеет раздутую структуру, не видит реальной ситуации в АПК,
часто принимает решения, которые больше вредят, чем помогают аграриям. С Вашим назначением что-то изменится? Что ждет министерство в ближайшем будущем?
Я считаю, что первое и самое главное, что нужно сейчас сделать, – это провести административную реформу. Дело в том, что экономика АПК на 95% рыночная, а государственное регулирование остается
"совковым". То есть необходимо полностью изменить подходы государства в целом, исполнительной власти в частности, к управлению аграрным сектором, учитывая реалии сегодняшнего дня.
Что касается министерства, то правительство намерено существенно уменьшить количество заместителей министра. И ничего страшного в этом нет. В России четыре заместителя министра сельского хозяйства и, как видите, справляются. С сокращением количества замов повысится статус департаментов, их ответственность.
Вы говорили о том, что планируете привлечь в свою команду бывшего министра аграрной политики Юрия Мельника. Он согласился?
Такое предложение я Юрию Федоровичу сделал. Пока он думает. У нас с ним абсолютно нормальные отношения. Когда надо, он консультирует нас. Мы не собираемся все рушить, а будем реализовывать свои
реформы на базе достижений предыдущих лет и, конечно же, учитывать прежние ошибки.
А есть уже стратегия будущих реформ?
Согласно поручению президента Украины мы сейчас отрабатываем комплексную государственную программу реформ и развития сельского хозяйства страны. В предварительном варианте она уже есть. Будем ее
презентовать на заседании комитета экономического развития при президенте в середине мая. Мы сейчас этот документ отрабатываем, согласовываем с правительством.
А с участниками рынка будете обсуждать эту программу?
Конечно. В ее разработке непосредственное участие принимают инвесторы, фермеры, наука, аналитики. Я уверен, что при таком подходе программа будет эффективной и реальной.
Возможно, уже есть расчеты, сколько будет стоить реализация этой программы государству, инвесторам, аграриям?
Конкретных цифр пока нет. Но уже сформированы подходы к финансированию государством аграрного сектора. Агропромышленный комплекс – мощный плательщик налогов. В прошлом году он перечислил в
государственный бюджет около 25 млрд грн налогов, а получил от государства 9 млрд грн. При этом почти половина средств пошла на образование и науку.
То есть, что я хочу сказать: аграрии - не дармоеды. И, конечно же, мы будем оказывать им адекватную поддержку. Но это будет уже в 2011 году, поскольку в этом году ситуация с государственным бюджетом сложная. И мы это прекрасно понимаем. Но даже несмотря на все существующие проблемы правительство предлагает выделить в текущем году на АПК достаточно большую сумму – около 17 млрд грн, включая расходы на аграрную науку и образование.
А на 2011 год мы будем просить, чтобы на аграрный сектор было выделено 5% общих расходов государственного бюджета. При этом министерство предлагает из общей суммы средств, предусмотренных на программы поддержки АПК, 40% выделить на безвозвратной основе (это дотации, субсидии и прочее) и 60% - на возвратной основе Аграрному фонду и "Украгролизингу".
А какие отрасли государство будет поддерживать в этом году?
Из госбюджета предполагается выделить средства на удешевление кредитов, компенсацию затрат на строительство молочных ферм, дотации за посев сахарной свеклы, на селекцию в растениеводстве и
животноводстве, на 30%-ную компенсацию стоимости сельскохозяйственной техники. Поскольку нам необходимо начать строительство логистических центров и оптовых рынков, небольшая сумма будет направлена и
на эту программу. Мы также просили предусмотреть в госбюджете 40 млн грн на частичную компенсацию сельскохозяйственным производителям страховых премий. Но пока мы не нашли в этом вопросе поддержки
Министерства финансов. В проекте госбюджета также предусмотрены средства на дотации за сданный на переработку скот и птицу. В этом году, по большому счету, будут действовать те же программы, что и
раньше.
Какие предприятия вы намерены поддерживать: крупные или мелкие, слабые или же сильные?
Поддержка будет оказываться исходя не из того, кому больше она нужна, а что важнее для государства. Наше основное задание – обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня в кризисном
состоянии находится производство молока и говядины. Мы будем направлять средства, чтобы заинтересовать инвесторов финансировать эти отрасли. Кроме того, определены три основные стратегические
направления, которые государство будет поддерживать, – растениеводство, свиноводство и молочное скотоводство. Это ключевые отрасли, которые не требуют "длинных денег", и они могут в достаточно
короткие сроки нарастить производство. Поддержка будет заключаться в компенсации затрат на строительство ферм и на покупку оборудования.
Сейчас мы также ведем разъяснительную работу среди фермеров. Будем убеждать их перепрофилироваться, укрупняться. Да и поддерживать в первую очередь будем тех, кто сформирует стадо (мы сейчас рассчитываем, какое оно должно быть - 20, 30, 40 голов). Наш путь – это создание крупнотоварных ферм. Только в этом случае мы сможем производить качественную продукцию.
Крупным агрохолдингам можно рассчитывать на государственную поддержку?
Если крупные агрохолдинги будут инвестировать в эти три направления – растениеводство, свиноводство и молочное скотоводство, - мы будем мотивировать их государственной поддержкой. Если увидим, что
одна бюджетная гривня дает 50 грн инвестиций, мы с удовольствие будем выделять средства на поддержку.
Николай Владимирович, а непрямые механизмы поддержки АПК, как-то специальный режим взимания НДС при реализации молока и мяса, будут действовать? Как Вы к этому относитесь?
Мы провели совещание с производителями молочной продукции и договорились, что в этом году будет действовать тот же механизм взимания НДС, что и раньше (НДС при реализации молока и мяса на переработку
не перечислялся в бюджет, а выплачивался товаропрроизводителям в виде дотаций мясомолочными предприятиями - ИФ). Но они должны через три месяца предложить другой действенный механизм, чтобы эти
средства мотивировали наращивание поголовья крупного рогатого скота. Но если переработчики ничего не предложат, то мы вернемся к тому варианту, который рассматривался раньше. То есть средства от НДС
будут перечисляться в бюджет и уже оттуда выделяться в качестве дотаций на одну корову.
Министерство агрополитики на днях озвучило свой прогноз общих посевных площадей под урожай 2010 года. А можно ли уточнить, какой, по Вашему мнению, будет их
структура?
Мы предполагаем, что вся площадь под сельскохозяйственными культурами в этом году составит 26,9-27 млн га, в том числе под яровыми – 15,6 млн га, яровыми зерновыми – 7,3 млн га. Ожидается, что
структура посевных площадей не будет существенно изменена, но рынок обязательно внесет определенные коррективы. Если в этом году были трудности с реализацией ячменя, то аграрии уже не будут сеять его
в таких объемах, как в прошлом году. Прогнозируется, что площади под этой культурой сократятся на 500 тыс. га. В то же время на 350 тыс. га будут увеличены посевы кукурузы, на 150-160 тыс. га - сои,
на 100 тыс. га - сахарной свеклы, но меньше на 500 тыс. га будет посеяно подсолнечника.
Какие проблемы возникают в ходе этой посевной, как их решает правительство?
Первое - это вопрос стоимости горюче-смазочных материалов и удобрений. Мы сейчас вместе с Министерством топлива и энергетики разрабатываем механизм удешевления импортного дизтоплива и бензина,
которые используются в АПК. Такой проект постановления готовится. Кроме того, рассматривается вопрос удешевления газа химическим предприятиям, которые производят минеральные удобрения. Но, возможно,
что средства будут выделены не химикам, а Аграрному фонду для продажи минеральных удобрений непосредственно аграриям по более низким ценам. Речь идет примерно о 500 млн грн. Но пока механизм не
утвержден, мы над этим работаем.
Ранее Аграрный фонд рассматривался как один из основных источников финансирования посевной. А сейчас?
Мы планируем через фонд выделить 1,3 млрд грн на возмещение НДС экспортерам зерна. Эти ресурсы пойдут на финансирование сельскохозяйственных производителей.
А какими ресурсами сейчас располагает Аграрный фонд?
На бумаге у Аграрного фонда есть 1,5 млн тонн зерна. Сейчас идут проверки фонда Главным контрольно-ревизионным управлением и Генеральной прокуратурой. Начало проверок показало, что зерна может быть
на 200 тыс. тонн меньше. Кроме того, минувшей осенью фонд закупил 18 тыс. тонн минеральных удобрений. Сельхозпроизводители не хотят их брать, говорят, что они некачественные.
Вы будете инициировать смену руководства Аграрного фонда?
Да, буду. Потому что Аграрный фонд не выполнил свои функции. Помимо того, фонд – это структура, которую должен возглавлять не столько аграрий, сколько финансист, экономист. Потому что это -
финансовый инструмент. Я принципиально буду стоять на позиции смены руководства фонда.
Уже есть кандидатура?
Пока нет. Мы в поиске. Нужен человек, который придет не ради наживы, человек, который бы рассчитывал не только на государственные деньги, но мог привлечь средства трейдеров, банков.
Каким вы видите будущее Аграрного фонда?
Мы изучаем предложение, которое разработал предыдущий министр – это создание "Зерна Украины", структуры, которая бы объединяла Аграрный фонд и государственную акционерную компанию "Хлеб Украины". Я
не говорю, что эта идея плохая. Но мы должны понимать, что функции Агарного фонда – финансовые, а "Хлеба Украины" – операции с зерном.
Возможно, мы создадим "Зерно Украины", а, может, будет работать треугольник: Аграрный фонд как финансовый инструмент, ГАК "Хлеб Украины" - как операционный и Аграрная биржа – как индикатор цен.
Николай Владимирович, также интересует Ваш прогноз относительно экспорта зерна в этом маркетинговом году?
Расчеты показывают, что мы около 21 млн тонн сможет в этом маркетинговом году экспортировать. Это на 3,5 млн тонн меньше, чем в 2008/2009 маркетинговому году. Но нам нужно бороться не столько за
количество, сколько за качество экспортируемой продукции. Кроме того, нам нужно расширять свои экспортные позиции. Вот, например, в этом году активизировался экспорт яиц и яйцепродуктов. Ожидается,
что он составит 500 млн шт, это на 50 млн шт больше, чем в предыдущем году. Мы занимаем лидирующие позиции по экспорту подсолнечного масла.
А как Вы считаете, пошлину на подсолнечник нужно менять или сохранить действующие правила игры?
Пошлину отменять мы не будем. Как можно вредить отрасли, которая занимает ведущие позиции в мире? Но тут вопрос в другом. Мы рассчитываем, что переработчики будут инвестировать в сельское хозяйство.
Нам необходимо сокращать площади под подсолнечником, который отрицательно сказывается на плодородии украинских земель, и одновременно наращивать его урожайность. Мы будем нацеливать маслодобывающие
предприятия работать с аграриями по форварду, помогать им закупать качественные семена.