Местные эксперты находят еще один повод для трансформации системы субсидий – она совершенно не стимулирует энергосбережение, так как получатели субсидий, не только не экономят, в большинстве своем они уверенны, что если будут потреблять меньше энергоресурсов, то помощи государства лишаться. В итоге семьи, которые зачастую получают субсидии, тратят энергоресурсов больше, чем люди, оплачивающие тарифы в полном объеме из собственного кармана. И доля вины за это лежит на правительстве, которое так и не научилось объяснять гражданам суть проводимых реформ, регулярно меняя правила получения социальной помощи.
С целью трансформации системы был взят курс на монетизацию, то есть выплату «живых» денег конкретной семье, так как по сей день люди получают помощь лишь в виде списанных в платежках сумм на оплату. Реальные расчеты происходят на уровне Госбюджета и поставщиков, минуя конечных получателей субсидий. Изменить систему сразу же правительство было не готово, сошлись на компромиссном варианте, в течение 2018-го монетизировать субсидии на уровне поставщиков, а с 2019-го – на уровне потребителей. С поставщиками ранее тоже деньгами не рассчитывались, используя довольно запутанную схему клиринговых взаимозачетов. Не решив этой проблемы, начать выдавать деньги людям напрямую было невозможно.
Монетизация для поставщиков уже заработала, но не без проблем. Ведь, Госбюджет патологически неспособен перечислять средства вовремя. И в то время, как правительство утверждает, что все идет по плану и даже экономить получается, сами поставщики сообщают о задержках в оплате, кассовых разрывах, недостаточной коммуникации между всеми участниками процесса и пр.
Тем ни менее, правительство во всю готовится ко второму этапу, который предполагает, выдачу живых денег непосредственно семьям, нуждающимся в поддержке государства. Он должен начаться с 2019-го года и уже был разбит еще на три этапа.
Первый этап начнется с 1 января 2019-го и коснется только 100-150 тыс. семей, то есть единиц, если учесть, что всего в будущем году субсидии будут получать порядка 5 млн домохозяйств. Еще больше настораживает формулировка, что монетизировать выплаты будут тем семьям, «которые обратятся за субсидиями с новым пакетом документов». Напомним, что в мае этого года Минсоц, развернув борьбу за адресность выплат, ужесточил требования к получателям, многие из них должны были заново подавать документы в органы соцзащиты, но базовый пакет документов (заявление и декларация) при этом не менялся, менялись, скорее критерии оценки. Если сейчас, за две недели до старта отопительного сезона, правительство заговорило о «новом пакете», то не самое ли время уточнить, о чем конкретно идет речь?
Второй этап начнется в мае 2019-го, тогда льготу начнут монетизировать тем получателям, которые оформили субсидии и на неотопительный период 2019-го года, причем как тем, кто подал новый пакет документов, так и остальным получателям льготы. Это существенно увеличит количество семей, которым будут выдавать на руки живые деньги, однако речь будет идти о сравнительно небольших выплатах. Ведь если в неотопительный период средняя выплата по субсидии составляет порядка 100 грн, то в отопительный период семьи в среднем получают в районе 1000 грн субсидии.
Полный переход к монетизации для всех получателей, по планам правительства, состоится только в октябре 2019. Видимо к тому времени Кабмин рассчитывает, что усилия Минсоцполитики по верификации пользователей себя оправдают, количество получателей снизится, а доходов Госбюджета хватит для того, чтобы выдать украинцам субсидии деньгами в полном объеме. Впрочем, потратить эти средства до мая 2020-го на что-то кроме оплаты счетов все равно не получится.
Согласно документам правительства, монетизированные суммы субсидий граждане будут получать на личные банковские счета со специальным режимом использования средств. Банки смогут перечислять средства субсидий с этих счетов исключительно на оплату жилищно-коммунальных услуг, а организации, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, получат право списывать с этих счетов средства, в случае неуплаты. Только после окончания отопительного сезона, при отсутствии задолженностей, получатели субсидий смогут потратить остатки средств на другие нужды. Собственно суть реформы заключается именно в этом. Такая практика будет подталкивать людей к экономии, чтобы остаток субсидии был больше. Но для того, чтобы этот стимул был эффективным, люди должны понимать, что будет с системой субсидий дальше? Не лишатся ли они государственной помощи, если утеплят дом, купят энергосберегающий котел или заменят окна? А если лишатся, то при каких условиях? Пока никаких подробностей нет. Если они и не появятся, то система эффективной не будет, а одна из основных целей монетизации – рост энергосбережения, достигнута не будет.
Возможно, на эти вопросы сможет ответить межведомственная рабочая группа, решение о создании которой приняли буквально на днях. Впрочем, не редко создание рабочей группы лишь замедляет реформу, качественно ее не улучшая.
Уже сейчас можно сказать, что планы амбициозные и осуществимые лишь частично, хотя бы потому, что до сих пор не известно, какое количество семей будет претендовать на субсидии в новом году, какой будет цена газа в новом отопительном сезоне и, соответственно, сколько денег потребуется для монетизации льготы.