Минфин честно констатирует, что в текущем году экономический рост был сдержанным, правда умалчивая, что правительство фактически ничего не сделало для того, чтобы стимулировать предпринимательство и расшевелить экономику. Хотя все предпосылки для более стремительного роста были – цены на ключевые, экспортируемые Украиной товары (черные металлы, пшеница, кукуруза), на мировых рынках были благоприятными, торговое сотрудничество с ЕС углублялось, а экономики стран - торговых партнеров Украины росли. Помимо благоприятных факторов во внешнеэкономической деятельности, рос и спрос на товары внутреннем рынке, что по идее тоже является стимулом для предпринимательской активности. Но промышленное производство за январь-июль 2018-го выросло всего на 2,6 процента, а грузооборот вообще снизился на 1,7%. Активно развивались лишь строительство, химическая отрасль, машиностроение и сельское хозяйство. В итоге по прогнозу к концу года рост ВВП Украины составит 3,2% (к соответствующему периоду предыдущего года), а в 2019-м - 3%, что является довольно скромными темпами, если учесть глубину падения ВВП в предыдущие периоды.
Капитальные инвестиции за шесть месяцев 2018, в сравнении с первым полугодием 2017-го, выросли на 26,5%. Но равномерным этот рост не назовешь, в топе – телекоммуникации, транспорт и финансовый сектор. В региональном разрезе это выглядит еще печальнее, в массе капитальные инвестиции осели в столице, Киевской области и Днепропетровской.
Большая часть прямых иностранных инвестиций – это инвестиции в банковский сектор, по сути являющиеся переоформлением банковского долга в капитал банков, а вот иностранные инвестиции в реальный сектор, в сравнении с прошлым годом, сократились почти на 50%. Конечно, в больше степени это было связано с затянувшейся паузой во взаимоотношениях Украины и МВФ, а также надвигающимися выборами. Но как минимум первая причина в полной мере на совести действующего правительства.
Номинальная зарплата украинцев, по данным Минфина, выросла первое полугодие на 26%. Но сам по себе этот показатель еще не говорит о росте благосостояния населения, так как не учитывает налогообложение и текущую инфляцию. В то же время, по данным НБУ, за первое полугодие 2018-го, индекс потребительских цен за первое полугодие составил 12,1% (к соответствующему периоду прошлого года). Поэтому реальная зарплата украинцев росла более скромными темпами – лишь на 12,4%.
Прогноз благоприятный – к концу этого года средняя номинальная зарплата вырастет до 8713 грн, а в 2019-м – до 10129 грн. В то же время среднегодовая инфляция по итогам 2018-го составит 11%, а в 2019-м – 8,7%. Но проект госбюджета сверстан с учетом текущей ситуации и не учитывает будущего повышения цены на газ, которое наверняка внесет свои коррективы в инфляционный прогноз и отразится на благосостоянии украинцев.
Скромные доходы
Доходная часть госбюджета сверстана с учетом ряда изменений в налоговое законодательство. Наибольшие изменения коснулись ренты. Во-первых, ставки рентной платы за использование недр для добычи газового конденсата были снижены с 45% до 29% (до 5 тыс. м глубины) и с 21% до 14% (свыше 5 тыс. м). Во-вторых, с 1 января 2019-го 5% ренты за использование недр для добычи полезных ископаемых будет направляться в местные бюджеты, по месту добычи. В-третьих, были проиндексированы ставки ренты за использование лесов, воды и недр (не связанных с добычей), а также экологического и акцизного налогов, что позволит увеличить доходы госбюджета на 6,6 млрд грн.
Прогноз доходов сводного бюджета на 2019 составляет 1 292 млрд грн. Прогнозные показатели доходов сводного бюджета на 2019 по сравнению с утвержденными показателями 2018 года, увеличиваются на 130,5 млрд грн. или на 11,2%. Это вдвое меньше, чем амбициозные планы этого года, предполагавшие, что мы увеличим поступления в сравнении с 2017 на 21%, но все равно много. По итогам текущего года доходы в лучшем случае увеличатся на 13% и заплатили мы за этот скромный рост курсовыми колебаниями, ростом долговой нагрузки и повышением учетной ставки.
Прогноз поступлений налога и сбора на доходы физических лиц составляет 267,4 млрд грн, из которых в местные бюджеты должно поступить 161,2 млрд грн, а в государственный бюджет – 106,1 млрд грн. Основной фактор, который повлияет на поступление этого налога – повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Правительство планирует, что прожиточный минимум в 2019 году увеличится с 1853 до 2011 грн. А минимальные зарплаты вырастут с 3723 грн до 4170 грн.
Поступления от налога на прибыль в будущем году должны составить 92,6 млрд грн в общий фонд Госбюджета и 9,7 млрд грн – в местные бюджеты. Это один из основных рисков будущего года, так как если будет принят закон о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, потребуются компенсаторы пусть не для всей этой суммы, но для ее трети так точно. Найти источники таких поступлений непросто, и скорей всего «поиск компенсаторов» обернется снижением расходной части госбюджета.
Объемы поступлений от налога на добавленную стоимость в будущем году составят 434 млрд грн, из которых в 96,4 млрд грн – это так называемый «внутренний НДС», а 339,4 млрд грн – «внешний». По планам в текущем году общие поступления от НДС должны составить порядка 384 млрд грн, то есть закладывается 11%-ный рост поступлений. При этом заложенный в бюджет курс доллара, прямо влияющий на рост поступлений «внешнего НДС», составляет 29,4 грн за доллар к концу года. Соответственно недобор по НДС более чем вероятен, как и по таможенным сборам, поступления от которых должны вырасти с 28,6 до 31,2 млрд грн.
Умеренные расходы
Наибольшая расходная статья Госбюджета будущего года, за исключением выплат во внешним и внутренним долгам, это пенсии. Во-первых, правительство выполняет взятое обязательство по их индексации, которая состоится в марте 2019 года, и должна отразиться на электоральной лояльности населения, во-вторых, в будущем году продолжится перерасчет пенсий военных, также предполагающий рост выплат. В итоге «пенсионные» расходы государства в 2019 году составят 166,5 млрд грн, что почти на 30 млрд больше, чем в 2018-м.
Зато на субсидиях в будущем году решили сэкономить, если в 2018-м на госпомощь при оплате ЖКУ выделяется 71 млрд грн, то в 2019 – только 55 млрд грн. Очевидно, надежды возлагаются на то, что верификация собсидиантов, проводимая Минсоцполитики, а также ужесточение требований к претендентам на госпомощь, сократит количество получателей, причем существенно. Впрочем, не стоит забывать, что главная функция субсидий – это поддержка малообеспеченных, и после повышения стоимости газа, их число с больше вероятностью будет расти, а не снижаться, что делает подобную экономию довольно спорной.
Желание затянуть пояса прослеживается и в других расходных статьях, например несколько сократились в сравнении с текущим годом, расходы на Аппарат Верховной Рады и Секретариат Кабмина, не увеличились расходы на Генеральную прокуратуру, Министерство экономического развития и торговли, МИД и Минкультуры.
Зато проект бюджета предполагает 20% рост расходов на Министерство внутренних дел (до 82,3 млрд грн), на 14% рост расходов Минобороны (до 101 млрд грн) и СБУ (до 9,4 млрд грн), практически на 40% увеличение расходов Минтопэнерго (до 7,3 млрд грн).
Удивительно, но реформа образования никак не поспособствовала росту расходов страны на будущие поколения украинцев. Бюджет Минобразования в 2019 году будет лишь на 6 млрд грн больше, чем в текущем году. Зато бюджет Министерства здравоохранения будет увеличен более чем на 26%, до 37,3 млрд грн. Расходы Министерства социальной политики тоже существенно увеличатся, со 150 млрд грн до 177,4 млрд.
Кроме того в местные бюджеты будет направлено 25,8 млрд грн дотаций, из них 14,9 млрд на содержание медицинских и образовательных учреждений. А еще свыше 257,3 млрд грн субвенций, в том числе 70,9 млрд грн – на образование и 55,5 млрд грн – на медицину.
В долгах как в шелках
Отдельная статья расходов – госдолг и его обслуживание. Общий объем государственного и гарантированного государством долга составит 62% от ВВП Украины.
Общие выплаты по госдолгу в 2019 году составят порядка 417 млрд грн, 57,3% - по внутренним долгам и 42,7% - по внешним.
На обслуживание государственного долга в 2019 году потребуется свыше 145 млрд грн. Почти 89 млрд грн придется выплатить по внутренним обязательствам, и еще 56,4 млрд грн - по внешним. Ситуация осложнилась тем, что стоимость внутренних долговых инструментов на внутреннем рынке росла, а Минфин вынужден был привлекать средства для того, чтобы финансировать текущий госдолг и выполнять обязательства по предыдущим займам. Стоимость долговых инструментов на внешних ранках тоже растет, увеличивая нагрузку на наш бюджет.
Естественно, отдавать такие суммы, не накапливая новые долги, правительство не сможет. В будущем году Минфин планирует привлечь 324,7 млрд грн госзаймов. План амбициозный, так как эта сумма почти на 110 млрд грн больше плана на текущий год, который выполнен едва ли. Минфин учел тот факт, что инвесторы покинули рынки развивающихся стран, а опыт сотрудничества Украины с МФО успешным назвать сложно, поэтому лишь 38% этой суммы правительство хочет одолжить на внешних рынках, а большую часть – на внутреннем рынке. Назвать выгодным условия привлечения этих займов сложно – средневзвешенная ставка для внутренних долговых инструментов, по оценкам Минфина, составит 15,7 % годовых, а для внешних – 9% годовых.
Впрочем, тут вопрос не столько в цене, сколько в спросе, если правительство не продемонстрирует ускорения темпов реформ, а переходной период после выборов затянется, найти желающих инвестировать в Украину средства даже при такой высокой доходности будет сложно. Хорошо, если ожидания правительства себя оправдают, иначе бюджетных дисбалансов не миновать.
Кроме того, базовый сценарий, на котором основывает Госбюджет Минфин, предполагает реформы, заложенный в Среднесрочный план приоритетных действий правительства, Стратегию развития малого и среднего бизнеса, Экспортную стратегию Украины и прочие программные документы. Этот оптимизм едва ли оправдан, ведь бюджет текущего года тоже верстался с учетом реализации пунктов из этих же документов, в итоге уже по итогам полугодия с его выполнением возникли определенные проблемы. В будущем году ситуация осложнится еще и плановой сменой власти, за которой традиционно следует плановое изменения приоритетов и курса развития.