Что не так?
Искривление информации продолжается уже несколько лет. МЭРТ подсовывает первым лицам страны одну и ту же статистику движения вверх по количеству мест. Но, как говорится, дьявол в деталях. На самом деле, в таких рейтингах, как делает Мировой банк, сам рейтинг определяется не местом, а оценкой, которая в оригинале называется «EODB Score». Методика численной оценки построена так, что наивысший балл может получит страна, у которой все идеально – 100 баллов (100%). В рейтинге 2019 года наивысший балл получила Новая Зеландия (86,59), за год она не изменила своих показателей. Поскольку технически высший балл остается 100, то оценки в рейтинге 2019 года можно примерно приравнять к процентам.
Если посмотреть на общие результаты, то Украина в 2019 году получила 68,25 баллов, ее оценка за год выросла менее чем на 1% (0,94%). После того как Мировой Банк провел ранжирование по баллам, Украина оказалась на 71 месте, что действительно на целых пять мест лучше, чем год назад. Но «5 мест» звучит лучше, чем эффект от реформ, оцененный в менее чем 1%. Это, конечно, видно из анализа самого рейтинга:
- 1. Новая Зеландия 86,59
- ….
- 51. Черногория – 72,72
- 52. Италия – 72,56
- ….
- 63. Албания – 69,51
- 64. Пуэрто-Рико 69,46
- ….
- 67. Коста-Рика – 68,89
- 68. Перу – 68,83
- 69. Вьетнам – 68,86
- 70. Киргизская Республика – 68,33
- 71. Украина – 68,25
- 72. Греция – 68,08
- …
- 190. Сомали – 20,04
Если читатель внимательно посмотрит на рейтинг, то разница между 71-ым местом и 67-ым будет всего 0,64 балла, т.е. чуть поднатужив реформы еще на 0,64% можно было оказаться на месте Коста-Рика. Ну а вплотную подойти к ТОП-50 Украина могла бы, вытеснив Черногорию и набрав больше 72,72 баллов, т.е. всего на 4,47% (баллов) больше, чем сейчас. Иногда разница между местами достигает менее 0,02%, поэтому движение вверх по местам выглядит эффектнее, чем в процентах. Этим активно и пользуются власти, указывая на «прорывы». На самом же деле за прорывом стоят вялые шажки на менее чем 1% вперед.
В моем понимании, прорыв для Украины – это попасть в ТОП-20 рейтинга. Т.е. догнать Латвию, Австралию, Финляндию, Эстонию. В ТОП-20 можно найти Тайвань, ОАЭ, Великобританию, Грузию, Сингапур – то есть страны, которые не только дерегулировали разрешительную систему в экономике, но и резко упростили доступ к своему финансовому рынку. Пока что в Украине я не вижу даже нормальной идеологии дерегуляции, а в некоторых секторах вообще наметились обратные тенденции.
«Крокодил не ловится, не растет кокос»
Реформаторы из МЭРТ нам активно рассказывают, что попасть в ТОП-50 рейтинга мы сможем, если народные депутаты проголосуют законопроект 8124 (Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні), который был подан Кабмином в Раду, и зарегистрирован 15.03.2018. Поскольку я был свидетелем того, как пытались промоутировать и двигать этот законопроект, то с правом полного понимания ситуации могу рассказать о том, почему же он не был принят.
Во-первых, одна из основных ошибок – это ложь промоутеров. Являясь на заседание фракций или в «клубы реформаторов общественников», чиновники одного из грантовых офисов торжественно клялись (иногда письменно), что принятие 8124 сразу даст Украине плюс сорок мест в рейтинге Doing Business 2019 года. В этой информации есть сразу две лжи: (1) нас снова переориентируют с оценки «EODB Score» на место в рэнкинге, (2) даже гуру из Мирового Банка не сможет определить, сколько мест дадут реформы в той или иной стране, т.к. в рейтинге кроме Украины есть еще 189 стран, которые также не стоят на месте.
Кстати, если глянуть на результаты 2019 года, то быстрее Украины реформировались: ОАЭ (+2,37%), Руанда (+4,15%), Турция (+4,34%), Кения (+5,25%), Азербайджан (+7,10%) и Китай (+8,64%). Определить, насколько именно поднимутся другие страны и не обгонят ли они Украину в 2017 году, не смог бы даже агент ЦРУ, не говоря уже о заштатных сотрудниках МЭРТ или о «грантососах» с запредельными амбициями и скромными знаниями.
В итоге выходило примерно так. Инициаторы законопроекта 8124 приходили на фракции, вешали лапшу на уши народным избранникам, те обращались или к аналитикам, или к научным сотрудникам НИИ, и уже от них получали заключение о том, что предоставленная информация об эффекте от принятия законопроекта не соответствует действительности. Понятно, что интерес к законопроекту 8124 у фракций снижался, как и доверие к «реформаторам».
Во-вторых, Кабмин изначально законопроект 8124 сделал очень емким и засунул туда все, что можно. В итоге МЭРТ и грантососам пришлось через Верховную раду (пустыню) тянуть стогорбого верблюда, а это всегда непроходной вариант. А не проходной потому, как в объемном законопроекте всегда найдется много пунктов, с которыми не согласны большое количество участников. Чем больше законопроект – тем больше несогласных. Другими словами, протащить через Раду 100 маленьких законопроектов проще чем один большой. Но чтобы тащить 100 маленьких законопроектов нужно же трудиться, а чиновники в МЭРТ и грантоносы трудиться не привыкли. Поэтому 8124 подвис в Раде, и в 2019 году из-за выборов скорее всего никаких перспектив не имеет.
Чтобы избежать повторения текущей ситуации в 2019 году, я бы рекомендовал Кабмину сделать две вещи. Первое – это приходить к народным избранникам и прямо говорить, что страна движется по инерции, +1% реформ в год – это мало и нужна их помощь. При этом, обещать места в рейтинге Doing Business не нужно, а нужно просто просить помощи. Второе – отозвать стогорбого верблюда в лице 8124 и раздробить его на специализированные законопроекты, которые затем быстро прогнать через комитеты. И если, скажем из 30 законопроектов до финиша в 2019 году дойдут 15 – это тоже будет успех.
Однако я очень сомневаюсь, что МЭРТ прислушается к моим простым рекомендациям, а потому думаю, что в 2019 году нас ждет определенный застой в реформах, которые важны для Doing Business.