ГоловнаЕкономікаДержава

Экономические последствия протестов

Как правило, считается, что политические проблемы не лучшим образом влияют на экономику. Нарушение нормального ритма деловой жизни, повышенный уровень риска - всё это сказывается на деловой активности бизнеса, его инвестициях и найме новых работников.

В качестве яркого примера можно привести лето 2011 года в США, когда внезапно замаячивший на горизонте конфликт между администрацией Президента Обамы и республиканской оппозицией вокруг состояния государственных финансов на целый месяц заморозил инвестиционную активность в стране.

Однако, всегда ли верен этот принцип? И применим ли он к нынешним протестам в Украине?

Перед тем, как ответить на эти вопросы, стоит посмотреть на состояние экономики страны непосредственно перед протестами.

ВВП Украины за первые три кварталы снизился (относительно первых трёх кварталов 2012 года) на 1,3%. Впрочем, за счёт позднего урожая, собранного в октябре, снижение в целом за год наверняка будет несколько меньше. Николай Азаров оценил спад за январь-октябрь в -0,6%. Вероятно, примерно таким будет и показатель динамики ВВП в целом за год.

Отсутствие экономического роста сопровождается дефляцией - снижением цен. В январе-октябре индекс потребительских цен снизился на 0,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Жёсткая монетарная политика НБУ, пытающегося сдерживать рост гривневой денежной массы и тем самым поддерживать курс национальной валюты, также способствует дефляции.

Уровень резервов НБУ с января по сентябрь снизился с $24,5 млрд до $21,5 млрд, главным образом, за счёт возврата долгов Украины перед МВФ. Весьма вероятно, что, по итогам года, потери окажутся в два раза большими. Традиционно, наиболее тяжёлым периодом с точки зрения платёжного баланса в Украине является четвёртый квартал - в 2012 году более половины потери резервов пришлось именно на этот период. Похоже, что в 2013 повторяется тот же сценарий, о чём свидетельствует и происходящая в последние дни ползучая девальвация гривны (кроме того, в четвёртом квартале Украина должна вернуть МВФ ещё $1.8 млрд).

Таким образом, непосредственно перед началом протестов страна уже находилась в рецессии и имела серьёзные проблемы с платёжным балансом. К чему же тогда приведут протесты?

Опыт Майдана-2004

В 2004 году, как известно, в Украине уже был эпизод очень похожих на нынешние протестов - Оранжевая революция.Тогда это не привело к серьёзным экономическим последствиям.

Рост ВВП в четвёртом квартале 2004 года - когда и происходила Оранжевая революция - составил 9% год к году. Это несколько ниже, чем рост на 12,1% в целом за год, но всё равно такой темп роста является очень высоким.

Инфляция росла - с 5,6% в сентябре относительно декабря 2003 года она увеличилась до 12,3% в декабре. Однако, быстрый рост цен в конце года характерен для украинской экономики и связан, в основном, с сезонными факторами, а не с политическими или экономическими перипетиями. Например, в предшествовавшем году Оранжевой революции 2003-м индекс потребительских цен относительно декабря 2002-го вырос на 3,3% к сентябрю и на 8,2% - к декабрю, то есть весьма похоже на 2004 год.

Курс гривны в конце 2004 года практически не менялся, оставаясь в районе 5,3 гривен за доллар. НБУ под руководством Арсения Яценюка контролировал ситуацию в финансовой сфере и каких-либо проблем с курсом валюты либо финансовой системой удалось избежать.

Фото: polittech.org

Конечно, сейчас ситуация несколько сложнее тогдашней, из-за более слабой экономики и более высоких внешнеэкономических рисках.

В частности, определённую опасность представляет собой сворачивание программы "количественного смягчения", которое ФРС собирается начать, предположительно, в первом квартале следующего года. В 2013 объявление о будущем начале этого процесса уже спровоцировало обвал активов развивающихся стран и привело к появлению негативного сальдо платёжного баланса Украины. В 2014 действия ФРС наверняка снова приведут к похожим негативным последствиям.

Однако, даже несмотря на более слабую экономику и внешние риски, опыт Майдана-2004, от которого экономика, фактически, не пострадала, обнадёживает. Наверняка немалую роль тогда сыграла - и сыграет сейчас - локализация протестов в столице. Киев является безусловным экономическим центром страны и даёт 17% её ВВП, однако спад деловой активности в нём для экономики перенести, несомненно, легче, чем аналогичный спад во всей стране.

Последствия конфликтов

Впрочем, усугубление политического конфликта и его перерастание в массовые беспорядки, а также эскалация насилия, могут, конечно, резко ухудшить ситуацию в экономике. Яркий пример - современный Египет, который до сих пор не может стабилизировать после смещения Мухаммеда Мурси с поста президента.

Террористические атаки, столкновения между протестующими и властями, в которых гибнут десятки человек, даже штурмы оккупированных протестующими деревень военными - всё это приводит к крайне серьёзным экономическим проблемам. Дефицит бюджета в Египте из-за сильного падения налоговых поступлений превышает 10% ВВП, рост ВВП упал с бывших до 2010 года нормальными для страны 5-6% до ожидаемых в этом году 2%, поток туристов сократился более чем на 20%, а безработица выросла с 9% до 12%. Причём, до момента окончания политического кризиса решения этих проблем не предвидится.

Фондовая биржа в Каире
Фото: EPA/UPG
Фондовая биржа в Каире

Впрочем, в Украине, в отличие от Египта, где протестуют воинственно настроенные "Братья-мусульмане", протесты носят сугубо мирный характер и протестующие явно не собираются прибегать к насилию. Будем надеяться, что власти будут впредь вести себя так же сдержанно (называть "сдержанными" их действия ночью с 29 на 30 ноября язык не поворачивается) и по Украине не покатится волна насилия, как это случилось в Египте.

Павел КухтаПавел Кухта, Заступник голови Стратегічної групи радників при Кабінеті міністрів України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram