ГоловнаЕкономікаДержава

Экономическая свобода vs. монополистическая зависимость

Украинская экономика в высокой степени монополизированна, и эта тенденция усугубляется с момента последних президентских выборов.

Ежегодно, с 1995 года исследовательский центр Heritage Foundation при потдержке Wall Street Journal определяет индекс экономической свободы, анализируя «объем правительственного вмешательства и наличие препятствий для производства». В этом году экономическую свободу Украины оценили лишь на 46,3 баллов из 100 возможных (см. изображение ниже).

Украина заняла 161-е место в рейтинге из 177 государств, присоединившись к группе «деспотичные страны»

Учитывались такие показатели как: защита прав собственности (30), свобода от коррупции (23), свобода от правительства (29,4), налоговая свобода (78,2), свобода бизнеса (47,6), свобода трудовых отношений (49,9), денежная свобода (71), свобода торговли (84,4), инвестиционная свобода (20), финансовая свобода (30). Таким образом Украина заняла 161-е место в рейтинге из 177 государств, присоединившись к группе «деспотичные страны» (0–49,9).

Несмотря на то, что оценка Украины улучшилась на 0,2 пункта по сравнению с 2012 годом за счет некоторого увеличения денежной свободы, Украина продолжает занимать последнее место в регионе Европы. Среди стран СНГ хорошие позиции удерживают Грузия (21-е место), Армения (38-е место), Казахстан (68-я строчка), Азербайджан (88-й в списке), в то время как Россия занимает только 139-ю позицию.

Неужели наша страна за годы независимости не освоила правила игры, конкуренции. Украина пожертвовала финансовой свободой ради свободы тех, кто у власти?! Ответ очевиден. Экономическая свобода, предоставленная монополиям, является одной из причин, которые приводят к дисбалансу в экономике, углублению структурных диспропорций, росту цен, пренебрежению к запросам покупателей и активному давлению монополий на госорганы.

В Украине на сегодняшний день можно выделить четыре группы влиятельных игроков, от которых зависит благополучие в тех или иных сферах, и в то же время общее состояние экономической свободы в нашей стране.

Первой категорией стоит отметить естественную монополию. Для инвесторов это слишком затратная и рисковая сфера, что снижает их интерес к подобным проектам. Украинская железная дорога - хороший пример. Инвестиции в дополнительный железнодорожный путь с большей долей вероятности не принесут прибыли, а в долгосрочной перспективе значительно не увеличат общественную пользу. 

Фото: Андрей Поликовский

Как правило, власти пытаются бороться с естественными монополиями, устанавливая ограничение на прибыль и контроль ценовой политики таких корпораций. Но, несмотря на эти ограничения, доходы компаний и их контроль над рынками стремительно растут из года в год.

Ко второй категории относятся региональные игроки, которые имеют существенные льготы и привилегии на определенной территории. И если существование естественных монополий не вызывает вопросов, то другие монопольные образования, по факту, не всегда оправданы. Так, например, конкуренция серьезно ограничена в сферах местного транспортного обслуживания (автовокзалы, парковки), на региональных рынках хлебопродуктов, строительных материалов. Причиной тому являются трудности выхода на рынок, такие как высокие затраты на создание новых объектов, ресурсоемкость, организационные детали (получение лицензий, сертификатов) и т.д. Как результат, от установленных монополистами цен страдаем мы, имея ограниченный выбор товаров и услуг по завышенной стоимости.

Третья категория объединяет компании, которые работают в условиях монополистической конкуренции и имеют существенный объем потребителей, такие, как Киевстар GSM и МТС-Украина. По данным на июнь 2012 г. доля рынка самых крупных операторов мобильной связи Украины составила 45,8% и 35,3% соответственно. Остальные 18,9% распределяются между операторами Life :), Интертелеком, Укртелеком, Peoplenet и др. Обе компании с долей рынка свыше 35% контролируют россияне и наблюдаются явные признаки их скоординированных действий - увеличение тарифов на услуги. Не так давно АМКУ заставил этих операторов снизить тарифы на роуминг в популярных для жителей Украины зарубежных странах, но в действие новые тарифы пока еще не вступили. Беспомощность Антимонопольного комитета на лицо.

Фото: yuna-dveri.com.ua

Четвертая категория состоит из финансово-промышленных групп. Благодаря привилегиям и доступу к административным рычагам, они постоянно увеличивают своё влияние на определенных рынках. Некоторые из них уже трансформировались в транснациональные группы и по мнению экспертов из Института экономики и прогнозирования НАН Украины эта тенденция в ближайшее время будет только усиливаться. Ситуация такова, что ключевыми элементами конкуренции в Украине является не цена или качество продукции, а уровень и объем корпоративной власти, а также контроль над рынком, накопленный в ходе неэкономических инструментов.

Как видим, чтобы вывести страну на «новый уровень свободы», необходима серьезная структурная перестройка украинской экономики. Очевидно, что для её проведения необходимы значительные денежные ресурсы и соответствующая госполитика, в том числе – антимонопольная. Концентрация капитала эффективна в случае инвестиционной политики, но не стоит забывать, что участники монополизированных рынков в состоянии оказывать влияние на политику государства с целью получения необоснованных прибылей от своего бизнеса.

Алина БокачАлина Бокач, студентка Киевской Школы Экономики (КШЕ)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram