ГлавнаяЭкономикаГосударство

Чего хотят владельцы "евроблях"

Бессрочная акция автомобилистов на еврономерах в центре Киева, неожиданно объявленная за два дня до каникул Верховной Рады, вызывает много вопросов. LB.ua предлагает ответы на некоторые из них. В частности, что требует от властей “АвтоЕвроСила”, организовавшая митинг, причем здесь Гройсман, полицейские и на какие компромиссы готовы идти бастующие.

Фото: Макс Требухов

Что хотят протестующие?

О мобилизации сил и предстоящей бессрочной акции протеста участники  “АвтоЕвроСилы” заговорили за три дня до ее проведения. Примерно за месяц до этого на странице организации в Facebook с частой периодичностью сообщали о «карательном» постановлении 479, как его называют автоактивисты, и последствиях. В частности, речь шла о попытках полицейских конфисковать автомобиль, вести «перепись номеров» и незаконном установлении временной зоны таможенного контроля. Все они, как отмечалось в публикациях, быстро доходили до ведома активистов “АЕС” и вызывали локальные протесты.

Цели как локальных, так и бессрочной акции, судя по публичной информации “АвтоЕвроСилы”, заключаются в следующем:

  • Прекратить преследование владельцев авто иностранной регистрации.
  • Отменить постановление Кабмина №479, которое узаконивает это преследование.
  • Наказать и отстранить виновных в «антиконституционном постановлении Кабмина». Имеются в виду главу ГФС Мирослава Продана, министра МВД Арсена Авакова и премьер-министра Украины Владимира Гройсмана.
  • До конца года принять законопроект, предполагающий доступные ставки растаможки. Таким, по мнению автоактивистов, являются законопроекты Нины Южаниной, в июне этого года зарегистрированные в ВР.

Дополнительно артикулируются такие требования, как обеспечить права участников АТО и заставить высшее руководство страны уважать народ.

Фото: Макс Требухов

“Карательное постановление”

Экспериментальный проект № 479, как его называет Кабмин, и «карательное постановление» - как о нем отзываются митингующие, вступил в силу 21 июня и будет действовать вплоть до конца 2018 года. Главная его особенность -  расширение полномочий полиции по контролю над таможенниками. Так в рамках этого экспериментального проекта патрульные имеют право:

  •  Круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля в пунктах пропуска через госграницу и в других местах таможенной территории Украины с целью выявления фактов нарушения таможенных правил;
  • Право доступа к системе таможенного оформления "Инспектор - 2006".

Упоминания о еврономерах в постановлении отсутствуют, угрозу автоактивисты видят  в таможенной базе “Инспектор-2006”. Дело в том, что она содержит информация о всех автомобилях, пересекающих границу, в том числе, информацию о режиме въезда - транзит или временный ввоз на 1 год. Если раньше полиция такими данными попросту не располагала. То теперь, руководствуясь ими, может выписать штраф за нарушение таможенных правил. А в случае повторного нарушения -  лишить права управления на срок от трех до шести месяцев.

Законопроекты Южаниной

В середине июня в Верховной Раде зарегистрировали два законопроекта №8487 и №8488, направленные на регулирование ситуации с автомобилями с иностранными номерами. Их инициатором выступила Нина Южанина, народный депутат от БПП, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

Протестующим удалось пообщаться с Ниной Южаниной во время акции под Кабмином
Фото: Макс Требухов
Протестующим удалось пообщаться с Ниной Южаниной во время акции под Кабмином

Они предполагают:

  • уменьшение размера акцизного налога с авто;
  • отмена запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту "евро-5";
  • и усиление контроля за перемещением и использованием транспортных средств, зарегистрированных в других государствах.

Отношение к ним у протестующих сложилось неоднозначное. Сейчас, когда основная цель митингов - принять законопроекты, автоактивисты говорят “ не важно нравится или не нравится,  это единственный способ решить проблему”.

Проект №8487, предполагающий отмену евростандартов, они встретили на ура.  А вот другой проект, предлагающий новую таблицу растаможки – поддержки до сих пор не находит. Согласно документу,  акцизный налог за растаможку новых автомобилей значительно снизится по сравнению с нынешним. А вот, акцизный налог на старые машины будет выше из-за возрастного коэффициента. И это, по мнению нардепа, будет стимулировать покупку новых средств транспорта. Бастующие, нет-нет да и произносят свое новосозревшее требование -  вместо этих расчетов, ввести для всех общий 30% налог от стоимости автомобиля.

Южанина заочно оппонирует - «сейчас главное -  проголосовать за компромиссное решение». Если внести условие митингующих, то на законопроект будет наложено вето, Министерство финансов даст негативный вывод – размышляет нардеп.

Нина Южанина
Фото: Макс Требухов
Нина Южанина

«Если государство пойдет на этот шаг и еще больше снизит ставки, то это приведёт к большим потерям бюджета. Потому как установленные ставки при растаможке платят две трети граждан. И сумма  выходит довольно большая - от 4 до 6 млрд гривен», - отметила в интервью “Ваша свобода” Нина Южанина.

Не сыскали поддержки законопроекты пока и в парламенте. Так, например,  проект № 8487 сначала несколько раз подряд безуспешно пытались внести на повестку дня сессии. Потом вынесли на голосование. В первый раз за три минуты до обеденного перерыва, во второй - за четыре минуты до окончания рабочего дня. В итоге, одобрен не был. В день массовой бессрочной акции комитет ВР во главе с Южаниной аккурат перед каникулами призвал повторно вынести их на голосование.

Диана Манучарян Диана Манучарян , журналистка
Читайте новости LB.ua в социальной сети Facebook