ЕБРР создан в 1991 году, чтобы поддержать постсоветские страны на их пути к рынку и демократии. Сегодня ЕБРР работает в 29 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии. Это крупнейший инвестор в Украине, который не только вкладывает свои деньги, но и привлекает иностранных инвесторов. О некоторых проектах банка можно говорится в ролике ниже.
Основные события украинской экономики в 2012 году
По данным ЕБРР, темпы восстановления экономики после кризиса замедлились. По мере ухудшения экономической ситуации в мире темпы роста секторов украинской экономики, специализирующихся на экспорте сырья, также замедлились. Рост объемов кредитования снизился в результате сокращения европейскими банками доли заемных средств и проведения центральным банком жесткой кредитно-денежной политики, ориентированной на стабильный обменный курс.Что касается делового климата в стране, то он еще более ухудшился, несмотря на недавние административные реформы, считает ЕБРР. Участились случаи противозаконных рейдерских захватов компаний. Политика налоговых органов, в том числе отсрочка возмещения НДС, ограничение возможностей компаний по вычету инвестиций из корпоративного налога и авансовой уплате налогов, сдерживала приход инвесторов.
ЕБРР отмечает, что правительство Украины предприняло шаги по реформированию газового сектора. Было принято решение о разделении государственной нефтегазовой компании «Нафтогаз» в соответствии с направлениями ее работы на подразделения, специализирующиеся на производстве, транзите и распределении газа. Среди транснациональных компаний был проведен аукцион лицензий на ведение разведочных работ по поиску сланцевого газа и начато обсуждение вопроса о расширении географии источников импорта газа.
Ключевые приоритеты Украины на 2013 год
1. Реформа системы правосудия
Важнейшим приоритетом ЕБРР считает улучшение сложной деловой среды в стране. Для этого необходимо реформировать систему правосудия, чтобы обеспечить справедливость процедур разрешения коммерческих споров, а арбитражные суды следует деполитизировать.
Анализ решений хозяйственных судов
Замечание по поводу реформы правосудия было сделано после проведенной ЕБРР оценки решений хозяйственных (в тексте - коммерческих) судов в Украине. По ее результатам была составлена диаграмма, где отражены средние баллы, выставленные по семи показателям в результате анализа вынесенных решений местными экспертами в области коммерческого права и региональной экспертной группой. Конец каждой оси соответствует оптимальному баллу 5, характеризующему высокий стандарт справедливости/эффективности.
Предсказуемость
Как видно из диаграммы, специалистами ЕБРР был сделан вывод о высокой степени предсказуемости выносимых решений в Украине. Отсутствие предсказуемости в конкретной области права нередко связано с неопределенностями в соответствующем законодательстве, отражающими частые изменения в законах и противоречия в законодательстве.
Качество
Также было отмечено сравнительно высокое качество судебных решений по коммерческим вопросам в Украине: по мнению ЕБРР, они соответствовали процессуальным требованиям, демонстрировали понимание коммерческих вопросов, определяли и применяли надлежащие положения законодательства и предлагали правильно мотивированные выводы.
Полнота законодательной базы
Местные эксперты ЕБРР также считают, что действующее законодательство недостаточно адекватно запрещает фиктивное банкротство, позволяя должникам сначала выводить свои активы, а затем объявлять себя несостоятельными. Решения судов во многих таких случаях были неплохого качества, но не могли восполнить собой недостатки в законе. В Украине закон предоставляет сторонам слишком много возможностей для повторного открытия дела и оспаривания ранее принятых решений в спорах о банкротстве на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Кроме того, в связи с принятием НБУ чрезвычайных постановлений во время финансового кризиса, не было понятно, распространяется ли временный мораторий на требования кредиторов к банкам на имеющих вклады физических лиц. В конечном итоге, суды приняли расширительное толкование, которое, по мнению экспертов, не соответствовало тому, каким образом должны были работать эти постановления.
Обеспечение исполнения
Принудительное исполнение судебных решений продолжает оставаться серьезной проблемой во всем регионе. В Украине также накопились большие объемы неисполненных решений: на сегодня их число оценивается в 2 миллиона. Также в нашей стране существуют ответчики по большому кругу дел, по которым предприятия обратились с исками в Европейский суд по правам человека, ссылаясь на нарушение их права на справедливое судебное разбирательство в связи с тем, что органы государственной власти в споре не выполняют судебные решения.
Непредвзятость
ЕББР считает, что судебная система нашей страны недостаточно беспристрастна. Например, Апелляционный суд в Украине заслушал и вынес решение в пользу государства в очевидно простейшем деле в течение трех недель с момента вынесения первоначального решения, тогда как другие дела дожидались слушания в течение многих месяцев. Такое явно особое отношение, в сочетании с низким качеством соответствующих судебных решений, дает основания думать о предвзятости.
2. Борьба с коррупцией
ЕБРР считает, что достижения в области улучшения делового климата в стране были неоднозначными. Национальный комитет по борьбе с коррупцией под председательством президента Виктора Януковича обратил внимание правительства на давно стоящую перед страной задачу по борьбе с коррупцией. ЕББР отмечает, что участившиеся случаи противозаконных рейдерских захватов компаний негативно сказались на привлекательности Украины для прямых иностранных инвестиций. Правительству необходимо эффективно проводить в жизнь различные меры, принятые в последние годы с целью улучшения корпоративного управления и борьбы с коррупцией.
3. Реформа газового сектора
ЕБРР советует претворять в жизнь объявленные реформы газового сектора. В марте 2012 года парламент утвердил закон, позволяющий правительству разделить государственную энергетическую компанию «Нафтогаз» на производственное и транспортное подразделения. В случае осуществления эта реформа позволит выполнить требования законодательства ЕС, которое предусматривает отделение производства энергии от ее транспортировки и продажи, что Украина обязалась сделать в качестве члена Европейского энергетического сообщества. Реорганизацию компании «Нафтогаз» в соответствии с направлениями ее деятельности следует завершить, а счета отдельных компаний сделать прозрачными, подчеркивает ЕБРР.
Правительство проводит работу по диверсификации источников газа, потребляемого Украиной. В мае 2012 года власти провели аукцион лицензий на разведку сланцевого газа на Олеском и Юзовском месторождениях, приобретенных международными компаниями «Шеврон» и «Шелл».
Обсуждается вопрос о возможном импорте газа из Западной Европы и строительстве терминала СПГ. Однако сектор по-прежнему страдает от чрезвычайно низких внутренних тарифов на бытовой газ. На долю «Нафтогаза» приходится 2% ВВП дефицита госбюджета и около 5% ВВП он распределяет в форме скрытых субсидий. По мнению ЕБРР, тарифы на бытовой газ необходимо скорректировать до уровней, соответствующих ценам импорта, а скрытые энергетические субсидии следует монетизировать.
4. Стабилизация в финансовом секторе
НБУ и правительство приняли ряд мер по удержанию девальвационного давления на национальную валюту, которые включали ужесточение мер в отношении открытых позиций банков в иностранной валюте, введение дополнительных административных требований к покупке гражданами иностранной валюты, выпуск внутренних облигаций, деноминированных в долларах и евро, а также защищенных от девальвации облигаций в гривнах, и отмену экспортных тарифов на некоторые сорта зерновых в целях стимулирования экспорта. Временный положительный эффект ожидается от выпуска еврооблигаций в июле 2012 года по высоким процентным ставкам, пролонгации кредитов ВТБ и поступления новых кредитов от Китая. Инфляция снизилась с 11,9% в июне 2011 года (в годовом исчислении) до рекордно низкого уровня в минус 1,2% в июне 2012 года за счет снижения мировых цен на продовольствие и ужесточения кредитно-денежной политики. В последнее время темпы инфляции выросли в результате нового роста цен на продовольственные товары.
Экономика страны остается уязвимой перед внешними потрясениями. Хотя украинский экспорт в меньшей степени зависит от энергоносителей и природных ресурсов, чем экспорт соседних стран, доля секторов с низкой добавленной стоимостью, таких, как производство стали и химических продуктов, в его структуре остается очень высокой. Уровень внешнего долга также высок, причем большая его часть имеет относительно короткие сроки погашения и деноминирована в иностранной валюте, а общие потребности в финансировании из внешних источников по-прежнему велики. После значительной девальвации в 2008 году гривна, фактически привязанная с тех пор к доллару США, подорожала в реальном выражении по сравнению с валютами главных торговых партнеров страны, утратив часть конкурентных преимуществ от прошлой девальвации. Дальнейшее разрастание банковского кризиса и кризиса суверенных долгов в ЕС может негативно сказаться на украинском финансовом секторе, поскольку он сильно подвержен рискам еврозоны.
Возврат к быстрым темпам роста, достигнутым до кризиса, вряд ли возможен без проведения глубоких структурных реформ. Финансовый сектор восстанавливается после кризиса и в течение некоторого времени, вероятно, не сможет стимулировать спрос, поскольку большая часть банков предпочитает сокращать свои балансы вместо дополнительных вливаний капитала. Способность государственного сектора в будущем служить антициклическим катализатором будет ограничена высокими общими потребностями в финансировании.
Ожидается, что темпы роста будут оставаться низкими и в 2013 году, поскольку резервный потенциал, оставшийся после кризиса, исчерпан, внешние условия по-прежнему неблагоприятны, а возможности для получения банковских кредитов ограничены. В долгосрочном плане ускорение роста будет зависеть, в первую очередь, от внешнего спроса, а также от способности правительства надежно стабилизировать финансовую систему, проводить антициклическую макроэкономическую политику на основе плавающего обменного курса и привлекать значительные объемы внутренних и иностранных инвестиций.
Необходимо завершить процесс стабилизации в финансовом секторе. Следует отказаться от нестандартной политики кризисного периода, в частности, создания резервов в гривне под кредиты, предоставленные в иностранной валюте, так как в результате этого банки подвергаются рискам колебания валютных курсов. Национальному банку и правительству страны следует стимулировать развитие рынков капитала в национальной валюте.
ЕБРР также понизил оценку Украины в финансовом секторе отчасти из-за того, что с 2012 года наша страна прекратила свое членство в Международной ассоциации органов страхового надзора.
Макроэкономические показатели Украины
После стремительного роста производства в Украине в 2011 году его темпы в первой половине 2012 года замедлились до 2,5% из-за существенного спада в сталелитейном и химическом секторах и машиностроении, а также стагнации в сельском хозяйстве и строительстве. Однако последние данные указывают на то, что снижение деловой активности произошло также в сельском хозяйстве и строительстве. В течение большей части года сокращение внешнего спроса частично компенсировалось активным внутренним потреблением, обусловленным быстрым ростом заработной платы в государственном секторе страны и социальных расходов.
Благодаря обильному урожаю во втором квартале 2012 года, в Украине началось падение цен на продовольственные товары, а укрепление курса национальной валюты по отношению к евро привело к удешевлению импорта.
Основные события в области структурных реформ
1. Непоследовательная налоговая политика
Хотя налоговые органы увеличили долю компенсации НДС, выплачиваемую в рамках ускоренной процедуры, многие международные компании по-прежнему сталкиваются с длительными задержками в ее получении. В целях резкого увеличения поступлений от налогов в налоговое законодательство в ноябре 2011 года были внесены поправки, призванные увеличить сроки вычета капиталовложений из налога на прибыль компаний. Компании сообщают также о частых просьбах налоговых органов произвести налоговые выплаты авансом.
2. Новый закон о госзакупках
В закон о закупках товаров и услуг были внесены поправки, призванные освободить государственные предприятия от соблюдения правил, регулирующих государственные закупки товаров и услуг.
3. Проблемы в банковской системе
Хотя банковская система достаточно хорошо капитализирована, после обязательной рекапитализации 2009–2010 годов балансы банков оказались ослаблены большим объемом невозвратных и реструктурированных кредитов, на которые по состоянию на июль 2012 года приходилось 9,2% от общего объема кредитов.
Балансы многих международных банков фактически давно включают открытые позиции в гривнах, что является следствием нестандартной политики, проводимой Национальным банком, требующего создавать резервы в национальной валюте под кредиты, полученные в иностранной валюте, с целью стабилизации обменного курса. Объем наличности, предоставленной банковской системе во время кризиса, по-прежнему велик и составляет около 5% от ВВП, а ряд банков, национализированных во время кризиса, испытывают трудности, связанные с проблемами в управлении.
Страна подключилась к Инициативе «Вена-2», нацеленной на улучшение координирования и регулирования процесса сокращения банками доли заемных средств между странами расположения материнских банков и странами пребывания дочерних банков.
Также отмечалось значительно более медленное сокращение объема операций международных банков после их активного свертывания в третьем квартале 2011 года.
4. Новый таможенный кодекс
Был принят новый таможенный кодекс. Новый кодекс, вступивший в силу 1 июня 2012 года, призван упростить процедуры импорта, и предусматривает возможность регистрации импорта в любом таможенном пункте, в том числе до ввоза указанных товаров, что позволяет сократить время, затрачиваемое на прохождение процедур регистрации, с одного дня до четырех часов. Кодекс также вводит в оборот электронные декларации и обеспечивает действие принципа «одного окна». К тому же новые правила дают возможность декриминализовать тайный ввоз товаров и ограничивают полномочия таможенной службы в части конфискации контрабанды. При соблюдении буквы и духа кодекса он будет способствовать улучшению делового климата в Украине, поскольку сложные и громоздкие процедуры затрудняют интеграцию Украины в международные производственные цепи.
5. Приватизация госсектора
Правительство продолжает проводить политику, направленную на расширение участия частного сектора в модернизации инфраструктуры страны. В феврале 2012 года парламент принял закон, разрешающий преобразование государственных железных дорог и сопутствующих предприятий в государственную акционерную компанию. Это должно привести к отделению распорядительных функций от операционной деятельности, повышению прозрачности, эффективности и конкурентоспособности, а также созданию условий для участия частного бизнеса в работе железнодорожного сектора. В июне 2012 года был принят закон о морских портах, разрешающий сдачу морских портов в лизинг и концессию частным операторам.
Приватизация остающихся долей государства в региональных энергогенерирующих и распределительных компаниях должна повысить качество энергоснабжения, если этот процесс будет опираться на крепкую нормативую базу. В мае 2012 года правительство приняло проект изменений в законодательстве о сдаче в аренду или концессию районных сетей водоснабжения, канализации и централизованного теплоснабжения, который призван, в частности, содействовать приходу частных инвестиций в этот сектор. Функции по установлению тарифов, которые до недавнего времени принадлежали городским органам власти, были переданы единому национальному регулятору. Главная опасность заключается в том, что приватизация инфраструктурных услуг пойдет на пользу только существующим игрокам этого сектора, которые возьмут под свой контроль и регламентирующие органы.
ЕБРР отмечает, что в Украине сохраняются низкий уровень конкуренции и преобладание государственных компаний в энергетическом секторе, о чем свидетельствует тот факт, что последние торги по продаже акций распределительных компаний привлекли всего двух участников.
6. Поправки к закону о рынке ценных бумаг
Создается институциональная база для развития местного рынка капитала. В мае 2012 года парламент утвердил в первом чтении поправки к закону о рынке ценных бумаг, которые позволят международным финансовым организациям выпускать облигации, деноминированные в гривнах. Проект поправок включает требования, предусматривающие, чтобы объемы эмиссии и уровень процентных ставок утверждались кабинетом министров, а средства, поступающие от продажи облигаций, шли исключительно на цели кредитования реального сектора экономики Украины или долгосрочных проектов развития. Эти поправки должны открыть путь для дальнейшего развития местных рынков капитала в Украине. Ведется подготовка законодательства о производных финансовых инструментах.
Украина остается уязвимой к проблемам на внешних рынках
По мере углубления кризиса государственного долга в зоне евро, во многих странах с переходной экономикой, наиболее интегрированных с единым европейским валютным пространством, оживление сошло на нет. Свертывание экспорта и сокращение притока капиталов привели к замедлению темпов роста экономики.
ЕБРР считает, что самыми уязвимыми к последствиям экономического спада и нестабильности в еврозоне являются Украина и страны Балтии. Однако Украина крайне зависит и от России.
Эконометрический анализ также показывает, что наша страна наиболее подвержена воздействию колебаний уровня производства в еврозоне. Из этого анализа следует, что украинская экономика вообще весьма чувствительна к внешним потрясениям, и сравнительно небольшие изменения внешних условий, будь то на востоке или на западе, могут спровоцировать резкую перемену общеэкономической конъюнктуры в стране.