Единый соцстрах
Ключевым заданием нового единого Фонда соцстраха, отмечал глава правления Олег Шевчук во время учредительного заседания, является "существенное сокращение административных расходов с одновременным улучшением качества обслуживания". Планировалось, что Фонд вберет в себя функции предшественников, плюс замкнет на себе вопросы медицинского страхования.
В начале апреля 2015 года правление утвердило устав фонда, были избраны заместители председателя правления нового фонда: замглавы Федерации профсоюзов Украины Владимир Саенко, замминистра соцполитики Валерий Ярошенко. Был избран исполнительный директор Евгений Баженков, замглавы Минмолодьспорта, руководитель аппарата министерства. Председателем остался Олег Шевчук, занимавший также должность замглавы Федерации работодателей Украины. В то время Федерацию возглавлял известный украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ.
Несмотря на декларации об объединении фондов под одной крышей, реальная процедура их реорганизации началась только в конце 2015 года с внесением изменений в Закон "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (от 03.11.2015 №736).
Не смог в конце 2014 года начать полноценную работу и новый Фонд. Как юрлицо он был зарегистрирован только 31 декабря 2015 года! Поскольку для государственной регистрации необходимо было подвести черту под двумя предыдущими фондами, в декабре 2015 года были изданы приказы о прекращении работы двух старых Фондов соцстраха. Специальные комиссии должны были заняться их реорганизацией.
Что-то пошло не так
Но реорганизация затянулась. Одной из причин медленного слияния фондов было сопротивление на местах. Бывшее руководство Фондов соцстраха от несчастных случаев и по временной потере нетрудоспособности придумывало разные уловки, чтобы этот процесс растянуть во времени. Например, именно дирекции старых фондов формировали комиссии по их же реорганизации.
В декабре 2015 года руководство Фонда по временной потери трудоспособности выдало распоряжение, предусматривающее его ликвидацию, а не реорганизацию, как того требует закон. Понятия "ликвидация" и "реорганизация" не только не тождественны друг другу, но и вызывают разные последствия в юридическом поле. Так, например, для сотрудников ликвидация Фонда означает неминуемое увольнение с занимаемой должности. Кроме того, ликвидация исключает правопреемство и какие-либо обязательства, в том числе, имущественные перед новосозданным Фондом. Об этом говорится на странице Фонда соцстраха в Facebook со ссылкой на письмо главы СБУ Василия Грицака к тогдашнему премьер-министру Арсению Яценюку.
"Ликвидационной комиссией Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности планируется провести инвентаризацию имущества Фонда, а также имущества, которое подтверждает корпоративные права в других юрлицах. По имеющимся данным, такие действия направлены на занижение стоимости имеющегося имущества с целью его реализации по заниженной цене", - отмечал глава СБУ.
В том же письме акцентируется внимание на том, что директор одного из фондов Валерий Акопян и глава комиссии по реорганизации второго фонда Валерий Ситайло создают препятствия в деятельности третьего нового фонда. Отказывают в доступе к помещениям, где находятся администрации исполнительных дирекций, в предоставлении информации, необходимой для разработки документов для единого Фонда социального страхования.
Об этом же напишет Генпрокурору Юрию Луценко министр соцполитики Андрей Рева. По его словам, фонды игнорируют поручение премьер-министра Украины от 28 марта 2016 года о проведении ревизии в организациях.
Как отмечалось в письме СБУ, действия руководства фондов были направлены на бесконтрольное управление их бюджетами, суммарный размер которых составляет более 15 млрд грн ежегодно. Говоря об умышленном расточительстве средств, Василий Грицак ссылался на покупательский интерес Фонда по временной потери трудоспособности. В период ликвидации ее дирекция заказала услуги по обновлению программного обеспечения на сумму более 35 млн грн. Позже Кабин "в целях контроля за расходованием средств двух фондов" установит бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на 2016 год в размере 17,1 млрд грн.
Миистр соцполитики Рева отдельное внимание уделяет ситуации, сложившейся вокруг Житомирского областного отделения Фонда по временной потере трудоспособности. В своем письме к Генпрокурору он рассказывает, что главой ликвидационной комиссии Фонда Ситайлом осуществляется рейдерский захват областного отделения Фонда, а также блокирование счетов в органах казначейства.
"Подобные действия В. Ситайла создают риски в части неполучения материального обеспечения и социальных услуг около 12 млн застрахованных граждан. Бесконтрольное расточение госсредств в сумме около 17 млрд грн", - пишет министр.
Затяжной процесс слияния фондов находит и ряд других объяснений. Председатель комитета Верховной Рады по вопросам соцполитики Людмила Денисова связывает несостоятельность реформы соцстрахования не только с сопротивлением старой системы, но и с отсутствием надлежащего законодательного регулирования реаорганизации.
В пояснительной записке к проекту закона о реорганизации фондов соцстраха (от 06.06.2016 №4781) она обратила внимание на следующие причины:
- Несоответствие структур двух фондов на территориальном уровне и разное количество юрлиц, которые должны быть слиты (в систему органов Фонда от несчастных случаев входит 375 юридических лиц, в систему органов Фонда по временной потере трудоспособности - 54 юрлица и 334 обособленных подразделений без статуса юрлица);
- Закон о госрегистрации юрлиц предусматривает сиюминутную регистрацию прекращения деятельности юридических лиц, которые сливаются, и регистрацию вновьсозданного юридического лица;
- Невозможность осуществления регистрационных действий, связанных с процедурой прекращения всех юридических лиц, находящихся на временно оккупированной и временно неподконтрольной территории Украины.
Нардеп акцентировала внимание: к блокированию объединения фондов социального страхования приводит несовершенство нормативно-правовой базы.
"Уже 1,5 года (на тот момент) фонды проводят свою деятельность без контроля правлений, не входят в сферу управления органов государственной власти, а границы государственного надзора четко определены законом, но не имеют влияния на руководство фондов", - отмечала Денисова.
Но вышеперечисленные аргументы так и не нашли отклик у главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Оно опровергло мнение Людмилы Денисовой об отсутствии надлежащего законодательного регулирования реаорганизации. И предоставило свое видение ситуации. А именно: торможение процесса слияния связано с нежеланием должностных лиц фондов соцстрахования выполнять требования закона. Верховная Рада не сумела собрать достаточного количества голосов для рассмотрения этого законопроекта.
В декабре 2016 года депутаты приняли изменения в целый ряд законодательных актов, в том числе в закон о всеобщем соцстрахе. По словам Андрея Ревы, эти изменения устранили все препятствия для завершения реорганизации системы социального страхования.
И в самом деле, в 2017 году положительных новостей о Фонде соцстраха стало больше. 10 мая завершилась регистрация областных управлений исполнительной дирекции Фонда. До августа 2017 работники исполнительных дирекций старых фондов должны быть переведены в исполнительную дирекцию третьего.
Если никаких новых препятствий не будет, то с августа 2017 года новый Фонд соцстраха начнет работать полноценно. А старые структуры наконец-то прекратят свое существование.