ГоловнаЕкономікаДержава

Зловредные аукционы или паралич реформ

Госзакупки будут осуществляться максимально прозрачно и эффективно, если позволить чиновникам, выступающим в роли покупателя от имени государства, самим выбирать как и что покупать.

Фото: novostiua.net

К такому парадоксальному заключению можно прийти, если поверить высказываниям чиновников МЭРТ, в последнее время возобновившим активную критику принятого в прошлом году закона об электронных реверсивных аукционах.

Неужели торги по цене, а не конкурсы, где выбор осуществляют степенные и уважаемые государственные мужи, действительно столь сложны и плохи, что делать его обязательным ну никак нельзя?

Думается, что дело все же не в этом, а в том, что в Украине написанием нормативных актов и законов зачастую занимаются те же самые люди, которые по ним потом работают. Другими словами наши чиновники не фигурально, а буквально пишут законодательство под себя.

Чего же удивляться, что им очень не нравится, если кто-то вмешивается в этот процесс, а также тому, что по написанным таким образом правилам легко живется только самим чиновникам, а не тем на кого они должны работать.

Что случилось с законом?

Принятый в прошлом году закон о реверсивных аукционах преследовал одну простую и очевидную цель – перевести госзакупки биржевых товаров с тендеров и конкурсов на аукционные рельсы, т.е. такой механизм, где контракт выигрывает тот, кто предложил в ходе торгов наинизшую цену. Более того, для того, чтобы в таких торгах смог участвовать наиболее широкий круг потенциальных поставщиков, их предлагалось проводить онлайн с помощью сети Интернет.

Для неосведомленных в данной проблеме необходимо пояснить, что биржевыми считаются товары, качества которых легко описать и стандартизировать, например, нефть и ГСМ, поэтому торг при их покупке должен идти лишь по цене.

Казалось бы прекрасная идея, тогда почему 2013 год уже начался, а МЭРТ так и не приступило к проведению электронных реверсивных аукционов, как это предусматривает закон? Ответ очень прост: чтобы закон заработал, чиновники того же МЭРТ должны были написать инструкции, регламентирующие ряд технических вопросов, без которых торги провести невозможно, но и в закон их все не опишешь.

Фото: Макс Левин

Провалив собственную работу, они принялись заявлять о том, что вот, мол, процедура очень сложная, нормативных актов нет, торги они проводить не могут, поэтому закон нужно отменить, а точнее, позволить им самим решать, когда закупать товар на реверсивном аукционе, а когда нет.

Собственно, не произошло ничего удивительного, действительно, как можно было рассчитывать на то, что люди сами себя лишат куска хлеба с маслом. Ведь с реверсивным аукционом мороки много, а проку никакого, ну разве что цены закупки, как показывает мировая практика, падают на 10-30%, но это не в счет.

Очень похожая ситуация сложилась с целым рядом законов, споры вокруг которых сотрясают украинское общество. Например, законопроектом о трансфертных ценах, разработанным специалистами Миндоходов.

Вместо того, чтобы увеличить сборы в казну, сделав невозможным вывод прибыли за рубеж, он расширяет полномочия налоговиков по давлению на бизнес, ведущий деятельность внутри Украины, а заодно заставляет вести сложнейшую дополнительную документацию те предприятия, которые чисто физически не могут провести налоговую оптимизацию за счет манипуляций с трансфертными ценами.

Еще одна жертва чиновников, теперь уже из Минздрава, закон «о безопасности пищевых продуктов», вводящий такую же систему контроля и обеспечения безопасности пищевых продуктов, как и действующая в ЕС. Вряд ли кто-то в здравом уме, будет утверждать, что риск отравиться испанской колбасой или французским фуа гра выше, чем украинскими сосисками, но вот соответствующий закон никак не принимается, хотя и вошел в список президентского плана реформ. Почему? Да потому, что в случае его принятия СЭС лишится полномочий по проведению проверок предприятий, а значит, и доступа к тем самым сосискам и колбасе.

Как это не работает

Примеры подобные вышеназванным можно приводить и приводить. Однако это вряд ли имеет смысл, ведь корень проблемы достаточно очевиден – как уже упоминалось выше, законодательство в Украине пишут в основном чиновники, а не политики, общественные организации и бизнес, если речь, конечно, не идет о крупнейших украинских ФПГ.

Результат хорошо известен: Украина находится на 137 (из 185) месте рейтинга Doing Business, занимая почетное место между Лесото и Филлипинами (при этом мы находимся на 165 месте в категории «Налогообложение», на 157 месте в «Разрешение неплатежеспособности», на 149 месте в «Регистрация собственности», на 145 месте в «Международная торговля», на 117 месте в «Защита инвесторов»). И это несмотря на уже несколько лет «активного» проведения реформ.

Ничего другого не следовало и ожидать, ведь реформы в Украине также поручено проводить чиновникам, т.е. тем, кто в них менее всего заинтересован. Работникам министерств и ведомств предлагают заставить самих себя работать больше, лучше и за меньшие деньги, да еще и сократить часть самих себя за ненадобностью. В результате законопроекты, изначально нацеленные на дерегуляцию, борьбу с коррупцией и уменьшение властных полномочий госорганов, приводят к совершенно противоположному результату.

Фото: 24smi.org

Как ни странно, впервые системно изменить ситуацию попробовала именно администрация Януковича, создав Координационный центр и Комитет по внедрению экономических реформ. Идея, по-видимому, была в том, что Комитет, состоящий из представителей правительства, бизнеса и ученых, сможет генерировать соответствующие идеи, а Центр координировать работу по их претворению в жизнь.

Что ж надо признать, что сами по себе ежегодные планы реформ, как и президентская программа в целом, выглядят весьма прогрессивными и адекватными. Но далее начинается самое главное – написание законов и работа с деталями, в которых как известно прячется Дьявол.

Сотрудники Координационного центра просто физически не способны делать соответствующую работу в полном объеме, т.к. каждый из них отвечает за целую отрасль: сельское хозяйство, финансы, медицину и т.д. Более того, даже формально они выступают лишь в роли кураторов, лишенных распорядительных полномочий в отношении чиновников министерств, ответственных за написание соответствующих законов.

Выход здесь

Выход из этой ситуации есть, и он в какой-то мере банален и очевиден. Чиновники должны превратиться в исполнителей законодательства, а не его авторов, те же из них, кто не выполняет требования закона о создании подзаконных актов к установленному сроку, должны безжалостно увольняться. Законы, в свою очередь, должны писать политики, бизнесмены и общественные деятели, но никак ни работники министерств.

Либо же нужно создавать специальное министерство реформ, как это было сделано в Грузии, сотрудники которого заранее знают, что пишут законы не для себя, и что они никогда не смогут использовать «особые возможности» госслужащих, которые они заложили в закон в момент его написания.

Для таких радикальных шагов нужны либо высокая степень доверия и общность интересов с отечественным бизнесом и общественниками, как в США, либо решимость провести реформы во что бы то ни стало, как это было в Грузии. Иначе мы так и будем топтаться на месте, смеша безучастных и ввергая в отчаяние тех, кто все еще надеется на светлое будущее для себя и своих детей в Украине, заявлениями наподобие того, что реверсивные электронные аукционы – сложный и неэффективный инструмент госзакупок.

Михайло СоколовМихайло Соколов, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram