Вы ищете темы для своих фильмов или они сами находят вас?
По-разному бывает… Но это всегда встреча, в которой есть некий момент таинства. Бывает, что долгое время та или иная тема незримо присутствует в моей памяти, постепенно прорастая и доходя до нужной
кондиции. Какие-то замыслы при определенных обстоятельствах могут воплотиться в реальность, а какие-то будут ждать вечность. Я питаюсь идеями для своих фильмов от жизни, а не из литературы или же в
целом из кино. Прототипами героев моих картин обычно становятся люди, окружающие меня.
А себя самого вы втискиваете в свои фильмы?
Я всегда присутствую в них! Помнится, французский писатель тучного вида Густав Флобер как-то сказал: «Мадам Бовари – это я». Вряд ли ошибусь, когда скажу, что любой режиссер вкладывает частичку себя
в главных героев своих картин. В «Сердце на ладони» главная роль отведена самоубийце… Конечно же, это не значит, что я имею суицидальные наклонности, но я попытался представить – каково их иметь и
при каких условиях человек способен пойти на самоубийство. Поверьте, я никогда не был неудачником, и моя жизнь сложилась очень хорошо. Но это же так интересно – подумать, а как могло бы быть, если бы
меня преследовала тотальная нескладуха – это как бы проекция моего мышления, а значит тоже я.
Убивая себя, человек пытается избежать открытого противостояния с действительностью?
Вся проблема суицидальных людей в том, что они как будто видят жизнь частично, лишь определенный ее кусок, который их и разочаровывает. Те из потенциальных самоубийц, кто находит время, чтобы
хорошенько поразмыслить, прежде чем пойти на смерть, позднее могут прийти к выводу, что и экономический кризис, и различные неудачи – это все временные явления. Мне жаль людей, не выдерживающих
жизненных испытаний. Но речь идет не только об их слабости перед внешними вызовами – это еще и нехватка силы воображения. Я всегда утверждал и продолжаю утверждать, что жизнь имеет громадный
потенциал. Нужно продолжать жить, чтобы ощутить все ее прелести.
Не так давно я узнал об одном 18-летнем юноше, который болеет неизлечимой болезнью, когда все мускулы постепенно атрофируются, оставляя лишь голые кости. Ему осталось лишь несколько месяцев, но он пребывает в невероятном состоянии духа и благодарит Бога за то, что прожил эти восемнадцать лет. А люди, которые полны здоровья и при этом кончают жизнь самоубийством, – они, видимо, чего-то недопонимают.
Вы для себя отыскали ответ на вопрос о смысле жизни?
На подобные вопросы вообще-то не существует ответа… Правда, бывает, я нахожу его вечером, но уже утром выясняется, что нужно искать другой. Скорее всего, смысл в переживаниях… Но точного ответа на
этот вопрос я так и не нашел. Поэтому считаю себя счастливым человеком.
Вот у вас такая насыщенная жизнь была, что… Ой!..
…Ничего страшного! Да, «была»… (Занусси улыбается немного ироничной улыбкой) Все-таки, мне уже 70 лет.
Ну вы уж не серчайте за глагол «быть» в прошлом времени… Я хотел лишь немного восхититься тем, что вы и войну застали, и образований несколько получили, и в разных эпохах творили… Словом,
прожили насыщенную жизнь, но при этом вам до сих пор есть что рассказать миру!
Я знаю, что многие творцы моего возраста предпочитают помалкивать из-за некой душевной опустошенности. У меня, по счастью, все по-другому – я дружил с разными людьми, имел различные жизненные опыты и
авантюры. Поэтому мне до сих пор есть что рассказывать.
А политикой вы интересуетесь?
А как же! Я гражданин своей страны и просто обязан интересоваться ее жизнью. Более того, я должен понимать, что происходит у вас в Украине, потому как вы являетесь нашими соседями. Другое дело, что
мне множество раз предлагали более активную политическую роль – быть депутатом, министром… даже послом! Вот, совсем недавно был вариант стать послом Польши в Москве. Как вы понимаете, я отказался.
Ибо четко осознаю, что могу сделать гораздо больше в своей нынешней ипостаси режиссера, чем в какой-то другой. Самое интересное, что мне, возможно, даже ближе роль дипломата или политика…
Вы знаете, что ваши фильмы в основном популярны в узком кругу зрителей?
Да, и для меня очень важно, чтобы в этом кругу находились люди, мнение которых я ценю и которые имеют значение для общества. Самое неприятное, когда мои картины вообще не понимают или понимают не
так. Такое, между прочим, бывает в разных странах. Я, собственно, и «путешествую» по миру, чтобы достичь внутреннего равновесия, сравнивая впечатления разных аудиторий от моих картин. Кроме того,
если вы заметили, я часто делаю фильмы совместно с кем-то. Это такая своеобразная уловка (Занусси улыбается.), чтобы не зависеть лишь от одного зрительского рынка.
То-то я смотрю, что вы в последние годы зачастили в Украину. Теперь понятно, почему свой последний фильм вы снимали здесь… Кстати, какое у вас сложилось впечатление от нашей
страны?
Немного странное. Меня по-настоящему тревожит то, как ваши люди спорят – кажется, будто вы «тащитесь» от постоянной вражды между собой. Тем временем страна пребывает в таком ужасном состоянии, что
уже давно пора бы задуматься о ее будущем и начать ладить, а не спорить – это же совершенно не помогает развиваться Украине.
Кстати, пару месяцев назад вы были в составе жюри Киевского международного кинофестиваля. Это мероприятие впервые проводилось в нашей столице и мне интересно, как вас сюда
затянули?
Все очень просто: президентом КМКФ является большой для меня человек – Богдан Ступка. В последнее время мы с ним плотно сотрудничаем. Сначала он играл в моей телепостановке по пьесе Жана Ануя
«Жаворонок», а потом я предложил ему главную роль в фильме «Сердце на ладони». Вот и пришлось «расплачиваться»… Но если серьезно, то в кинотеатрах уже невозможно увидеть те фильмы, которые
демонстрируют на фестивалях. Кино стало серьезным бизнесом и ему постоянно нужны блокбастеры, чтобы выколачивать деньги из обычных зрителей. Естественно, это связывает руки большим студиям и сужает
выбор для кинопрокатчиков, хотя раньше такого не было. Поэтому в мире расплодилось так много различных киносмотров, на которых показывают нештампованное кино.
Что касается моего интереса к вашей стране, то я часто бываю здесь с лекциями для молодежи, которая желает связать свое будущее с миром кино. И если, например, сравнивать украинскую молодежь с
польской, то у последней гораздо больше возможностей творить. Мы все-таки уже в Европе, нам легче пересекать границы стран, легче получать гранты… С другой стороны, динамика европейского развития в
Украине огромная – я ощущаю, как вы быстро догоняете нас во всем. Меня очень радует этот факт.
Вы чрезвычайно загруженный человек – читаете лекции по всему миру, постоянно что-то снимаете, ставите постановки в театре… Вы хотя бы немного успеваете отдыхать? Если да, то
как?
Я постоянно отдыхаю, потому что считаю себя свободным человеком и всегда делаю то, что хочу. Так что все мое время – свободное.
А усталость от профессии не накапливается?
У меня столько профессий, что если я и устаю от какой-то одной, то быстро переключаюсь на другую. Иногда я сосредотачиваюсь на своей профессорской деятельности, когда отдыхаю от режиссуры. Или же мне
очень нравится в последнее время вести различные мероприятия – таким образом я развлекаюсь. Поскольку я непрофессионал в этой области, то веду концерты в представлении многих совершенно нетипично. В
последнее время меня часто приглашают это делать. Вот совсем недавно я проводил конференцию Организации Объединенных Наций по перемене климата на шести языках, включая японский, которого я совершенно
не знаю. Но я таки рискнул поприветствовать японскую делегацию на ее родном языке… чтобы все остальные посмеялись.